Отдых под парусом

Текущая позиция судна

В навигационной дисциплине существует понятие «текущая позиция судна». Под ним подразумевается местонахождение данного судна в реальном времени. Знать реальное положение судна необходимо в каждый момент, без этого невозможна прокладка дальнейшего маршрута следования, вычисление точного времени прибытия в порт назначения. А также без определения текущего положения судна невозможно обеспечить безопасность мореплавания.

текущее положение судов

Методы навигационного определения текущей позиции судна

Контроль над текущим положением судна позволяет выполнить следующие навигационные задачи:

  • Определить координаты судна в реальном времени и в требуемой системе координат – географической, маршрутной, полярной. Географическая система позволяет определять местоположение судна на карте, полярная – осуществлять пеленг относительно определённой, заранее выбранной точки. Маршрутная система предназначена для определения расстояния до точки изменения курса, а также для удержания судном линии заданного пути (далее — ЛЗП).
  • Установить реальную траекторию передвижения, скорость движения, угол сноса судна относительно ЛЗП и произвести расчет для её удержания — либо для выхода судна в необходимую точку.

Для решения вышеприведенных задач крайне необходимо знать текущую позицию судна в реальном времени. Если необходимые координаты будут получены с задержкой, то погрешности вычислений значительно увеличиваются. И чем в более сложной навигационной обстановке происходит перемещение судна, тем более короткой должна быть задержка в получении реальных данных. В связи с этим достоинства любого метода определения текущего положения судна определяются следующими факторами:

  • Точность определения.
  • Скорость получения данных.
  • Частота определений координат.

Все методы определения подразделяются на две группы – так называемые штурманские и лоцманские. К первым относят:

  • Счисление. Может производиться с помощью простых навигационных приборов – компаса, лага. Среди главных достоинств такого способа – его простота и возможность получать данные о положении судна практически непрерывно. Данный метод легко автоматизируется. Но он имеет один большой недостаток: высокую погрешность. Погрешность при счислении может достигать 20-25 миль в сутки.
  • Обсервация. Данный метод более точен, позволяет сбросить со счетов погрешности счисления, он абсолютно независим от показаний компаса и лота. Среди минусов следует назвать не автономность. Навигационная обсервация осуществляется методом опознания внешних ориентиров и обработки их данных. В качестве таких ориентиров выступают передающие радиостанции и радиобуи, а в последнее время – навигационные космические спутники. Но в последнее время, с развитием электронных навигационных приборов  — определение текущей позиции судна при помощи обсервации становится всё более точным, быстрым и популярным.
  • В те недалёкие времена, когда электронные навигационные приборы ещё не были столь точны и надёжны, для большей эффективности применяли комбинированный метод, включавший в себя счисление и обсервацию. При этом большая часть пути контролировалась методом непрерывного счисления координат, а через определённые промежутки времени производилась навигационная обсервация. Это позволяло периодически уточнять местоположение, сбрасывая накопленную погрешность.

обсервация

К лоцманским методам установки текущего положения судна относят:

  • Ускоренный метод – с помощью ведущей и ограждающей изолиний. Главным условием надёжности данного метода является следование на всём участке заданного курса одному ориентиру, будь он визуальным (например, маяк) либо радиопеленг. Ориентир выбирается заранее, до непосредственного сближения с навигационной опасностью и непрерывно наблюдается на всём пути следования. Это позволяет надёжно «привязать» местоположения судна к координатам данного ориентира.
  • Способ «глазомерной проводки». Он может быть приборным, связанный с наблюдением за показаниями приборов, в т.ч. радиолокатора, или бесприборным. В последнем случае используется методика сравнительного наблюдения за окружающей обстановкой и визуальными ориентирами. Используется при плавании в стеснённых условиях и вблизи побережья.

Современные средства определения текущей позиции судна

В третьем тысячелетии развитие электронных навигационных систем достигло небывалых высот. Сегодня с помощью компьютеризованных приборов справиться с прокладкой курса и определением текущего положения судна сможет справиться не только начинающий яхтсмен, но и полный «чайник», впервые вышедший в море. Следует только внимательно ознакомиться с инструкцией по применению этой коробочки, начинённой сложной электроникой.

Наиболее популярной на сегодня является автоматическая система идентификации AIS. Первоначально данная система предназначалась для идентификации судов в море, что и отразилось в её наименовании. Но со временем она превратилась в поистине глобальную систему обеспечения безопасности мореплавания. В связи с этим система AIS, согласно дополнениям конвенции СОЛАС, с 2000г. включена в перечень обязательных приборов для всех судов с валовой вместимостью более 300т.

Помимо этого, из-за своей многофункциональности и удобства в эксплуатации, AIS стала очень популярна у рядовых яхтсменов. По набору функциональности АИС подразделяется на два класса – А и Б. Первый устанавливается на судах, подпадающих под юрисдикцию ИМО. А класс Б допускается к установке – на малых, или не конвенционных судах, в том числе и на катерах и яхтах. Различия между этими классами состоят в минимальном наборе функциональности. Текущая позиция судов АИС определяется методом обмена информацией с навигационными спутниками, радиостанциями, другими участниками морского движения. Данные обо всех судах, находящихся в данном районе плавания, выводится в виде графических изображений.

текущая позиция судна

Но в последнее время серьёзную конкуренцию приборам АИС грозят составить обычные «сухопутные» гаджеты – ноутбуки, планшеты, смартфоны. В одних случаях для определения текущей позиции судна следует загрузить на гаджет особое приложение, а в других – просто зайти на определённый сайт и зарегистрироваться там. Таких сайтов в интернете в последнее время появилось великое множество. Вот только некоторые из русскоязычного сегмента Всемирной паутины:

  • seatracker.ru
  • portsinfo.ru
  • popeye-crew.com
  • ships.com.ua
  • Answer-Logistic.ru
  • mga-nvr.ru
  • vesselfinder.com
  • MapGroup.com.ua

Но при наличии огромного количества электронных средств определения текущего положения судна, не следует забывать, что по международным морским законам, каждое судно, независимо от его размера и предназначения, должно иметь на борту комплект бумажных навигационных карт, ручной штурманский инструментарий, лоцию. И, естественно, штурмана или шкипера, который со всеми этими принадлежностями умеет обращаться.


Нет комментариев

Оставить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии Войти