Продолжение. Начало здесь: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5.
День двадцать первый
Все-таки мы очень медленно движемся. Пока что мы девятые, что неплохо по сравнению с результатами большинства предыдущих сегментов и, глядя на стиль управления этой лодкой, я удивлена, что мы не последние. Макс регулярно отпускает шуточки про то, что «нафига мы вообще гоняемся — шли бы себе спокойно, все 12 яхт просто вместе — а за пару дней до финиша устроили бы гонку». В каждой шутке есть доля шутки — и настроение нашего шкипера его юмор вполне отражает. Единственная яхта в зоне действия VHF — «Visit Seattle», и Макс вечерами треплется с Хью, их шкипером по радио. Доходит до смешного: мы на палубе, я за штурвалом — и у меня четкое чувство, что надо стряхнуть один риф, мы явно идем медленнее, чем могли бы. Хенрик (начальник нашей вахты) со мной согласен, мы начинаем подготовку. Тут же из люка высовывается Макс: «Что происходит? Стряхнуть риф? Вы уверены? Нет, Хенрик, ты, конечно, можешь это сделать — но тогда ты должен будешь все время стоять за штурвалом, будет очень тяжело рулить, эти — Макс кивает в нашу сторону — не справятся!!» Я поднимаю бровь, Хенрик вздыхает. «ОК, Макс, оставим все как есть».
Не прошло и часа — мы спустились вниз, поставили чайник, вторая половина вахты наверху — из навигационной рубки вылетает Макс с криком — «все наверх, мы стряхиваем риф!». Что, собственно, случилось? Ни сила, ни направление ветра не менялись… Ах вот оно что — «Visit Seattle» стряхнул риф, о чем Хью сообщил Максу по радио.Я и так пять раз в день интересуюсь, почему мы идем медленнее всех и как мы собираемся прийти в Сиэтл вовремя. Услышав же про синхронизацию конфигурации парусов с «Visit Seattle» я начинаю язвить:
— Макс, а почему мы ориентируемся на «Visit Seattle», который пока что позади нас, а не на лидеров — скажем, «LMAX» или «Great Britain», которые впереди?
— Ну я же не могу с ними пообщаться по радио!
— А ты им email напиши! Передай Питеру, например, что мне очень любопытна их конфигурация парусов, он мне по старой дружбе не откажет!
— Я тебе и так могу сказать, что лидеры сейчас делают. Они делают всякие очень глупые штуки — например, идут под самыми большими парусами без рифов!
День двадцать второй
Очередной прекрасный день — солнце, волны огромные, ветер. От пейзажа глаз не оторвать, жаль это совершенно невозможно передать на фотографиях. Вал за валом — я даже не могу оценить высоту волн, глазомер не работает. Макс говорит — метров 8.Прогулялась на нос (там у сброшенного, но оставленного на палубе паруса завязочка развязалась) — оборачиваюсь и аж дух захватывает: мы как раз взлетели носом на волну и я на самой вершине — вниз круто уходят 20 метров палубы и еще примерно столько же — скат волны. Хенрик мне кричит что-то, руками машет — возвращайся, мол, скорее в кокпит, что ты там зависла — а я аж дышать не могу от востора, глаз ге оторвать — это даже по круче американских горок будет! Вот ради такого вся эта авантюра и затевалась…
Консервативность тактических решений на этой яхте начинает действовать мне на нервы. Целый день мы рулим — не поверите — на юго-восток. Сиэтл, как вы понимаете, на северо-востоке. Средняя скорость яхты — 12-13 узлов. Скорость приближения к Сиэтлу — 1 узел.
— Макс, я, может, чего-то не понимаю. При таком направлении ветра — если мы сейчас gybe — то мы получим как раз идеальный курс на Сиэтл, с вымпельным ветром в 120-140 градусов — и будем приближаться к Сиэтлу в 12 раз быстрее!
— Во-первых, gybe мы устраивать не будем, это будет tack!(тут Макс меня теряет на несколько секунд, поскольку я пытаюсь представить, как и зачем мы собирается крутиться на 300 с лишним градусов)….во-вторых, я подожду, пока успокоится море и ветер.
— Макс, признайся, ты просто очень хочешь на Гаваи! Может, тогда войдем хотя бы в Stealth Mode (яхту перестанет быть видно на трекере тем, кто следит за нами через вебсайт гонки) — а то все ж волнуются наверняка, пытаются понять, куда это мы и зачем.
В общем, я подписывалась на 4 недели гонки upwind в 60 узлов, а получила 4 недели ленивого круиза downwind в режиме «мы идем туда, куда дует ветер. Неважно, где там этот Сиэтл»Мы два дня (два!) шли под штормовым стакселем (вы не ослышались, штормовым стакселем) при ветре — только не падайте в обморок — менее 20 узлов. Почему? Потому что прогноз обещал шторм. Ну обещать — не значит жениться, того шторма так и не случилось, через два дня случился другой — в конце концов, если проявить достаточно терпения, шторм случится — в этой гонке слабый ветер более 12 часов — это было событие.
Терпение начинаю терять не только я. Дисциплина на корабле хромает на обе ноги. Foredeck команда вчера *отказалась* убирать с палубы парус. Аргументация была железобетонной: «потом опять на палубу тащить?!». Приказы шкипера не только подвергаются сомнению, но и оспариваются до исполнения. Кошмар в том, что в ряде случаев я начинаю принимать сторону бунтовщиков: на мое грустное «о, вы подняли Yankee 3? Черт, сейчас проснется Макс и велит сбросить и поставить штормовой стаксель» Павел показывает средний палец и просит именно этот жест Максу и передать, если тот попробует убрать yankee3. Я выражаю бурное согласие и обещаю, что при данном ветре штормовой стаксель — только через мой хладный труп.
День двадцать третий
Занятно, как меняется восприятие — при ветре в 45-50 узлов (около сорока вымпельный ветер) кажется, что просто «ветрено». Падение вымпельного ветра ниже 25 — «ааа!! ветра нет! штиль! стряхнуть все рифы!». При скорости в 9-10 узлов кажется, что стоим на месте.По прежнему регулярно ощущаю себя совершенно непригодной для парусного спорта. Обычно это последствия посещения носовой части палубы и сброса, скажем, Yankee 1. Данная процедура напоминает эпическую битву, требует минимум пяти человек и пальцы мои после нее сначала не чувствуют ничего, а потом чертовски болят.»Невозможно привести маникюр в приличное состояние — под ногти забивается грязь какими-то вертикальными полосками, не могу отчистить», — жалуюсь я Грейс. Грейс смотрит на меня с жалостью: «Это не грязь, дорогая, это кровоподтеки».
Видели некоторое время назад (день? неделю? десять дней?) метеор — такой яркости, что я приняла его за сигнальную ракету и стала вглядываться, ожидая второй.
Очень жалко некоторых членов команды, которые практически раздеты — слой шерсти и один слой флиса — от этого они постоянно окоченевшие и, что еще хуже, вечно злые и срываются на людей на ровном месте.Нас трое на палубе, ждем сменщиков. Двое появляются вовремя, третий задерживается. Я, видя, как трясется от холода и поглядывает на часы Мартин — который в нашей группе за старшего — отправляю их вниз: «Вы идите, а я останусь третьей, мне не холодно, дождусь сменщика». Сменщик опаздывает на 3 (три!) минуты — я бы даже и не заметила, мне на палубе прикольно — Мартин устраивает ему выволочку на ровном месте.
***
Одно время Сlipper учили нас, привязывая шкот к парусу, не просто завязывать булинь, но еще завязать болтающийся конец полуштыком. Причем, то учили, то не учили — в общем, у всех разные представления о том, нужен там полуштык, или нет. Но у нас в команде есть кто-то с фантазией, завязавший два полуштыка, которые за три дня затянулись в такое… такое… в нечто, что я развязывала полчаса (это все, заметим, на носу) при помощи своего Leatherman и какой-то матери, а мое негодование, из которого самым цензурным было «следующий раз сами развязывайте» услышали даже те, кто спал.
***
Тем временем уже третья яхта отломала себе бушприт. С одной стороны, Макс утверждает, что это все от глупостей типа хождения навстречу ветру — но натянуть хальярд для поддержки бушприта он-таки приказал…
***
А вот так выглядит шкот (yankee sheet) после трех дней шторма. Хорошо, мы вовремя заметили.
День двадцать четвертый
Очень бурная ночка. Дуло 50+, волны выше обычного, Макс пошел на крайние меры и посреди ночи выдернул из постели Ник, которая была накануне на mother watch и ей полагалось бы спать. «За штурвалом — только опытные рулевые!», — объявил Макс. Кажется, «опытные» в данном случае означает больше «сильные», потому что вернувшаяся с вахты хрупкая Кэролин призналась, что штурвал она просто не удерживает. Ник пошла рулить, меня попросила встать за второй штурвал на подветренной стороне — «так, на всякий случай, если мне понадобится помощь». Стою, никого не трогаю. И тут все куда-то кренится, на приборах — 70 узлов ветра (и это последнее, что я вижу — потому что потом мне в лицо прилетает очень много соленой воды и я начинаю завидовать Ник с ее сноубордической маской) — я вслепую пытаюсь нащупать штурвал — ну так, да, на всякий случай.Потом меня даже пустили порулить — это было очень круто, но впервые за всю гонку я обрадовалась, увидев сменщика (вместо того, чтобы страдать, что опять они рано пришли и я бы еще 10 минут могла рулить) — плечи болят чудовищно. Минут через десять приходит особо удачная волна и порыв в 76 узлов — тут у Мартина проскальзывает по штурвалу рука в перчатке. Ну про перчатку он мне потом рассказал, а тогда это выглядело как «мы поворачиваем — но не туда, кренимся — но не в ту сторону, и тут время замедляется. Все, что я вижу, — это висящий над головой гик, удерживаемый двумя звенящими от напряжения превенторами. Меня хватает только на то, чтобы пригнуться, вцепиться покрепче в какую-то веревку и подумать что-то крайне нецензурное. Тут все приходит в движение — Мартин выправляет курс, гик оказывается, как ему и полагается, на подветренной стороне, кренимся мы уже в нужную сторону (туда, где гик с парусом), волна сшибает сидящего в кокпите Кевина и тащит его куда-то, Мартин что-то кричит, Ник тоже кричит — «Ты в порядке?!!» — то ли Мартину, то ли Кевину, но они оба не отзываются — Кевин все равно ничего не слышит, а Мартин явно слишком сконцентрирован на рулежке.
Когда мы после вахты спустились вниз, Мартина еще трясло. «Это было чертовски близко к crash gybe… чертовски близко». Приходится отпаивать его чаем и убеждать, что все в порядке, он молодец и все сделал правильно. В голове у меня при этом крутится неприятная мысль, что если такая фигня происходит с опытным рулевым — все скажут «ну в море всякое бывает». Если бы за штурвалом была я, первый вопрос был бы «и кто вообще пустил ее рулить?!»Мы-то еще легко отделались. «Garmin»: два crash gybes, водой снесло металлические рамки вокруг одного из штурвалов, и их накренило настолько, что у стоящего ровно посередине кормы, между двумя штурвалами, у лебедки грота человека сработал автоматический спасжилет. И потом они сорвали все hanks — как это будет по-русски? Короче, металлические защелки, которым парус крепится к forestay — с одного из своих парусов. «DaNang»: волной снесло все рулевое, включая те самые металлические рамки по левому борту.
День двадцать пятый
Осталось менее тысячи миль! Полтора Хобарта, мы почти дома! Но чем ближе мы к Сиэтлу, тем больше напряжение в команде, вызванное загадочным поведением нашего шкипера. Вот и сегодня утром 4 часа изматывающей рулежки: мы идем, куда дует ветер — причем идем медленно. Скорость приближения к Сиэтлу колеблется от 1 узла до минус одного узла, любая попытка увеличить VMG приводит к тому, что паруса полощутся по ветру. Я, конечно, чайник — но у меня стойкое ощущение, что нам нужно сбросить риф и сменить курс. Хенрик на мой вопрос отвечает «ну да… но Макс сказал «нет».
За завтраком народ дает волю чувствам — я и не ожидала, что почти все настолько раздражены тем, что мы никуда не движемся. «Да Макс не желает брать на себя даже минимальный риск! Gybe для него представляется опасным маневром даже в отсутствие волн». «Он просто не верит, что мы можем выполнить gybe». «Да мы сто раз это делали, что там такого-то?»
Наконец к завтраку просыпается Макс, выбегает на палубу и оттуда доносится волшебное слово «gybe» — я давно не видела, чтобы у команды так загорались глаза от идеи идти на холодную палубу и что-то там делать. Но Макс спрыгивает вниз, убегает в сторону навигационных инструментов и возвращается через 5 минут со словами «отбой, идем тем же курсом». Я, понятно, промолчать не могу:
— Макс, извини, я не очень понимаю, расскажи для неопытных, а почему мы не меняем курс? Это же будет как раз курс на Сиэтл, а сейчас мы вообще никуда не движемся.
— Да через 3 часа, по прогнозу, ветер изменится. Если делать gybe сейчас, то через три часа придется опять.
Тут проснулись даже те, кто кофе еще не пил, и уставились на Макса. Три часа? Три часа? Это 30 миль, на минуточку.
— Макс, я не поняла, тебя штрафуют, что ли, на 100 долларов за каждый gybe, что ты их так считаешь? Что нам мешает сменить курс сейчас, а потом еще раз после смены ветра?
— Ой, да ну, с вами каждый gybe по часу занимает, столько возни!
Тут я обиделась:
— Во-первых, не по часу. Во-вторых, если ты считаешь, что твоя команда недостаточно эффективно выполняет маневры, то это только означает, что нам нужно больше практиковаться, и парочка gybe — ровно то, что нужно.
Макс трагически воздевает глаза к небу, явно считая оставшиеся до Сиэтла дни, когда он от меня избавится. Ну и хорошо, чем больше я его подкалываю, тем больше у него причин побыстрее финишировать.Все переглядываются. Кевин, чтобы разрядить обстановку, интересуется, какие из двух видов хлопьев ему насыпать себе, а какие оставить Максу. И тут внезапно взрывается наша милая, хрупкая, деликатная 19-летняя немка Каролин:
-Да забирай оба вида, наш шкипер не может принять какое-либо решение вообще, не говоря уж о том, какие хлопья он хочет на завтрак!
Maкс, натурально, уронил ложку и не нашелся, что сказать — как и все мы.
***
Удивительно, но наши реплики на Макса влияют! После обеда произошло невиданное — смена Yankee3 на Yankee1. Еще более удивительно, что весь процесс смены и упаковки парусов прошел в тишине и Макс ни разу не повысил голос.
— Макс, ты в порядке? Не охрип?
День двадцать седьмой
You know that it would be untrue
You know that I would be a liar
If I was to say to you
Girl, we couldn’t get much higher
это, на самом деле, из разговоров навигатора и рулевого. Can we get higher on course?
Сегодня утром к завтраку спустился с палубы Павел обратился к нам с речью примерно такого содержания: «До Сиэтла осталось почти ничего. И хотя наш основной конкурент, «Visit Seattle», на 60 миль впереди, у нас еще есть шанс их догнать — но для этого придется приложить усилия. Я хочу вам предложить попробовать. Попробовать именно гонку, а не тот расслабленный круиз, который был до этого. Вы подумайте.»Я вскакиваю: «Я согласна»Павел: «Ты бы подумала сначала..»Я: «Я двадцать шесть дней думала, я согласна».
Почти все хором сказали, что да, они согласны на более частую и агрессивную смену парусов и маневры. Осталось сообщить об этом сладко спящему шкиперу. Эту благородную миссию взял на себя Хенрик. Вернулся озадаченный.
— Ну что сказал Макс?
— Он сказал, что «ну да, конечно, давайте гоняться — но мы и так гонимся, ничего ж не изменится, мы и так делаем все возможное….»
Боже, я бы отдала многое за то, чтобы быть сейчас на одной из лидирующих яхт, которые шли не куда ветер дует, а куда надо — даже если это upwind в 60 узлов, скажем, «Garmin» или «Great Britain» или «DLD»…
Продолжение следует…
Оригинал опубликован в живом журнале Евгении Линковой
Фото автора и сайта clipperroundtheworld.com