Конструкция классической парусной яхты состоит из корпуса и парусного вооружения. Парусное вооружение – это совокупность всей оснастки, предназначенной для перемещения судна по воде при помощи ветра. К парусному вооружению судов относят собственно паруса, рангоут и такелаж.
Рангоут
Рангоут (рангоутное дерево) — это «скелет» для парусов, служащий для их натяжки и передачи силы движения корпусу яхты. Основная часть рангоута — это мачты. Несмотря на то что среди моряков до сих пор бытует термин «рангоутное дерево», у многих современных яхт мачты изготавливаются не из древесины, а из алюминиевых сплавов, стали, углепластиковых композитов.
Количество мачт зависит от размера яхты. Наиболее распространённый вариант – одна грот-мачта. Но океанские мега-яхты могут иметь и до трёх мачт. Размер мачт также может быть самым различным, в зависимости от размера самого судна. В книгу рекордов Гиннеса занесена яхта «Мирабелла-5» с углепластиковой мачтой, высотой 90 м.
Классические небольшие спортивные или прогулочные яхты имеют тип парусного вооружения с одной мачтой (кэт, тендер, шлюп), именуемой грот-мачтой. Она же является центральной и у многомачтовых судов. Суда-двухмачтовики – кэч, иол, шхуна. У мега-яхт, имеющих три мачты, передняя именуется фок-мачтой, а задняя, расположенная позади грот-мачты, называется бизань-мачтой.
Гик – часть рангоутного дерева, предназначающаяся для растяжки нижней шкаторины косого паруса. Крепится в нижней части мачты, перпендикулярно к ней неподвижным либо подвижным образом. К гику, помимо паруса, крепится ряд дополнительных приспособлений, предназначенных для управления и придания жёсткости конструкции – оттяжки и шкоты.
Гафель – используется на яхтах с четырёхугольным парусом. Представляет собой рангоутное дерево, закреплённое в верхней части мачты под углом к ней. К гафелю крепится верхняя шкаторина паруса. На небольших открытых лодках, например, на динги, гафель часто заменяется на рейк. Рейк, как и гафель, предназначается для крепления верхней части четырёхугольного паруса, но позволяет ему с обеих сторон свободно выходить за мачту.
Такелаж
Ванты – специальная оснастка, относящаяся к стоячему такелажу. Представляет собой тросы из оцинкованной стали. Предназначается для растяжки и укрепления мачт, придания всей рангоутной конструкции дополнительной жёсткости. Толщина и количество вант зависит от размера мачт и площади парусов.
Шкоты – так называемый «бегучий» такелаж. Своё название он получил оттого, что, в отличие от вант, не закреплён в неподвижном виде. Шкоты служат для управления парусами и рангоутным деревом, они изготовляются из синтетических или натуральных материалов.
Парусное вооружение яхты
Парус является основной частью парусного вооружения яхты. На сегодня имеется два основных типа парусов, используемых на яхтах – косое и прямое парусное вооружение. Выбор того или иного варианта зависит от нескольких условий: от размеров яхты и условий её эксплуатации.
Прямое парусное вооружение применяется в большинстве случаев на больших многомачтовых океанских яхтах. Изредка используется для яхт, стилизованных под старинные парусники – бриги и бригантины. Прямой парус выполнен в виде трапеции, они закрепляются на горизонтальном рангоутном дереве – реях, обычно в несколько ярусов. Среди недостатков прямого парусного вооружения следует отметить его хорошую работу только при попутном и, частично, боковом ветре (не более 60-70 градусов).
Для спортивных и прогулочных яхт используют косое парусное вооружение. В этом случае парус располагается только с одной, обычно задней, стороны мачты. Форма материала при этом может быть как треугольной, так и четырёхугольной. Поскольку именно такие небольшие суда составляют подавляющую часть мирового яхтенного флота, то косой парус является наиболее распространённым. Его главным преимуществом является возможность движения при встречном ветре путём лавирования.
В некоторых случаях можно встретить и комбинированное использование парусов. Например, крейсерские яхты, на которых основным типом парусного вооружения являются косые паруса, могут при попутных ветрах выставлять прямой парус – брифок. Это связано с лучшим КПД прямых парусов на попутных курсах, чем у косых, и даёт значительную прибавку к скорости движения.
Гафельное парусное вооружение
Гафельное парусное вооружение получило своё название от гафеля – рангоута, установленного на мачте сверху, под углом к ней. Используется для постановки четырёхугольного косого паруса. К гафелю прикрепляется верхняя кромка паруса, передняя шкаторина прикрепляется непосредственно к мачте, а нижняя часть парусного полотна – к гику, закреплённому на мачте горизонтально.
Одними из разновидностей гафельного парусного вооружения является парус-гуари, у которого гафель по своей длине превышает не только гик, но зачастую и саму мачту. Крепится гуари по отношению к мачте под очень острым углом, порой почти вертикально. Одним из видов гафеля можно считать рейк – вариант, когда верхний рангоут крепится к мачте не своим торцом, а выходит за неё вперёд. Применяется подобный вариант по большей части на небольших лодках – динги, прогулочных тузиках и т.д.
Ещё один вариант гафельного парусного вооружения – применение шпринтова. Используется шпринтов в основном на небольших швертботах и динги. При этом верхний шест рангоута упирается своим нижним торцом в мачту примерно на половине её высоты, а верхним концом – натягивает парус, упираясь по диагонали в его верхний задний угол. Ещё полвека назад большинство яхт оснащались подобным вооружением.
К нынешним временам гафельное парусное вооружение почти повсеместно вытеснено более простым в управлении и более мощными, с точки зрения тяговооружённости, треугольными парусами. Плюсом гафельного паруса, так же, как и прямого, является лучшие тяговые свойства при попутном ветре. Но при встречном и боковом ветрах он уступает по своей эффективности ставшему сейчас классическим треугольному парусу.
Треугольные паруса
Классикой треугольных парусов является бермудский треугольный. У него отсутствует гафель, так как само полотнище имеет треугольную форму. Им оснащаются прогулочные и гоночные яхты. Среди основных преимуществ такого типа парусного вооружения можно назвать:
- Отличные аэродинамические качества, особенно при острых и встречных направлениях ветров.
- Простота в управлении.
- Широкие возможности регулировки с целью добиться максимальной эффективности работы в различных ситуациях.
Передняя шкаторина бермудского паруса крепится к мачте посредством ликпаза – продольной выемки, по которой перемещается ликтрос, служащий для натягивания полотнища. Для более эффективного использования треугольного парусного вооружения яхты, помимо грота – треугольного паруса, крепящегося позади мачты, на современных яхтах повсеместно используют стаксель.
Стаксельное парусное вооружение позволяет с большей эффективностью использовать ветер, дующий под острыми и встречными углами, направляя поток воздуха в грот. Таким образом, стаксель вместе с гротом составляют единую систему, увеличивающую тяговооружённость яхты не только за счёт большей площади парусов, но и благодаря более эффективному использованию энергии ветра. По конструктивным особенностям парусники, оснащённые стаксельным парусным вооружением, подразделяются на:
- Нормальный бермуд – когда стаксель крепится на высоте ¾ от основания мачты.
- Топовый стаксель – стаксель прикрепляется к штагу, идущему к самому верху (топу) грот-мачты.
Нормальный бермуд чаще используется для гоночных вариантов яхт, а второй тип для прогулочных и крейсерских судов.