С развитием единой морской терминологии, возникает насущная необходимость в классификации всех судов по типам. Главным классифицирующим признаком для кораблей становится вид установленного на них парусного вооружения. Второстепенными признаками типа парусного судна являются число мачт и его предназначение. Всё многообразие парусного вооружения можно разделить на три большие группы по виду преобладающих парусов: прямые, косые и смешанные.
В современном яхтинге шкипер полностью выполняет обязанности капитана судна. Яхтенный шкипер полностью несёт единоличную ответственность за безопасность плавания – сохранность самого судна, целостность находящихся на его борту людей и грузов. В обязанности шкипера входит поддержание дисциплины и порядка на вверенной ему яхте. Все служебные распоряжения шкипера, находящиеся в пределах его полномочий, должны неукоснительно выполняться всеми членами экипажа и пассажирами.
К настоящему времени в арсенале корабелов имеется несколько десятков видов парусов, каждый из которых имеет свои функциональные особенности, форму и назначение на судне. Одним из основных типов парусов, используемых как на больших парусных кораблях, так и на небольших лодках, является стаксель. В широком смысле стакселем именуется косой парус треугольной формы, выставляемый впереди мачты. На многомачтовых судах может иметься до 2 десятков стакселей, расположенных на каждой мачте в несколько ярусов, вплоть до пяти.
Такелажем обозначается вся совокупность имеющихся на яхте снастей, предназначенных для крепежа рангоутного дерева, для управления парусным вооружением и для произведения различных погрузочно-разгрузочных работ. В свою очередь, весь такелаж судов подразделяется на стоячий и бегучий. Каждый из этих типов имеет своё предназначение и свои особенности. Стоячий такелаж предназначается для расчалки рангоута – каркаса, на который крепятся паруса. Бегущий такелаж предназначается для произведения различных такелажных работ.
Кокпитом яхты называется всё внутреннее обитаемое пространство яхты, катера, или лодки. Здесь размещаются все приборы и устройства управления судном: штурвал или румпель, комплект навигационных приборов и устройств связи. Тут же находятся спальные каюты, камбуз, гальюн, ящики для продуктов и шкафы для одежды – всё, что необходимо экипажу для обеспечения комфортного нахождения на борту. На больших яхтах кокпит делится переборками на отдельные отсеки. В маломерных лодках кокпит зачастую занимает всё внутреннее пространство, в нём находятся не только системы управления и сам экипаж, но и складывается все необходимые принадлежности и грузы
Швартовка к причалу является относительно простым делом. При заходе в марину следует заранее запросить офис начальника порта о месте стоянки. Если в марине нет начальника порта, то выбирайте любое свободное место. Желательно швартоваться подальше от других судов. Если же свободного места у причала нет, то единственным выходом остаётся швартовка лагом к другой лодке. Перед выполнением манёвра требуется произвести необходимую подготовку. Кроме того, при работе следует соблюдать особую технику безопасности.
Конструкция классической парусной яхты состоит из корпуса и парусного вооружения. Парусное вооружение – это совокупность всей оснастки, предназначенной для перемещения судна по воде при помощи ветра. К парусному вооружению судов относят собственно паруса, рангоут и такелаж. Парус является основной частью парусного вооружения яхты. На сегодня имеется два основных типа парусов, используемых на яхтах – косое и прямое парусное вооружение. Выбор того или иного варианта зависит от нескольких условий: от размеров яхты и условий её эксплуатации.
Скорость судна измеряют в узлах. Термин «узел» возник в XVI веке во времена парусного флота, когда скорость судна начали определять секторным лагом. Скорость зависит от различных факторов: его конструкции, силы ветра, способа настройки парусов и такелажа на различные условия плавания, умения экипажа управлять судном на разных курсах. Кроме того, скорость парусного судна в значительной степени зависит от умения экипажа управлять судном в различных условиях плавания.
Хождение под парусом – это удовольствие отнюдь не из дешёвых. Дело здесь не только в финансовых расходах на приобретение яхты, но и в затратах сил и времени на поддержание судна в надлежащем состоянии. Небрежное отношение к обслуживанию яхты чревато самыми непредсказуемыми последствиями в море, несущими прямую угрозу живучести судна и жизни членов экипажа.
Неумелая швартовка или неудачный отход от пирса могут стать причиной повреждения судна различной степени тяжести, начиная от содранной краски до серьёзных вмятин на бортах. Швартовые кранцы предназначены для предотвращения подобных неприятностей. Кранцы – это особые приспособления, которые вывешиваются по бортам судна перед его ошвартовкой, они предназначены для смягчения возможного удара о причал или другое судно. Таким образом, они играют роль амортизатора, гасящего энергию столкновения и защищающего борта судна от столкновения.