В навигационной дисциплине существует понятие «текущая позиция судна». Под ним подразумевается местонахождение данного судна в реальном времени. Знать реальное положение судна необходимо в каждый момент, без этого невозможна прокладка дальнейшего маршрута следования, вычисление точного времени прибытия в порт назначения. А также без определения текущего положения судна невозможно обеспечить безопасность мореплавания.
Методы навигационного определения текущей позиции судна
Контроль над текущим положением судна позволяет выполнить следующие навигационные задачи:
- Определить координаты судна в реальном времени и в требуемой системе координат – географической, маршрутной, полярной. Географическая система позволяет определять местоположение судна на карте, полярная – осуществлять пеленг относительно определённой, заранее выбранной точки. Маршрутная система предназначена для определения расстояния до точки изменения курса, а также для удержания судном линии заданного пути (далее — ЛЗП).
- Установить реальную траекторию передвижения, скорость движения, угол сноса судна относительно ЛЗП и произвести расчет для её удержания — либо для выхода судна в необходимую точку.
Для решения вышеприведенных задач крайне необходимо знать текущую позицию судна в реальном времени. Если необходимые координаты будут получены с задержкой, то погрешности вычислений значительно увеличиваются. И чем в более сложной навигационной обстановке происходит перемещение судна, тем более короткой должна быть задержка в получении реальных данных. В связи с этим достоинства любого метода определения текущего положения судна определяются следующими факторами:
- Точность определения.
- Скорость получения данных.
- Частота определений координат.
Все методы определения подразделяются на две группы – так называемые штурманские и лоцманские. К первым относят:
- Счисление. Может производиться с помощью простых навигационных приборов – компаса, лага. Среди главных достоинств такого способа – его простота и возможность получать данные о положении судна практически непрерывно. Данный метод легко автоматизируется. Но он имеет один большой недостаток: высокую погрешность. Погрешность при счислении может достигать 20-25 миль в сутки.
- Обсервация. Данный метод более точен, позволяет сбросить со счетов погрешности счисления, он абсолютно независим от показаний компаса и лота. Среди минусов следует назвать не автономность. Навигационная обсервация осуществляется методом опознания внешних ориентиров и обработки их данных. В качестве таких ориентиров выступают передающие радиостанции и радиобуи, а в последнее время – навигационные космические спутники. Но в последнее время, с развитием электронных навигационных приборов — определение текущей позиции судна при помощи обсервации становится всё более точным, быстрым и популярным.
- В те недалёкие времена, когда электронные навигационные приборы ещё не были столь точны и надёжны, для большей эффективности применяли комбинированный метод, включавший в себя счисление и обсервацию. При этом большая часть пути контролировалась методом непрерывного счисления координат, а через определённые промежутки времени производилась навигационная обсервация. Это позволяло периодически уточнять местоположение, сбрасывая накопленную погрешность.
К лоцманским методам установки текущего положения судна относят:
- Ускоренный метод – с помощью ведущей и ограждающей изолиний. Главным условием надёжности данного метода является следование на всём участке заданного курса одному ориентиру, будь он визуальным (например, маяк) либо радиопеленг. Ориентир выбирается заранее, до непосредственного сближения с навигационной опасностью и непрерывно наблюдается на всём пути следования. Это позволяет надёжно «привязать» местоположения судна к координатам данного ориентира.
- Способ «глазомерной проводки». Он может быть приборным, связанный с наблюдением за показаниями приборов, в т.ч. радиолокатора, или бесприборным. В последнем случае используется методика сравнительного наблюдения за окружающей обстановкой и визуальными ориентирами. Используется при плавании в стеснённых условиях и вблизи побережья.
Современные средства определения текущей позиции судна
В третьем тысячелетии развитие электронных навигационных систем достигло небывалых высот. Сегодня с помощью компьютеризованных приборов справиться с прокладкой курса и определением текущего положения судна сможет справиться не только начинающий яхтсмен, но и полный «чайник», впервые вышедший в море. Следует только внимательно ознакомиться с инструкцией по применению этой коробочки, начинённой сложной электроникой.
Наиболее популярной на сегодня является автоматическая система идентификации AIS. Первоначально данная система предназначалась для идентификации судов в море, что и отразилось в её наименовании. Но со временем она превратилась в поистине глобальную систему обеспечения безопасности мореплавания. В связи с этим система AIS, согласно дополнениям конвенции СОЛАС, с 2000г. включена в перечень обязательных приборов для всех судов с валовой вместимостью более 300т.
Помимо этого, из-за своей многофункциональности и удобства в эксплуатации, AIS стала очень популярна у рядовых яхтсменов. По набору функциональности АИС подразделяется на два класса – А и Б. Первый устанавливается на судах, подпадающих под юрисдикцию ИМО. А класс Б допускается к установке – на малых, или не конвенционных судах, в том числе и на катерах и яхтах. Различия между этими классами состоят в минимальном наборе функциональности. Текущая позиция судов АИС определяется методом обмена информацией с навигационными спутниками, радиостанциями, другими участниками морского движения. Данные обо всех судах, находящихся в данном районе плавания, выводится в виде графических изображений.
Но в последнее время серьёзную конкуренцию приборам АИС грозят составить обычные «сухопутные» гаджеты – ноутбуки, планшеты, смартфоны. В одних случаях для определения текущей позиции судна следует загрузить на гаджет особое приложение, а в других – просто зайти на определённый сайт и зарегистрироваться там. Таких сайтов в интернете в последнее время появилось великое множество. Вот только некоторые из русскоязычного сегмента Всемирной паутины:
- seatracker.ru
- portsinfo.ru
- popeye-crew.com
- ships.com.ua
- Answer-Logistic.ru
- mga-nvr.ru
- vesselfinder.com
- MapGroup.com.ua
Но при наличии огромного количества электронных средств определения текущего положения судна, не следует забывать, что по международным морским законам, каждое судно, независимо от его размера и предназначения, должно иметь на борту комплект бумажных навигационных карт, ручной штурманский инструментарий, лоцию. И, естественно, штурмана или шкипера, который со всеми этими принадлежностями умеет обращаться.