Планировка внутреннего пространства яхты, из-за ограниченности размеров, всегда подчинена требованием максимальной оптимизации и компактности. Однако компактность планировки вовсе не должна достигаться в ущерб комфорту. Поэтому там, где позволяют размеры, всегда оборудуется своеобразная судовая «гостиная», роль которой исполняет кают-компания катера и яхты.
Кают-компания в морской традиции
Кают-компания на судне является одновременно и комнатой отдыха, и местом общих собраний, и служит помещением для приёма пищи. С этой точки зрения, она служит тем же целям, что в обычных домах гостиная. Но, в отличие от прозаической сухопутной «комнаты для приёма гостей», с кают-компанией на флоте связано множество морских традиций.
Впервые кают-компании появились в европейском военно-морском флоте ещё во времена великих географических открытий, с бурным развитием морского флота. Во время длительных океанских переходов, длящихся порой по многу месяцев, экипажу требовалось место для общего отдыха, проведения светских бесед и так далее. Касалось это, само собой, только командного состава – морских офицеров, состоявших в те времена почти полностью из представителей высших сословий. Матросам, набиравшимся из простолюдинов, вход в комнату для отдыха корабельной аристократии был закрыт.
Впервые официальный статус за кают-компанией был закреплён соответствующим указом Д. Джервиса, лорда британского адмиралтейства. Он распорядился на каждом спускаемых с британских стапелей корабле оборудовать специальную комнату для офицерских собраний – «вордрум». Однако, за данным помещением постепенно закрепилось другое название, произошедшее от голландского «kajuit» и французского «compagnie», что дословно можно перевести как общественная, или общая каюта.
На русском императорском флоте кают-компании были официально введены в середине XVIII века указом Адмиралтейства. Подобное решение было принято с целью укрепления дисциплины и сплочённости среди офицерского состава кораблей. Ранее каждого морского офицера, как принято, выходца из дворянской среды, даже на корабле обслуживал собственный слуга-денщик. Вся эта прислуга в итоге толкалась на общем корабельном камбузе, ссорясь и ябедничая, друг на друга своим господам. Вместе с ними должны были делить пространство камбуза и офицеры победнее, что не могли позволить себе иметь личную прислугу.
В итоге — для наведения порядка и дисциплины в бытовой сфере на судах российского флота, морским уставом был регламентирован единый порядок приготовления и приёма пищи офицерским составом в специальных общих кают-компаниях. Они же исполняли роль аристократического салона, где свободные от вахты офицеры могли разнообразить свой досуг светскими беседами друг с другом.
К слову, в кают-компаниях сразу же воцарился весьма демократический дух, конечно, с поправкой на время (эпоха самодержавия) и место (военный флот). Так, он служил для бесед офицеров, как говорится, в современной политике, «без галстуков», или, применительно к морскому флоту – «без погон». Офицеры здесь традиционно обращались друг к другу не по званию, а по имени-отчеству. Разрешалось даже обсуждение и критика действий старшего начальства, но, разумеется, с соблюдением устава и военной субординации.
Старшим «распорядителем» в общей каюте официально считался старший помощник командира судна. А вот самому командиру корабля доступ на собрания кают-компании, кроме экстренных случаев, был негласно запрещён. Для этого он должен был получить официальное приглашение от старшего офицера, который выступал от имени всего офицерского состава. Адмиралы Ушаков и Нахимов высоко ставили общие встречи в кают-компаниях в воспитании духа товарищества и боевого братства среди флотских офицеров.
Кают-компании на современных яхтах
Из военно-морского флота кают-компании перешли и в гражданский флот, как место общественного отдыха экипажа. Те же функции исполняет и кают-компания катера и яхты. Практически на всех яхтах, за исключением самых небольших лодок, центральное место занимает кают-компания, или как её часто называют, салон. Центральное – как по своему значению, так и по месторасположению в центре кокпита.
Общая каюта яхты предназначена для тех же целей, что и на больших судах. Здесь собирается команда для совместной трапезы, для отдыха и развлечений во время длительных морских переходов. Особенно уютна кают-компания во время ненастья, когда отдых на свежем воздухе не может доставить удовольствия. Впрочем, на многих яхтах, сконструированных по так называемому «средиземноморскому» типу (с открытым кокпитом), общий салон может быть открытым, имея лишь навес от дождя.
Проектируется кают-компания сидячими местами таким образом, чтобы в ней могли одновременно разместиться все члены экипажа яхты. Центральной деталью салона всегда является стол, вдоль или вокруг которого располагаются кресла или диваны. На небольших яхтах в ночное время кают-компания может превращаться и в спальню для одного-двух членов команды, размещающихся на боковых диванах.
Внутреннее оборудование кают-компании зависит от фантазии конструктора и финансовых возможностей владельца. Но основное правило, которое не следует забывать, общая каюта должна быть максимально удобна, практична и комфортна. Чтобы отдых в ней действительно был отдыхом, не вызывал чувства дискомфорта. Кают-компании современных яхт могут оборудоваться встроенными шкафчиками и рундуками различного происхождения.
В каждой современной кают-компании имеются несколько розеток для подключения многочисленных девайсов и гаджетов, без которых не может обойтись ни один современный человек, даже романтик-мореплаватель. По желанию владельца в салоне устанавливают и разное оборудование для досуга – аудио- и видеосистемы и так далее.
Напоследок упомянем о кают-компаниях пары известных и дорогих мега-яхт. Точнее, в данном случае более всего подходит не название «каюта», а именно «салон» — настолько данные кают-компании не похожи на общие каюты яхт типовых проектов.
«History Supreme», принадлежащая одному малайско-китайскому бизнесмену, имеет кают-компанию с прозрачными стенами и крышей. Но это ещё мелочи – на отделку яхты, в том числе и на салон ушло 100 килограмм золота. Стены кают-компании украшены мозаикой из распиленных метеоритов, обрамлённых платиной. И как верх шика – статуя, вырезанная из окаменелых костей тираннозавра.
«Затмение» — знаменитый 163-метровый девятипалубный «дредноут» Романа Березовского имеет кают-компанию площадью в 500 м2, в которой, помимо всего прочего, расположились сцена с роялем. Дизайном и внутренней отделкой занималась британская ВИП-дизайнерская компания Terence Disdale.
Если же вы не являетесь миллионером, но имеете желание привнести некие изменения в типовой проект кают-компании, ориентируйтесь в первую очередь на функциональность и удобство. А уже потом на модные тенденции и свой дизайнерский вкус. Всё-таки основное предназначение кают-компании катера и яхты, это комфортный отдых, а не эффектный дизайн, который зачастую просто несовместим с удобством эксплуатации.