Море требует от экипажа судна чёткой и слаженной работы, порой с полной отдачей всех сил. Обеспечить такую слаженность действий без наличия некой объединяющей, и одновременно контролирующей силы — не представляется возможным. Любой корабль, будь то гигантский трансокеанский лайнер или небольшая лодка с экипажем из двух-трёх человек, должен иметь человека, несущего ответственность за судно, за всё происходящее на его борту, а равно за всех членов экипажа и пассажиров. Таким «верховным» ответственным лицом является капитан, или шкипер.
Кто такой шкипер на судне?
Часто можно услышать вопрос – «Чем отличается шкипер и капитан? Являются ли эти слова синонимами, или данные лица имеют разные должностные обязанности?». Сначала разберёмся в происхождении обоих терминов, может здесь удастся обнаружить ответ на вопрос? Слово «шкипер» происходит от голландского «schipper», происходящего от «schip» — «корабль». То есть изначально под шкипером в Европе понимался именно командир судна. Слово же «капитан» имеет более широкое значение. Происходит оно от латинского «caput» — «голова», в смысле «глава», «командир», и имело первоначально чисто военный смысл, вовсе не привязанный к морю, что видно до сих пор в одноимённом армейском чине.
Сегодня принципиальных различий между данными терминами не существует. Правда, в прошлом шкипер и капитан официально были различными морскими понятиями. Так, в России до начала ХХ века шкипером официально именовалось лицо, командующее несамоходным судном, чаще всего баржей либо невоенным парусником. Кроме того, в военном флоте существовала должность «шкипер» наряду с должностью «капитан». Причём обязанности этих двух должностных лиц никоим образом не дублировали друг друга. Капитан являлся непосредственным командиром корабля, в то время как шкипер отвечал за сохранность корабельного имущества.
В Европе же (в той же Голландии или Англии), в отличие от России, шкипером с самого начала именовали командира любого невоенного судна – будь то торговое судно или рыболовецкая шхуна. Лишь позднее, с 19 века, с приходом на море века железа и пара, слово «капитан» стало распространяться и на гражданский флот. Прежде всего, капитанами называли командиров больших престижных судов. Позднее это почётное неофициальное звание было закреплено официально. Вспомним хотя бы капитана Эдварда Смита с «Титаника». Сегодня же понятие шкипер практически полностью вытеснено в область судов малого класса – рыболовецких, грузовых, прогулочных. Так, оно прочно закрепилось и за командирами яхт.
Должностные обязанности шкипера
Шкипер парусной яхты может быть:
- Частным лицом, управляющим судном как взятым в чарт, так и собственным.
- Наёмным служащим, обладающим соответствующей квалификацией и работающим шкипером в соответствии с контрактом, заключённым с судовладельцем.
В современном яхтинге шкипер полностью выполняет обязанности командира (капитана) судна. Яхтенный шкипер полностью несёт единоличную ответственность за безопасность плавания – сохранность самого судна, целостность находящихся на его борту людей и грузов. В обязанности шкипера входит поддержание дисциплины и порядка на вверенной ему яхте. Все служебные распоряжения шкипера, находящиеся в пределах его полномочий, должны неукоснительно выполняться всеми членами экипажа и пассажирами. В отношении наёмной команды яхтенный шкипер выступает в роли непосредственного начальника. Приём на судно и увольнение любого члена экипажа не должно производиться без его уведомления.
Кроме того, во время плавания шкиперу делегируются полномочия исполнительной власти. К примеру, он имеет право арестовать (изолировать) любое лицо на яхте, если его действия создают опасность жизни и здоровью прочих людей, сохранности их имущества или яхтенного оборудования. Если на судне во время его нахождения в открытом море совершилось некое преступление, то шкипер яхты наделяется правами органов юстиции для проведения предварительного дознания и установления круга подозреваемых.
При ряде иных экстренных ситуаций, например, при рождении на борту ребёнка или смерти человека — яхтенный шкипер обязан зарегистрировать сей факт в судовом журнале. Данная запись, в соответствии с действующим законодательством, имеет полную юридическую силу, наряду с официальными свидетельствами. Во время морских происшествий, создающих угрозу судну, шкипер яхты обязан организовать и лично возглавить действия по борьбе за живучесть своего судна.
Если дальнейшая борьба за живучесть невозможна и угрожает жизни людей, то он обязан организовать эвакуацию экипажа и пассажиров, сам в последнюю очередь покинуть борт яхты, прихватив с собою судовую документацию. Даже после гибели судна шкипер сохраняет все свои командирские права и обязанности в отношении экипажа, вплоть до самого возвращения в порт приписки. При приёме сигнала бедствия с другого корабля, шкипер обязан немедленно предпринять все действия по оказанию ему всего спектра необходимой помощи.
Получение шкиперского сертификата
Помимо должностных обязанностей, каждый шкипер обязан обладать необходимыми профессиональными навыками. Прежде всего, это хорошее знание английского языка, так как он является международным языком морского общения. Без знания английского, шкипер не сможет вести переговоры ни со встречными судами, ни с портовыми властями, не принимать послания от береговых навигационных служб.
Кроме того, яхтенный шкипер должен иметь определённый опыт хождения под парусом в качестве матроса, отлично разбираться в навигации и морских картах, уметь работать с парусным вооружением. Ну и, конечно, обладать физической силой и здоровьем, коммуникабельностью, а также крепкими нервами – без этого исполнять служебные обязанности в экстремальных условиях открытого моря будет очень непросто.
Чтобы получить право командовать яхтой, следует иметь соответствующую лицензию. К сожалению, в отличие от автомобильных прав, яхтенных прав единого международного образца сегодня до сих пор нет. Одной из причин этого является огромное разнообразие типов и классов маломерных судов, акваторий и условий навигации в них, специальных требований к шкиперам в зависимости от той или иной ситуации.
В России аттестацией шкиперов занимается одно из подразделений МЧС – Госинспекция по малоразмерным судам. В обязанности ГИМС также входит обязанность регистрации яхт и моторных лодок, таким образом, она является своеобразным морским/речным ГИБДД. Вот только выдаваемые инспекцией права на управление маломерными судами выдаются исключительно на русском языке. Поэтому взять по российской шкиперской лицензии яхту в чарт в дальнем зарубежье весьма затруднительно. В лучшем случае от вас потребуют нотариально заверенного перевода документа, а в худшем – лицензию признаваемых в данной стране шкиперских школ.
Наиболее «ходовыми» лицензиями яхтенных шкиперов являются документы, выдаваемые английской (RYA) и американскими яхтенными школами (ASA) и (IYT). В этих школах выдаются лицензии, в соответствии со стандартами IIC – Еврокомиссии ООН. Стандарты Ай-Ай-Си представляют собой первую, и наиболее удачную попытку унифицировать все шкиперские сертификаты в мире. Данный тип лицензий признаётся в большинстве стран Европы и Америки. В перечисленных школах можно получить сертификаты четырёх основных видов:
- Яхтенный матрос.
- Шкипер яхты с правом дневного плавания.
- Шкипер с правом плавания в прибрежных водах (не далее 20-ти миль).
- Шкипер дальнего плавания.
На каждую из этих категорий придётся сдавать отдельный экзамен, состоящий как из теоретической, так и из практической части. Обучение по системам RYA, IYT, IIC сегодня проводят многие российские частные яхтенные школы, выдавая сертификаты европейского образца.