Швартовка яхты – это определённое искусство, дающееся новичкам не так просто. Неумелая швартовка или неудачный отход от пирса могут стать причиной повреждения судна различной степени тяжести, начиная от содранной краски до серьёзных вмятин на бортах. Впрочем, получить подобные повреждения может и уже пришвартованная яхта, например, при ударах о пирс и соседние суда во время сильного волнения. Швартовые кранцы предназначены для предотвращения подобных неприятностей.
Виды кранцев
Кранцы (fender) – это особые приспособления, которые вывешиваются по бортам судна перед его ошвартовкой, они предназначены для смягчения возможного удара о причал или другое судно. Таким образом, они играют роль амортизатора, гасящего энергию столкновения и защищающего борта судна от столкновения. На современных судах используются кранцы самых разных видов. Выбор того или иного варианта зависит от типа и размера судна, от его конструкции и условий швартовки. Так, для приёма к борту других судов в море или на открытом рейде могут использоваться специальные плавучие кранцы. Они представляют собой конструкцию, состоящую из нескольких надувных баллонов, скреплённых друг с другом такелажной цепью. Такие системы используются в основном на крупнотоннажных судах из-за громоздкости и большого веса.
На яхтах, катерах и прочих маломерных судах применяется более лёгкие конструкции, которые можно опускать за борт и поднимать без помощи лебёдок и талей – бортовые или навесные кранцы. Своё название они получили из-за способа установки: во время швартовки такие кранцы вывешиваются вдоль борта яхты на цепях или тросах. Традиционно их изготовляли из обрезков брёвен, оплетённых в несколько слоёв верёвками, мешков с песком и прочих подходящих материалов. Сегодня же повсеместно используются надувные кранцы, изготовленные из армированной резины в виде баллона цилиндрической, либо сферической формы, или такие же цилиндры из вспененного поливинилхлорида.
Другой вариант «эконом-класса» — вывешиваемые вдоль бортов старые автомобильные покрышки. Их часто можно увидеть на речных баржах и буксирах. Однако, навешенные на борта покрышки не отличаются особым эстетизмом, вполне естественно, что сегодня владельцы яхт отдают предпочтение специальным надувным кранцам. Иногда еще можно встретить и старинные конструкции из дерева, оплетённого верёвками. Но подобные кранцы рекомендуется использовать только в комплексе с прикреплённым к борту швартовочным брусом. Иначе при столкновении с причалом твёрдая древесина может оставить вмятины на металлических или стеклопластиковых бортах.
Особенности выбора и установка
Выбор кранцевых амортизаторов для яхт не регламентируется положениями морских правил. Обычно их подбирают согласно особенностям конструкции лодки и условиям швартовки. Начинающим яхтсменам можно посоветовать обратиться за советом к опытным «морским волкам», либо исходить из технических рекомендаций производителя. Общие рекомендации по выбору и эксплуатации можно сформулировать следующим образом:
- Кранцы должны располагаться вдоль борта на расстоянии не более 250 см друг от друга, но не меньше 3-х на каждый борт. Оптимальное количество для каждого борта яхты средней величины – 6-8 штук.
- Выбор диаметра осуществляется по следующей формуле. 2,5 см диаметра кранца на каждые 1,2 м длины яхты. Так, для лодки длиной 30 футов это будет 10:1,2 х 2,5 = 20,8 см.
- Длина каждого кранца должна быть не менее 2/3 от высоты выступающего над водой борта. Если есть какие-либо сомнения относительно нужного размера, то всегда выбирайте больший.
- Давление в надувных кранцах должно составлять порядка 0,15-0,2 атмосферы (кг*с/см2). Проверка давления осуществляется не реже 2 раз в год.
Накачивать надувные кранцы можно обычным автомобильным насосом или компрессором. Однако, подходить к этому делу следует без особого фанатизма, учитывая, что при нагревании на солнце воздух расширяется, а давление в камере значительно увеличивается. Это особенно актуально для камер, окрашенных в тёмные цвета.
Вывешивать кранцы необходимо непосредственно перед входом в марину, в комплексе с другими подготовительными к ошвартовке мероприятиями: разбором и креплением к бортовым уткам швартовых, подготовкой к отдаче якоря и т.д. Вывешивание кранцев, несмотря на кажущуюся простоту процедуры, подчас вызывает трудность у мореходов-новичков. На лодках малых размеров они крепятся по бортам за швартовые утки. Правда такой вариант имеет два больших минуса. Во-первых, при ошвартовке судна или при отходе от пирса — высока вероятность запутать швартовый и кранцевый концы. Во-вторых, крепление к уткам не всегда оптимально с точки зрения расположения кранцев по периметру борта.
Лучше всего заранее предусмотреть и установить на бортах или стенках надстройки специальные скобы или крючки, это позволит упростить и ускорить вывешивание/снятие кранцев, а также равномерно разместить их по борту. Гораздо проще выставлять швартовые кранцы на относительно крупных яхтах, борта которых оснащены по периметру релингами с леерами. К ним достаточно просто привязать кранцевый конец в любом нужном месте. Лучше всего для крепления кранцевых концов использовать узел-«восьмёрку», либо «коровий» узел, они вяжутся за несколько секунд и при этом достаточно надёжны. Современные кранцы фабричного производства оснащаются двумя рымами с разных концов, благодаря чему их можно устанавливать как в вертикальном положении (за один рым), так и в горизонтальном (за два рыма).
Снятие и хранение кранцев
Прежде, чем выбрать какой-либо вид кранцев, предусмотрите место для их хранения. Наиболее оптимальны надувные варианты, особенно если ваша яхта не отличается большими размерами и буквально каждый квадратный сантиметр пространства на счету. В этом случае — после выхода в море можно просто спустить из них воздух и убрать в рундук. Их можно быстро накачать простым автомобильным насосом-компрессором, работающим от бортовой сети. Если же вам недосуг возится с компрессором, либо вы не планируете совершать длительные морские переходы, то можно хранить кранцы в специальных корзинах, закрепляемых на леерах или стене рубки. Другой альтернативный вариант – складные крепления и скобы, на которых убранные кранцы фиксируются при помощи концов.
К слову, сразу же после отхода от берега, по неписанной морской традиции, кранцы следует убирать. Неубранные кранцы могут свидетельствовать о низкой «морской культуре» команды в целом и шкипера в частности. Если выражаться языком сухопутных автомобилистов, это сигнал: «за рулём (т.е. за штурвалом) чайник». В Англии до сих пор бытует фривольно-шутливое выражение насчёт таких лодок: «On Board are a prostitute». Данная шутка, вероятно, зародилась в те давние времена, когда Британия являлась единовластной владычицей морей, её порты были заполнены кораблями со всех концов света. Как считается, по акваториям крупных английских портов в те годы курсировали лодки и шаланды, перевозившие от судна к судну портовых дам лёгкого поведения. От прочих плавсредств они отличались вывешенными кранцами из-за необходимости постоянно приваливать к борту то одного, то другого корабля.
Если же говорить серьёзно, то болтающиеся по бортам яхты кранцы не только не добавляют её внешней эстетики, но и значительно ухудшают скоростные качества из-за нарушения обтекаемости обводов бортов. Да и очень легко потерять столь необходимую деталь во время сильного волнения, которую вовремя не убрали по недосмотру или незнанию. Впрочем, в целом ряде случаев движение яхты с неубранными кранцами не только возможно, но и рекомендовано. Например, при прохождении сложных для маневрирования мест – узких каналов, шлюзов и т.п. В остальных же случаях, дабы не уподобляться героям английского морского анекдота, а наоборот, показать окружающим свою высокую мореходную культуру, кранцы следует убирать после отчаливания от пирса.