Международные морские правила придают исключительное значение безопасности мореходства. Собственно, для этих целей они и начали создаваться после потрясшей и Старый, и Новый свет гибели «Титаника». А основным фактором эффективности спасательных работ всегда была и будет быстрота передачи сообщения о кораблекрушении, скорость его приёма и обработки. Для увеличения оперативности действий спасателей были разработан специальный сигнальный прибор – аварийный радиобуй.
Общие требования к радиобуям
Радиобуй представляет собой автоматический передатчик, подающий сигнал бедствия при кораблекрушении. Данный сигнал принимается спасательными службами, и в район катастрофы немедленно отправляется помощь. Радиобуй обязателен для установки на всех судах, выходящих в море и подпадающих под конвенцию МППСС, он является неотъемлемым компонентом разработанной специалистами ИМО системы аварийной связи GMDSS.
Во многих государствах аварийный радиобуй обязательно входит в комплект спасательных средств наряду со спасательными плотами, кругами и жилетами для всех яхт, выходящих в море. Храниться радиобуй должен в особом контейнере с двумя створками. Закрепляться данный контейнер должен на верхней палубе таким образом, чтобы ничто не мешало его всплытию. Половинки створок должны держаться при помощи чеки, снабжённой баростатом.
Каждый радиобуй должен быть снабжён белым проблесковым маячком, передающим световые сигналы в тёмное время суток средствам спасательной авиации. Для экономии заряда батареи каждый прибор имеет датчик, отключающий маячок днём. Согласно нормативным требованиям, электробатарея буя должна находиться в работоспособном состоянии при хранении прибора в контейнере не менее 5-ти лет. А во включенном состоянии её заряда должно хватать не менее, чем на сутки беспрерывной работы, включая подачу радиосигнала бедствия и визуального сигнала проблескового маячка.
Принцип работы спасательного радиобуя
Как уже говорилось, хранится буй в контейнере специальной конструкции, створки которого снабжены чекой с баростатом. При кораблекрушении, когда судно идёт ко дну, при попадании радиобуя в море, на глубине приблизительно пяти-семи метров — баростат перерезает чеку, и буй выталкивается внутренней пружиной, распахивая створки контейнера. Лёгкий радиобуй всплывает на поверхность, сложенная передающая антенна раздвигается, а вода в это время замыкает электрические контакты, расположенные в нижней половине прибора. В результате аварийный радиобуй начинает передачу в эфир сигналов бедствия.
Кроме того, имеется возможность принудительного запуска буя вручную. Для этого потребуется, вырвав чеку и раскрыв створки контейнера, достать прибор. На каждом буе имеется кнопка включения, расположенная в его верхней части. Нажав её можно самостоятельно инициировать подачу аварийного сигнала. Такой вариант предусмотрен для аварийных случаев, не связанных с затоплением судна – при посадке на мель, столкновении с рифами, пожаре на борту и так далее.
Первые шестьдесят секунд сигнал подаётся в тестовом режиме, когда прибор можно отключить. Используется данная минута для тестирования исправности радиобуя специалистами. Спустя минуту, прибор начинает подавать штатные сигналы бедствия. Приняв поданный сигнал, спасательные службы обязаны незамедлительно отреагировать на него. Отменить или остановить подачу штатного сигнала уже невозможно. Не является поводом для отмены тревоги и прекращение подачи сигнала – один раз принятый радиосигнал мгновенно должен служить для спасателей сигналом к действию.
Если же прибор был запущен случайно, например, во время непрофессионального тестирования исправности, существует только один способ отмены вызова спасателей – это связаться с береговой спасательной службой. После этого следует отключить прибор. Если он находится на воздухе, то перевести переключатель в положение «выкл.», а если и это не помогло, то придётся вынимать батарею. Если радиобуй находится в воде, следует достать его из неё, и через пять-десять секунд отключить.
Для приведения аварийного радиобуя в рабочее состояние потребуется не только приобрести его, но и зарегистрировать, одновременно предоставив необходимые данные о себе и своём судне. Только в этом случае спасательные службы смогут идентифицировать прибор. Аппарату присваивается индивидуальный код, который записывается в программу буя и передаётся вместе с сигналом бедствия. Получив код, спасатели при помощи базы данных узнают всю информацию о терпящем бедствие судне.
Виды радиобуев
На сегодня существует три основных типа аварийных радиобуев:
- Радиобуи системы КОСПАС-SARSAT являются аппаратами первого поколения. Они излучают аварийные сигналы на частотах 406 и 121,5 мегагерц. Использоваться данные буи могут не только на морских плавсредствах, но и на летательных аппаратах, и сухопутных транспортных средствах. Данные радиобуи работают в качестве радиомаяка, передавая координаты терпящего бедствие судна. Основной недостаток данной системы – для установки точных координат может потребоваться длительное время, порой до 2-х часов.
- Системы INMARSAT передают данные через одноимённую систему космических спутников, расположенных на геостационарной орбите. Основное преимущество – высокая скорость приёма сигнала: службы спасения получают его уже спустя две минуты с момента работы буя. Среди минусов – спутниками INMARSAT не охватываются широты, лежащие выше 70о.
- Буи, работающие в УКВ-диапазоне. Передаёт информацию на частоте 156 мегагерц. Пригодны только для судов, совершающих прибрежные плавания на небольшом удалении от принимающих станций, так как радиус их действия не превышает 50-60 км.
Все перечисленные виды аварийных сигнальных устройств могут исполняться как в стационарном, закреплённом на палубе, варианте, так и в мобильном. Мобильные буи закрепляются на теле человека, и активируются при его падении за борт, или же вручную.