Отдых под парусом

Готовим карты к походу

Перед каждым выходом в море шкипер должен тщательно проработать маршрут перехода. Предварительная прокладка должна быть выполнена максимально тщательно и аккуратно: от того, насколько ответственно капитан произведёт навигационные расчёты, во многом зависит безопасность судна. Немаловажным аспектом навигационной проработки маршрута является правильный подбор карт и морских пособий.

Навигационная проработка маршрута яхты

Для небольшой яхты — приготовление к выходу в море менее сложная, но, в то же время, не менее ответственная работа. Получая сертификат на управление любым судном, шкипер берёт на себя всю ответственность за его сохранность и за безопасность людей, находящихся на его борту. Конечно, непродолжительная морская прогулка вдоль побережья не нуждается в столь тщательной подготовке, как многодневная океанская регата, но необходимо быть готовым к любым неожиданностям. Это, прежде всего, может быть внезапное ухудшение погоды: туман, усиление волнения моря и т.д.

Чтобы предотвратить все связанные с этим неприятности, нужно заранее тщательно ознакомиться с навигационными особенностями района, проработать безопасный маршрут для передвижения в условиях ограниченной видимости. Предварительная прокладка производится на навигационных картах, которые могут быть двух типов – электронными и бумажными.

Бумажные карты

Бумажные навигационные карты печатаются в определённом масштабе, наиболее удобном для её чтения. Свободные поля карты используются для размещения дополнительной информации, необходимой для обеспечения безопасного судоходства. Это могут быть пояснительные надписи и примечания относительно гидрологических особенностей и метеоусловий, расшифровка условных обозначений и ориентиров.

Российские навигационные карты выпускаются ГУНиО Минобороны, имеют пятизначную нумерацию и используют Всемирную геодезическую систему координат (WGS). Они представлены в равноугольной или гномонической проекции. Данный тип картографических проекций даёт возможность прокладывать курс корабля единой прямой или рядом ломаных линий. Карты, предназначаемые для общего ознакомления с районом перехода, плавания в сложных прибрежных условиях и для входа в акватории портов, выпускаются в разных масштабах.

Навигационные карты британского морского ведомства имеют буквенное обозначение ВА и нумерацию от 1 до 4 999. Австралийские перепечатки английских карт обозначаются AUS, а карты Новой Зеландии – NZ. Корректировка карт производится в соответствии с выпусками «Извещений мореплавателям», Для безопасного судовождения — необходимо использовать только дополненные и исправленные по последним выпускам «Извещений». Чтобы уметь правильно читать карту, следует тщательно изучить все применяемые на ней обозначения и сокращения, с расшифровкой которых можно ознакомиться в специальных изданиях ГУНиО.

Электронные карты

Электронные карты подразделяются на растровые и векторные. Растровые карты представляют собой копии бумажных и используются в видеопрокладчиках некоторых производителей программного обеспечения. Векторные карты выполняют более обширный круг задач, нежели растровые: прежде всего, они предоставляют значительно больше информации. В связи с этим, векторные карты обеспечивают больше безопасности судовождения.

Изготовление векторных карт – достаточно трудоёмкий процесс. Первоначально производится сканирование побережья, рифов и иных потенциально опасных объектов. Затем отсканированные изображения переводятся в цифровой формат и дополняются изобатами, ограничительными линиями, условными знаками. Каждому объекту цифровой карты присваивается свой электронный код.

Преимущества и недостатки

Основные преимущества электронной карты перед бумажной состоят в возможности идентифицировать место нахождения судна в режиме реального времени, а также прокладывать курс в непрерывном автоматическом режиме. Программное обеспечение координируется с работой навигационных приборов определения местоположения судна. Среди недостатков электронной карты можно отметить, что при аналогичном с бумажной картой масштабе на дисплее возможно отражение только определённой части морского участка.

При увеличении обзора путём уменьшения масштаба неизбежно теряются мелкие, но не менее важные картографические подробности. При отсутствии электропитания — цифровые карты становятся бесполезными. Кроме того, как показывает практика, при работе с электронным дисплеем утомляемость оператора значительно выше, чем при работе с бумажной картой. Прокладка, выполненная на бумажной карте более надёжна с этой точки зрения. Но при наличии надёжной интернет связи, хорошего GPS-приёмника и источников бесперебойного электропитания электронные карты могут служить отличной альтернативой бумажным.

Правило выбора

Подборка карт производится в соответствии с каталогами — в зависимости от предполагаемого района плавания. Для передвижения по рекам и озёрам России используются атласы внутренних водных путей. Приобретать как бумажные, так и электронные карты рекомендуется только у официальных поставщиков через интернет или в отделах навигации судоходных компаний. Только таким образом, можно быть полностью уверенным в высоком качестве предлагаемых пособий — с актуальной корректурой в полном соответствии с последними выпусками «Извещений».


Нет комментариев

Оставить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии Войти