Трюмом судна называется пространство, располагающееся внутри корпуса судна, между палубой и днищем судна. Трюмы судов могут использоваться в самом различном качестве, всё зависит от типа и предназначения судна. Но в любом случае — трюм судна является главным вместилищем перевозимого груза, а также двигателей и прочих механизмов, всех необходимых для автономного плавания запасов, балласта и так далее. Кроме того, благодаря своему водоизмещающему объёму — трюм придаёт судну плавучести, позволяя ему держаться на воде.
Киль судна является одной из основных конструктивных деталей корпуса. В классическом понимании килем судна называют продольную балку, идущую от его носа до кормы. В современном яхтинге килем ошибочно именуется фальшкиль – вертикальное «крыло», выступающее из днища. Но, поскольку данная «ошибка» уже давно устоялась, то фальшкиль практически повсеместно, даже во многих официальных документах, именуется килем яхты. Киль исполняет две основные роли – обеспечивает остойчивость судна, препятствуя его опрокидыванию, и в то же время придаёт корпусу дополнительную прочность, защищая днище при ударах о грунт.
Осадка судна — это показатель глубины погружения корпуса корабля в воду. Осадка судна является весьма важным показателем, капитану корабля необходимо знать величину осадки в каждый конкретный момент времени. Особенно актуальным это становится при подходе к побережью, входе в порты, проходе каналов и прочих мелководных мест. Неправильный расчет осадки судна в подобной ситуации может привести к катастрофе – посадке корабля на мель со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями.
Одним из основных качеств, определяющих мореходность судна, является его остойчивость. Сам же термин «остойчивость» означает способность судна противостоять крену. Крен судна определяется как отклонение диаметральной плоскости корпуса от вертикали, условно проведённой к водной поверхности. Угол крена судна измеряется в градусах, показывающих степень отклонения горизонтального положения его корпуса от условного горизонта морской поверхности. Крен является довольно неприятным явлением, способным привести к довольно серьёзным последствиям – выпадению людей за борт, или даже перевороту судна.
Штурвал является весьма удачной попыткой усиления передающего момента силы на руль при помощи особых тягловых устройств — штуртросов. Сам же штурвал выступает в этой ситуации как ручка лебёдки, увеличивающей мускульную силу. Механизм штурвального управления полностью подчинён законам физики. Крутящий момент передаётся на штуртросы при помощи звёздочки. Для уменьшения усилия и одновременно для увеличения «информативности» штурвала, он должен быть достаточно большого диаметра, а передаточное число редуктора звёздочки, наоборот, малым. Такое соотношение обычно применяется сегодня на океанских крейсерских и гоночных яхтах.
Для увеличения оперативности действий спасателей во время кораблекрушения был разработан специальный сигнальный прибор – аварийный радиобуй. Радиобуй представляет собой автоматический передатчик, подающий сигнал бедствия при кораблекрушении. Данный сигнал принимается спасательными службами, и в район катастрофы немедленно отправляется помощь. Радиобуй обязателен для установки на всех судах, выходящих в море и подпадающих под конвенцию МППСС, он является неотъемлемым компонентом разработанной специалистами ИМО системы аварийной связи GMDSS.
Парус является главной движущей силой любого парусника. Способность парусов преображать силу ветра в энергию движения зависит от нескольких факторов, в том числе от их формы и места расположения на судне. Но главный фактор, позволяющий захватить как можно больше ветра, это площадь парусного вооружения. Площадь парусов зависит от целей использования судна. Чем больше площадь парусов, тем теоретически, большую скорость может развить судно.
Кают-компания на судне является одновременно и комнатой отдыха, и местом общих собраний, и служит помещением для приёма пищи. С этой точки зрения, она служит тем же целям, что в обычных домах гостиная. Практически на всех яхтах, за исключением самых небольших лодок, она занимает центральное место как по своему значению, так и по месторасположению в центре кокпита. Проектируется кают-компания сидячими местами таким образом, чтобы в ней могли одновременно разместиться все члены экипажа яхты.
К палубному оборудованию судов относят всю совокупность механизмов и приспособлений, располагающихся на палубе. Без этих дополнительных приспособлений эксплуатация любого судна становится попросту невозможной. Комплектация судна палубным оборудованием осуществляется в строгом соответствии с морскими нормативами и ГОСТами ещё на верфях. Его подбор ведётся с учётом специфики каждого судна: его размера, назначения и условий плавания, для которых оно предназначено.
Перед продажей судна очень важно установить его объективную стоимость. Неоправданно завышенная цена не только не поможет вам выгоднее продать лодку, но и, наоборот, отпугнёт всех потенциальных покупателей. Следующий фактор успешной продажи судна – его правильное позиционирование. Первое впечатление, которое произведёт на потенциального покупателя товар и его владелец, в 90% случаев оказывает решающее влияние на принятие решения о покупке.