Продолжение. Начало здесь: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6.
День двадцать восьмой
Ночь, «graveyard watch» — с 11 вечера до 3 ночи. Почти 2 часа, мы сидим, как десантники в ожидании выброски — одетые, вместо парашютов жилеты — скоро пора наверх. Хенрик:
— Я не хочу наверх!
— Вовочка, ты же директор школы… В смысле — старший по вахте! ну и не ходи! Бери спальник, прячься в отсеке для парусов, мы тебя прикроем… о, еще лучше — давай сюда свои сапоги, мы их сейчас в гальюн поставим, шторку закроем — все будут думать, что ты уединился в гальюне!
Ох зря я это сказала! Ник, Хенрик и Падди подскакивают, утаскивают со спящего Макса сапоги, ставят в один гальюн сапоги Макса, в другой — чьи-то еще — застегивают молнию на занавесках и, хихикая, убегают на палубу. Через полчаса, поскольку уже было время будить вторую вахту, пришлось раскрыть секрет — на палубу вылетает Грейс, которая старается казаться разъяренной, но сама с трудом сдерживает смех: «Кто этот негодяй? Хенрик, ты?!»Пришлось сознаться, что идея-то моя…
До самого финиша народ с подозрением смотрел на закрытую занавеску в гальюне: «Там и правда кто-то, или это опять Джен шутит?»
Почти все — кроме, кажется, Каролин — жалуются, что они измучены и очень устали. Я же полна энергии, ношусь по палубе и под ней и все время спрашиваю, можем ли мы сделать что-то еще, чтобы ускорить лодку?
Но с обучением команды, конечно, творится некий бардак. Идущий вокруг света человек — ну да, он никогда до этого не был в море, но с тех пор он прошел более 20 тысяч миль, если не больше — зовет меня пойти с ним на нос и посмотреть на настройку парусов: «ты-то в этом, вроде, немного понимаешь». Довыпендривалась. Я — понимаю? А человек, который 7 месяцев идет на этой яхте — нет? Он же, услышав, что я вызвалась идти к мачте для взятия рифов, сказал «я пойду с тобой, а то я у мачты рифы брал только один раз… в сентябре… и не уверен, что знаю, что там делать». Сказать, что я удивилась — не сказать ничего.
День двадцать девятый
Меньше 100 миль до финиша. 4 недели в море. 4 недели без алкоголя — да я такого не припомню с тех пор, как мне исполнилось 17…
Сегодня я едва не сломала себе 4 пальца на правой руке — вот было бы удачное завершение гонки, ничего не скажешь. И, как и следовал ожидать, сама виновата, сама дура. Дело было так:мы сушим всякие перчатки и прочие носки за генератором, и чтобы забрать высушенное, нужно открыть заднюю дверь моторного отсека. На ней нет ручки, только щеколда. И на данном галсе дверь закрывается под собственным весом. Так что я слегка приоткрываю дверь, потянув за щеколду, и просовываю в щель правую руку, чтобы открыть дверь полностью. И в этот момент Грейс, которая собирается на вахту у своей койки, прямо напротив двери, теряет равновесие и падает прямо на дверь, захлопывая ее своим весом.Я всю жизнь думала, что у меня плохая реакция (отец пытался учить меня играть в настольный теннис — он мне кидает мячик, а я, вместо того чтобы ловить или отбивать — уворачиваюсь..). Оказалось, не такая уж и плохая, когда надо. Руку из щели я выдернула с такой силой, что заехала себе по переносице, ходила пару дней со ссадиной.Вот, конечно, смеху-то было бы — пройти через весь Тихий океан даже почти без синяков, без единого приступа морской болезни — и в последний день переломать себе пальцы…
***
Все-таки у нас не все желают гоняться. Посреди ночи на палубе появляется Макс, смотрит на меня (я, как обычно, за штурвалом — оказалось, что все остальные с радостью уступают мне свои полчаса рулежки, и я могу рулить, сколько мне угодно!) и задает очень необычный вопрос: не кажется ли мне, что мы underpowered? И не думаю ли я, что можно было бы сменить Yankee 3 на Yankee 1? Поскольку это именно то, над чем я размышляла последние полчаса, я радуюсь, передаю Максу штурвал и бегу на нос менять паруса. Мартин, которому пришлось идти со мной и Грейс, радости нашей не разделяет (в основном потому, что он-то сухой костюм в этот раз не надел..): «Зачем это все надо? Нахрена мы меняем парус? С кем мы соревнуемся? «Visit Seattle» мы уже все равно не догоним! Шли бы себе и шли! Я весь намок! Я замерз! И все ради чего? Какой в этой смене парусов смысл? Нахрена оно?»
8 часов спустя (4 часа сна, и снова моя вахта) я стою за штурвалом и второй раз за 4 недели думаю, что не прочь предать штурвал кому-нибудь еще. Потому что плечи мои отваливаются, я не могу удержать good ship PSP на курсе, вода захлестывает подветренные леера. Из люка высовывается кто-то с комментарием «возьмите же наконец риф» — на что я ору «уже все взяли, какие есть». И тут до индейца Острый Ум начинает доходить, что вот именно так, видимо, ощущается рулевым ситуация, когда стоит слишком большой стаксель. Как бы проверить эту гипотезу — я не чувствую себя настолько уверенной, чтобы предложить менять паруса, Хенрик — которого я обычно мучаю глупыми вопросами — ушел вниз. На мое счастье, на палубе появляется Макс. Я сразу вцепляюсь в штурвал — «не отдам! Я справляюсь! Я сильная!» — но Макс, постояв рядом минут десять, таки просит дать ему порулить и вскоре подтверждает мою догадку — «Yankee 1 down, Yankee 3 up». А тут уже и спать пора — может быть, к концу следующей моей вахты мы финишируем?
***
Ага, финишируем. Как бы не так. Мы вообще никуда не движемся. За первые 20 минут моей вахты я растеряла остатки терпения — курс, указанный Максом, ведет нас ОТ Сиэтла, попытки к Сиэтлу приблизиться приводят к бессильно повисшим парусам.
— Почему мы не меняем курс?! — возмущаюсь я.
— Макс сказал «нет!
— Где Макс? Позовите его! Пусть он мне объяснит, что происходит, я так не могу, я не понимаю!
Через 20 минут Макс высовывается на палубу: «we need to tack». Да неужели? Наконец-то!Еще несколько смен галсов. Мы медленно, но верно движемся к Сиэтлу. В качестве привета с далекой родины — вода кишит тысячами медуз — родные австралийские blue bottle. Австралийская часть команды в восторге, европейская в ужасе: «Джен, почему ты нам раньше не сказала, что эти синие штуки не надо хватать руками?!»
***
Я просыпаюсь от того, что Макс командует рулевому «Курс как минимум 170». 170??? 170??? Когда я засыпала, Сиэтл был по-прежнему строго на востоке. Как курс может быть 170? Но Макс настаивает: «Рулите от 170 до 180» и, несмотря на мое жалобное «я не понимаю!!» — отправляется спать.Когда я встала за штурвал, до финиша оставалось 24 мили. Через два часа движения заданным курсом расстояние до финиша составляло 26 с половиной миль. Мы с Хенриком по очереди бегаем смотреть на приборы и карты — переглядываясь и пожимая плечами.- Я не понимаю. Если у него есть план — этот план выше моего разумения. Какого черта мы удаляемся от финиша??Через два часа не выдерживает даже уравновешенный немец Хенрик. «ОК, меняем курс. Ready to tack. Рулим прямо на финиш. Я переставил waypoint в навигационной программе, так что рули прямо туда». Бунт на корабле. Броненосец Потемкин и одиссея капитана Блада в одном флаконе. Команда воспользовалась крепким сном шкипера и взяла курс на кабаки Сиэтла.
***
Полночь. Финиш милях в 10, но ветра как не было, так и нет. Мы только что достали glow sticks, обвешались этими светящимися палочками и собираемся устраивать party на палубе. Внезапно (оно всегда внезапно, вы не находите?) — палуба кренится, леера захлестывает вода, Макс кричит «все на палубу, рифы, быстро!» — впрочем, как только я хватаюсь за лебедку, оказывается, что про рифы мы пока только думаем и к ним готовимся. Чего там готовиться-то?Ветер — ветер это хорошо. Ветра нам надо побольше, очень хочется финишировать. Когда до финиша остается пару миль, стоящий на руле Хенрик вдруг кивает мне: «иди сюда, становись, рули через финишную черту». Я же не сразу поверила, думала, ослышалась. За что мне такой подарок? Когда-таки убедилась, что это он серьезно — попыталась его расцеловать, но в сухом костюме с поднятым воротником это не очень сподручно, поверьте мне — пришлось отложить до Сиэтла.
Что я вам скажу, рулить через финишную черту, — это круто! Это нереально круто.
— Держи курс на красный маркер! Не подходи слишком близко, там камни!
— Какой именно маркер?!! Я их вижу четыре штуки!!!
Верится с трудом, но мы это сделали. Мы перешли через Тихий океан…
ОК, а теперь, если вдруг кто и правда смог дочитать всю эту графоманию до конца, подведем итоги.
Как это было?
Это было значительно легче, чем я ожидала. Я ожидала снег (а было довольно тепло), я ожидала 6000 миль навстречу ветру (а мы шли почти всегда downwind), я ожидала активной гонки («парус поднять/парус сбросить, рифы взять/рифы стряхнуть»), а мы шли очень расслабленно, консервативно, безопасно и медленно. Я ожидала недосыпа — я высыпалась. Я ожидала, что я буду постоянно мокрая и замерзшая — а мой сухой костюм и резиновые перчатки для яхтинга держали меня в относительном тепле и достаточной сухости. Кажется, я одна из немногих на яхте, кто получил больше удовольствия от процесса (боже мой, какие были волны!! какое удовольствие рулить этой 70-футовой красавицей!), чем от результата («мы пересекли Тихий океан»). Я ожидала, что я буду измотана — а я до самого последнего дня бегала, как зайчик-энерджайзер.
Повторила ли бы я эту авантюру?
Однозначно да, но однозначно не с Сlipper Round the World. Моя основная претензия к ним, из-за которой я бы очень, очень осторожно их кому-то рекомендовала, заключается в том, что это лотерея. Я ходила в Хобарт с Питером, который сейчас шкипер «Great Britain», и вот сейчас я прошла Тихий океан с Максом. Это, знаете ли, две большие разницы. Я бы отдала многое, чтобы оказаться на GB, а не на PSP Logistics. При этом у нас в команде было заметное количество людей, которые были бы откровенно несчастливы на яхтах типа GB или LMAX (яхтах, занимающих верхние позиции турнирной таблицы). Слишком разные цели у разных членов экипажа. Я или, например, Павел — хотели агрессивной изматывающей гонки. Другие люди в нашей команде ставят перед собой задачу пройти вокруг света — даже если они придут к финишу последними, и любые необязательные телодвижения их только раздражают. Как сказал мне уже потом, в Сиэтле, Макс: «я честно пытался серьезно гнаться во время первого сегмента, из Англии в Бразилию. И что ты думаешь? Половина команды не хочет гнаться. Они, в принципе, были бы не прочь победить — но они не хотят для этого идти и менять глубокой ночью в шторм паруса — мокро, тяжело». Прошу понять меня правильно — я считаю, что Макс все делал правильно — он действовал в рамках своей компетенции и зоны комфорта. Просто я привыкла гоняться немного в другом режиме и мне просто следовало бы быть на другой яхте.Конечно, это была не гонка. Это было, скорее, Clipper Round the World Cruise. Boat delivery from UK to UK. Но мне все равно понравилось — как вообще может не понравиться в открытом океане?
Итоги?
Кажется, я в первый раз начала действительно понимать, как этими штукам с мачтой и парусом рулить. Идея, на которую меня подбивают друзья «давай возьмем яхту на недельку» меня уже не так пугает. Я по-прежнему не уверена, что я готова брать такую ответственность (точнее уверена, что совсем не готова), но я уже допускаю, что когда-нибудь я смогу… Отдых парус… Еще тысяч 10-15 миль…
Приложение и дополнительные материалы
Вот красивый пафосный ролик, снятый профессиональным onboard репортером про тихоокеанский переход. Поместим в категорию «what my friends think I do»
А вот очень скучный ролик, снятый мной — про то, как оно на самом деле выглядит и как целых полторы минуты ничего не происходит, категория «What I actually do»
А вот моя жалкая попытка пройтись по кораблю с камерой:Поскольку на видео ничего разобрать невозможно (оператор шатается), вот немножко нерезких фотографий с комментариями:
Это моя койка с моим спальником (аккуратно разложенным моей сменщицей)
Вот это очень важный… э… отсек? полочка? Туда раз в пять дней опустошается мешок со всяким перекусом для нашей вахты — шоколад, орешки, печеньки:
А вот это — пульт управления полетами:
А вот это самая важное место на корабле 😉 У нас их два, для балансировки нагрузки и отказоустойчивости:
Вот камбуз, Сью готовит курицу на ужин:
Ну и наконец документальное подтверждение названия моего отчета:
Оригинал опубликован в живом журнале Евгении Линковой
Фото и видео автора и сайта clipperroundtheworld.com