Трюмом судна называется пространство, располагающееся внутри корпуса судна, между палубой и днищем судна. Произошло данное название от голландского слова «хет-рюйм», что дословно можно перевести просто как «помещение». Однако, помещения могут быть совершенно разными по типу и предназначению. То же в полной мере относится и к корабельным трюмам. Рассмотрим, какие виды трюмов бывают на современных судах, как они классифицируются, а также некоторые другие аспекты, касающиеся этого подпалубного помещения.
Предназначение и классификация трюмов
Трюмы судов могут использоваться в самом различном качестве, всё зависит от типа и предназначения судна. Но в любом случае — трюм судна является главным вместилищем перевозимого груза, а также двигателей и прочих механизмов, всех необходимых для автономного плавания запасов, балласта и так далее. Оборудуется трюм в зависимости от характера груза. На пассажирских судах часть трюма обычно занимают пассажирские каюты; на транспортных – отсеки для размещения перевозимого груза; на военных – отсеки для ракетно-артиллерийского вооружения, личного состава и боевой техники. В верхней части трюмов грузовых судов имеются специальные люки, через которые и производятся погрузочно-разгрузочные работы.
Трюмы больших судов разделяются поперечными перегородками – переборками, на отдельные водонепроницаемые отсеки. Таким образом, достигается повышенная живучесть судна: при затоплении одного из отсеков, запаса плавучести судна обычно хватает для удержания его на плаву. На крупных кораблях количество водонепроницаемых отсеков трюма может достигать десяти и более. На небольших же судах, типа парусной яхты, трюм обычно представляет собой единое подпалубное пространство, застланное пайолами (настилами) и разделённое перегородками. Но в любом случае — внутреннее водоизмещающее пространство любого судна является залогом его плавучести. Таким образом, трюм судна выполняет две основных задачи:
- Является главным судовым «багажником» для размещения различных грузов, а также основных судовых механизмов.
- Благодаря своему водоизмещающему объёму придаёт судну плавучести, позволяя ему держаться на воде.
Согласно официальной морской классификации, устанавливаются четыре основных типа трюмов для грузовых судов. Тип трюма определяется исходя из соотношения размера загрузочного люка к общей площади трюмного помещения, а данное соотношение называется «коэффициент вертикальной проницаемости» — КВ.П.. Всего бывает четыре трюма транспортных судов:
1-й тип – судно-платформа, КВ.П.. =1.
2-й тип – трюм открытого типа, КВ.П.. более 0,6.
3-й тип – полуоткрытый трюм, КВ.П.. от 0,6 до 0,3.
4-й тип – закрытый трюм, КВ.П..менее0,3.
Трюм яхты
Трюм яхты, как и у больших судов, располагается под палубой, и служит примерно таким же целям. Для удобства перемещения в подпалубном пространстве, дно трюмов застилается полами – пайолами или сланями. Под пайолами находятся водосборные колодцы, снабжённые помпами для удаления воды, и льяло. Льяло – это самая нижняя точка трюма, находящаяся в его центральной части. Как правило, в этом месте также устанавливается водяная помпа, так как, вся попадающая в трюм вода сквозь лимберсы (отверстия) стекает именно в льяло.
Внутренние стенки трюма также могут отделываться обшивкой – обстройкой. Общее пространство трюма разбивается на:
- Хозяйственные и складские помещения, где располагаются камбуз и ящики для припасов.
- Жилые каюты для экипажа и пассажиров, салон (кают-компания).
- Моторный отсек и прочие технические помещения.
Уход за трюмом
Опытные яхтсмены настоятельно рекомендуют новичкам не пренебрегать регулярным осмотром трюма, особенно его самых дальних и труднодоступных уголков. Конечно, возится в тесноте машинного отделения или под пайолами не так приятно, как наводить глянец на внешнюю часть яхты. Однако, нерадивое отношение к трюму яхты может стать причиной весьма пагубных последствий.
Начнём с того, что в трюме располагается целый комплекс приборов и механизмов, отвечающих за живучесть лодки. Это насосы, электропроводка и трубопроводы, забортные клапаны и трубки, пронизывающие насквозь борта. Поэтому каждый яхтсмен должен поставить себе за правило регулярно — хотя бы раз-два в неделю не лениться производить профилактический осмотр трюмного оборудования.
Другое обязательное правило – содержать трюм в чистоте. Прежде всего, во внутреннем помещении из-за повышенной влажности и ограниченной вентиляции очень быстро начинают размножаться плесень, тина и прочие спутники сырости. Как следствие – стойкий неприятный запах, идущий из трюма яхты, что, прежде всего, говорит о халатном отношении владельца к своей лодке. Во-вторых, грязь и сырость часто становятся прямой причиной преждевременного выхода из строя узлов и агрегатов. Да и сами внутренние помещения яхты, обстройка и мебель от излишней сырости намного раньше приходят в негодность.
На чистых же внутренних стенках и полах трюма гораздо легче обнаружить подтёки и прочие ранние признаки намечающейся неисправности, и вовремя устранить её. Кроме того, во время профилактических или ремонтных работ гораздо приятнее находиться в чистой обстановке, нежели ползать в смеси ГСМ, воды и плесени. А чтобы полы трюма не превратились в склизкое болото, следует вовремя прочищать лимберсы в наборе, дабы попадающая в трюм забортная вода стекала в льяло и своевременно удалялась оттуда помпами.