Всем известна избитая истина, что море ошибок не прощает. Несмотря на это, ежегодно происходят сотни больших и малых происшествий на воде. Ежегодно гибнет до трёх сотен судов различных классов, а жертвами кораблекрушений становятся тысячи человек. Причин этому бывает множество, но основная из них всё-таки – это пренебрежение правилами безопасности мореплавания. И это касается в одинаковой мере как огромных океанских лайнеров, так и небольших парусных яхт.
Понятие безопасности мореплавания
Под понятием «безопасность мореплавания» подразумевается комплекс мер, направленных на избежание каких-либо происшествий с судами во время плавания. Среди возможных происшествий, которые могут стать причиной кораблекрушения являются посадка на мель, столкновение с другими объектами (судами, берегом, айсбергами), серьёзные технические неисправности на борту. Согласно статистическим данным за вторую половину ХХ века, после окончания Второй мировой, основные причины гибели судов выглядят следующим образом:
- Потеря судном плавучести и опрокидывание, в том числе и в результате штормов – 39%.
- Посадка кораблей на мель – 31%
- Столкновение с другими судами и прочими морскими объектами – 15%.
- Пожар и прочие техногенные происшествия на борту – 15%.
В данную статистику вошли все морские происшествия, вне зависимости от размера судов и их назначения. Если смотреть на приведённые выше данные, с точки зрения класса судов, то для крупнотоннажных кораблей наибольшую опасность представляет посадка на мель и столкновения, а для небольших яхт – опрокидывание.
Требования безопасности мореплавания обязательны для исполнения всеми членами экипажа судна, и считаются основным фактором успешного выполнения кораблём поставленных ему задач, будь они гражданского или военного характера. Для соблюдения данных требований экипаж должен применять весь спектр имеющихся в его распоряжении средств навигационного, гидрографического, метеорологического оборудования, а также применять весь накопленный опыт хорошей морской практики.
Факторы безопасности мореплавания
Безопасность мореплавания судов состоит из двух больших частей:
- Навигационная — направленная на избежание столкновений, посадки на мель, гибели судна в шторм.
- Техническая – подразумевает комплекс мер по своевременному техническому обслуживанию корабля, соблюдению правил пожарной безопасности, поддержанию в исправном состоянии навигационной аппаратуры и так далее.
Уровень безопасности мореплавания судов напрямую зависит от правильных действий экипажа в любых экстремальных условиях, а также в соблюдении комплекса технических мер и правил эксплуатации судна. Это достигается:
- Высоким уровнем квалификационной подготовки всех членов экипажа к выходу в море, чёткая организация несения службы.
- Хорошее знание капитаном и штурманом навигационных, гидрографических и метеорологических условий в районе плавания.
- Высокими эксплуатационными качествами судна, исправностью всех технических средств, в том числе навигационных комплексов и средств связи.
- Обеспечение судна необходимым комплексом спасательных средств и систем борьбы за живучесть судна.
- Наличием на борту всех необходимых навигационных карт данного района мореплавания, справочных руководств и морских пособий.
- Неукоснительное соблюдение международных правил судоходства, предупреждения столкновений, конвенции по охране жизни на море.
Международные правила безопасности мореплавания
По мере увеличения интенсивности движения морских судов с начала ХХ века — резко возросло количество различных происшествий с ними. В связи с этим остро возникла необходимость создания единого свода правил судовождения для обеспечения безопасности пассажиров и экипажей, сохранности перевозимых грузов. Первая попытка урегулировать все вопросы безопасности мореплавания была предпринята после резонансной гибели «непотопляемого» лайнера «Титаник».
В 1913 году была созвана первая Международная конференция, по итогам которой был создан «Ледовый патруль», в обязанность которого было вменено наблюдение за дрейфом айсбергов в северной части Атлантики. Но дальше этого, к сожалению, дело не пошло, им помешала разразившаяся мировая война. Вторая конференция была созвана уже в 1929 году, по её итогам была принята конвенция SOLAS (охрана жизни на море), которая впоследствии неоднократно дополнялась и корректировалась. Сегодня действует вариант конвенции от 1974г. – SOLAS-74.
На данный момент к конвенции присоединились свыше полутора сотен государств, обладающих 98% всего зарегистрированного мирового тоннажа судов. Действие конвенции распространяется на все суда, имеющие на борту свыше 12 человек или с тоннажем более 500т. SOLAS регламентирует следующие требования безопасности мореплавания
- К конструктивным особенностям каждого судна, его обеспечению всем необходимым оборудованием.
- Обеспечение безопасной эксплуатации судна.
- Правильная организация проведения борьбы за живучесть судна и спасательных работ.
- Укомплектованность экипажа согласно штатному расписанию (судовой роли).
- Безопасности навигации, в том числе несению штурманской и вахтенной службы.
В дополнение к SOLAS, на лондонской конференции в 1972 г. был принят свод правил, направленных на предотвращение столкновений судов – так называемый МППСС-72. В нём содержатся правила плавания и маневрирования, использование систем навигации и поддержания связи, бортовых сигнальных огней, подачи звуковых сигналов.
За время действия SOLAS и МППСС, в них регулярно вносятся различные дополнения в виде приложений. В отношении грузовых судов действует особая конвенция, о «грузовой марке», предусматривающая обязательное освидетельствование каждого судна перед выходом в море на международный рейс. В связи с множеством нормативных актов, и постоянно вносимых в них дополнений и изменений, от капитана судна требуется максимальная внимательность в деле ознакомления с международными правилами безопасности мореплавания судов.