Агрессивная морская среда неизбежно оказывает разрушающее воздействие на любое судно. Не являются исключением и парусные лодки. Учитывая, что покупка даже небольшой яхты обходится в значительную сумму, вполне понятно желание владельца как можно дольше сохранить её в мореходном состоянии.
Работы по уходу за лодкой
Далеко не каждый яхтсмен получает удовольствие от грязной работы, связанной с уходом за лодкой. Однако, любой признает, что нет ничего хуже, чем выйти в море на судне, находящемся в плохом техническом состоянии. Это чревато не только мелкими неприятностями в виде небольших поломок и неисправностей, небрежное отношение к яхте в шторм может запросто привести к большой трагедии.
Весь комплекс работ по уходу за лодкой сводится к осмотру и профилактическому ремонту:
- Корпуса судна.
- Такелажа.
- Парусного вооружения.
- Мотора.
Несмотря на то что для постройки судов подбираются специальные материалы, способные стойко переносить воздействие воды, ветра и солнца, эти природные факторы рано или поздно делают своё дело. В результате — лодка попросту разрушается. К сожалению, остановить этот процесс невозможно. Но замедлить разрушение судна вполне по силам любому яхтсмену. Следует только соблюдать основной принцип — уход за лодкой следует осуществлять круглый год как во время хождения под парусом, так и во время зимней консервации.
Уход за корпусом
Хождение под парусом – это удовольствие отнюдь не из дешёвых. Дело здесь не только в финансовых расходах на приобретение яхты, но и в затратах сил и времени на поддержание судна в надлежащем состоянии. Небрежное отношение к обслуживанию яхты чревато самыми непредсказуемыми последствиями в море, несущими прямую угрозу живучести судна и жизни членов экипажа.
Уход за корпусом судна
Одним из основных комплексов работ по обслуживанию яхты является уход за корпусом судна. Обязательным условием его поддержания в мореходном состоянии является проведение регулярного профилактического осмотра корпуса, а также своевременное устранение выявленных дефектов. Подходить к данной работе следует со всей ответственностью, а не как к формальному мероприятию, проводимому перед началом навигации или при подготовке к зимней консервации.
Профилактические осмотры следует производить не раз в год, а регулярно, при всяком удобном случае. Многие виды мелких ремонтных работ корпуса яхтсмены могут выполнить самостоятельно, конечно, при наличии определённого опыта обращения с инструментами. В противном случае — лучше обратиться к помощи специалистов. Осмотр корпуса производят, подняв лодку из воды. Особенности процедуры по уходу за корпусом судна зависят от нескольких факторов, прежде всего, от материала его изготовления.
Металлические корпуса
Сварные корпуса яхт изготавливают в основном из алюминиево-магниевых сплавов. Они обладают большой стойкостью к коррозийным проявлениям. При визуальном осмотре следует обратить внимание на наличие вмятин. Их следует выправлять ударами небольшой кувалды, наносимые изнутри корпуса через подкладку из доски или бруска. С наружной стороны к вмятине следует приложить некую плоскую металлическую подпорку для большей жёсткости удара.
Клёпанные корпуса яхт чаще всего изготавливают из дюралюминия. Этот сплав гораздо больше подвержен коррозии в морской воде, чем алюминиево-магниевый. Первыми признаками начинающейся коррозии являются мелкие тёмные точки на поверхности корпуса, образующиеся в металле раковины. Такие места необходимо зачищать шлифмашинкой до появления равномерного металлического цвета.
На стыках деталей, сделанных из различных сплавов или металлов, вследствие появляющихся гальванических токов, коррозия развивается значительно быстрее. Таким соединениям, следует уделять особо пристальное внимание – разъеденный болт, клёпка или шплинт могут привести к большим неприятностям во время бури. Клёпаные корпуса необходимо регулярно проверять на герметичность швов. Проблемными местами корпуса обычно являются передняя часть, ударяющаяся о волну при движении, место крепления двигателя или выхода гребного вала из-за постоянных вибраций.
Ослабленные и выпавшие клёпки заменяются на новые, а соединительные швы проверяются на герметичность. Для этого водой разводится мел и наносится на швы снаружи корпуса. После высыхания мелового раствора швы промазываются изнутри керосином. Появившиеся снаружи тёмные пятна свидетельствуют о недостаточной герметичности шва в этом месте.
Стеклопластиковые корпуса
В последнее время стеклопластик является наиболее популярным материалом для изготовления корпусов яхт и катеров. Это связано с его лёгкостью и не подверженностью коррозии. При уходе за корпусом судна, сделанного из стеклопластика — особое внимание нужно обратить на места, испытывающие во время эксплуатации наибольшие нагрузки, например, на части корпуса, касающиеся дна при подходе лодки к берегу. Именно здесь чаще всего образуются потёртости, сколы и трещины.
Необходимо тщательно осмотреть места стыка стеклопластикового корпуса с набором. На небольших лодках максимальные нагрузки на себе испытывают детали крепления транца к корпусу. Друга возможная проблема – это расслаивание стенок корпуса. Стеклопластиковый борт состоит из внутреннего слоя, сделанного собственно из стеклопластика, и наружного из окрашенной смолы.
В случае небольших, даже микроскопических повреждений — вода проникает под наружный слой и в результате химического взаимодействия со смолой, превращается в кислоту. Итог — постепенно происходящее расслоение внешнего и внутреннего слоёв. В тёплых морях этот процесс протекает гораздо быстрее, в наших же широтах он не столь опасен. Ремонт обнаруженного вздутия внешней обшивки можно отложить до конца навигации. Отслоения зачищаются, шпаклюются и закрашиваются водоотталкивающей краской.
Деревянные корпуса
Дерево является наиболее уязвимым материалом, с точки зрения использования его, для кораблестроения. Главная угроза деревянному корпусу – гниль. Уход за корпусом судна, изготовленного из дерева, начинается с тщательного осмотра пазов и соединений досок. На окрашенных бортах гниль можно обнаружить как морщины слоя краски. Проблемные места следует проверить при помощи острого предмета, например, шила или свайки. Чем легче и глубже он проникает внутрь дерева, тем сильнее обшивка повреждена гнилью.
Другая проблема, которой подвержены деревянные детали корпуса яхт – древоточцы. Для профилактики поражения корпуса червём требуется производить регулярную обработку дерева инсектицидами. На поверхности корпуса повреждения заметны в виде небольших отверстий, расширяющихся внутри. Основная проблема состоит в том, что, единожды проникнув в древесину, червь живёт в ней, проделывая изнутри ходы и превращая деталь корпуса в труху.
Борьба с обрастанием корпуса
При уходе за корпусом судна нельзя обойти вниманием такую проблему, как обрастание его подводной части. Как показали эксперименты, спустя месяц, новая моторная лодка теряет до 5-7 узлов хода только по причине обрастания днища водорослями. Особенно заметна эта проблема в тёплых морских водах. Для речных судов, эксплуатирующихся в северных широтах, борьба с обрастанием не менее актуальна. Это позволяет увеличить ход и значительно сэкономить горючее.
В качестве мер профилактики против обрастания, лодку лучше вытаскивать из воды между выходами в море. Если же такой возможности нет, то следует производить очистку подводной части корпуса от водорослей ежемесячно. Особенно это актуально для яхт, участвующих в регатах. Неплохой результат даёт применение специальных красящих составов. Их можно приобрести в специализированных магазинах или изготовить самому.
Для этого потребуется смешать обычную краску с медной пудрой в пропорции литр краски на две больших ложки пудры. Можно использовать и свинцовый сурик, смешанный с олифой или масляным лаком. Чтобы он не стекал с корпуса, в него следует добавить связующий элемент – свинцовые белила. Добавляют белила исходя из пропорции 3 ложки белил на литр сурика. При работе с этой смесью следует использовать защитную экипировку, так как пары свинца могут оказать вредное воздействие на дыхательные пути и слизистые оболочки.
Одновременно с уходом за корпусом судна следует производить и регулярный профилактический осмотр остальных частей лодки и её оборудования. Только своевременное выявление и ремонт неполадок — помогут вам избежать серьёзных аварий при выходе в море.
Уход за такелажем
Стоячий такелаж, применяемый для раскрепления неподвижных элементов рангоута, изготовляется из прочных стальных тросов, обладающих стойкостью к коррозии. С течением времени — даже нержавеющая сталь приходит в негодность. Под действием ветровых нагрузок может наступать усталость материала, о чём свидетельствует появление порванных стренг. Такелаж необходимо осматривать перед каждым выходом в море: один лопнувший вант или оторвавшийся штаг во время шторма запросто способны привести к кораблекрушению.
Такелажные винты следует регулярно смазывать. Особое внимание при уходе за лодкой следует придавать мачте. Профилактический осмотр следует производить регулярно, в течение всей навигации. При постановке яхты на зимнюю консервацию мачту следует демонтировать и подвергнуть тщательной проверке.
Бегучий такелаж более подвержен износу, нежели стоячий. Во-первых, он изготовляется из более мягкого материала, а во-вторых, он чаще изгибается и скользит, в результате чего на него воздействуют силы трения. При профилактическом осмотре бегучего такелажа, начинать следует с фалов, как с наиболее нагруженных снастей. Нагрузки на фалы существенно возрастают, если для выбирания парусов используется лебёдка.
Наиболее распространённый материал для шкотов – синтетика. Она обладает большой прочностью и редко разрывается без видимых предпосылок. Прежде на синтетических снастях появляются следы потёртостей, изломов и прочего износа. Если синтетический такелаж регулярно осматривать и заменять по мере необходимости, то никаких проблем в море возникнуть не должно.
Уход за парусами
Для парусной лодки именно паруса являются наиболее проблемной частью, требующей постоянного внимания. Проверять их следует после каждого перехода, особенно сопровождавшегося штормами. Самой уязвимой частью парусов являются швы вдоль их края, места периодического соприкосновения полотна с такелажем и рангоутом, а также люверсы, сквозь которые продевается бегучий такелаж.
Со временем полотно паруса имеет свойство вытягиваться. Что увеличивает его обвисание и заполаскивание. Это приводит к повышению нагрузки на швы. При чрезмерном вытягивании ткани — исправить данный дефект уже невозможно, а парус подлежит замене. Истёртые места можно усилить, наложив на них дополнительные заплаты. А вот разрывы сшить самостоятельно вряд ли получится. Для этого лучше обратиться за помощью к мастеру, имеющему необходимый для этого материал и опыт.
Повседневные паруса во время стоянок можно завернуть вокруг форштага. По окончании регаты — «гоночные» паруса лучше снять и сложить до следующего раза. При длительной стоянке в городской черте свёрнутые паруса лучше укрыть снаружи, чтобы избежать попадания на них промышленных химикатов и грязи, содержащихся в атмосфере. Синтетические паруса устойчивы к воздействию сырости, а при загрязнении их можно выстирать в воде с добавлением мыла. А вот применять для их стирки, широко рекламируемые моющие средства с «жёстким» эффектом, не рекомендуется.