С началом мореплавания возникла насущная необходимость в изучении морей и систематизации этих знаний, а также в передаче их последующим поколениям. Первые морские лоции появились в те далёкие времена, когда человечество ещё только делало свои первые шаги в освоении морских просторов. Со временем накопленные познания в навигации и судовождении развились в целую научную дисциплину, также получившую название морская лоция. Лоцией в современном судовождении именуется пособие, содержащее описание условий навигации, гидрографической обстановки, путей безопасного плавания судов и прочих важных штурманских данных.
Что такое лоция и для чего она нужна
Основная задача лоции – помощь штурманам и шкиперам в прокладке наиболее безопасного и выгодного маршрута мореплавания. Если рассматривать лоцию как морскую дисциплину, то она призвана обучать судоводителей правильному выбору пути, оценке его потенциальной опасности. Она определяет порядок работы с морскими картами, навигационными приборами, различными руководствами и пособиями. Дисциплина лоция устанавливает правила систематизации и корректировки навигационных данных, оснащения морских путей средствами сигнализации и так далее. Как и всякая научная дисциплина, морская лоция обладает и собственной терминологией.
Лоция в смысле навигационного руководства содержит в себе всю необходимую информацию для безопасного мореплавания. В ней имеются исчерпывающие сведения относительно гидрографических и метеорологических условий плавания в определённой части океана или моря. Здесь же указываются определенные опасности, которые могут подстерегать судно в данном районе: отмели, скалы, течения. Таким образом, лоция позволяет капитану или штурману проложить наиболее быстрый и безопасный маршрут перехода от одного порта в другой. От навигационных карт лоции отличаются своим описательным характером, в то время как в основе морской картографии лежит, прежде всего, математический расчёт.
Когда появились первые лоции
Точно сказать, что морские лоции появились в таком-то году, невозможно. Мы можем говорить только о тех документах, что дошли до нас из древних времён. Самой древней лоцией, дошедшей до нас, является так называемая «Периплия Понта Эвксинского», лоция моря, составленная в начале 2-го века Флавием Аррианом. В первой половине 2-го века н.э. этот греческий географ, состоящий на службе римского императора, проплыл вдоль всей береговой линии Чёрного моря, составив её подробное описание.
Вместе с весьма полезной для мореплавателей информацией, например, о расположении удобных для стоянки бухт, портов и расстоянии между ними, в его фолианте содержится множество дополнительных сведений геополитического, этнографического и даже религиозного характера (о расположении прибрежных храмов и святилищ божеств). Вероятно, последняя информация также была важна для древних мореходов, с точки зрения получения благословения, у местных богов на благополучное плавание в «подведомственных» им водах.
Но самым первым прообразом лоций можно считать «карты» самых древних, и, пожалуй, самых отважных, покорителей Тихого океана – полинезийцев. Уже во 2-м тысячелетии до нашей эры они выходили на своих каноэ в бескрайние океанские просторы с целью поиска и заселения маленьких островков, крупицами рассыпанных в сотнях миль друг от друга. Не имея бумаги, чертёжных приспособлений и даже письменности, полинезийские мореходы умудрились создать весьма сложные и точные навигационные «карты». С их помощью они без труда находили маленькие островки, расположенные порой за тысячи миль от их родной гавани.
Особенностью полинезийских «карт» являлся способ их создания – буквально из подручных материалов. В широком смысле, это были даже не карты, а настоящие макеты целых участков океана, созданные из прутиков, прожилок пальмовых листьев, ракушек и камушков. Данные «макеты» содержали исчерпывающую навигационную информацию:
- Камушки и раковины изображали острова, расположенные на определённом расстоянии и направлении друг от друга.
- Прутики, служащие основой карты, одновременно являлись меридианами.
- Прожилки листьев, разбросанные по полю «карты», показывали направление морских течений и преобладающих ветров.
Помимо чисто прикладного использования, «макеты» моря применялись полинезийцами для теоретического обучения будущих мореходов, систематизации и передачи накопленных знаний о море последующим поколениям. С этой точки зрения, полинезийские «карты» смело можно назвать самыми древними лоциями, дошедшими до нас из тьмы веков.
В России штурманское дело также развивалось с давних времён. Первые подтверждения этому найдены в рукописях, на которых зафиксированы данные о глубинах в той или иной части судоходных рек и прибрежных морских районов. Однако, первая полноценная морская лоция была издана в Санкт-Петербурге в 1721 г. и именовалась «Книга морская правдивого мореплавания по Балтийскому морю». Инициатором издания этого пособия был лично император Пётр I.
Виды современных лоций
Как уже говорилось, под словом «лоция» может подразумеваться как научная морская дисциплина, так и практическое навигационное пособие. В последнем случае лоции могут быть нескольких типов. Например, новички часто задаются вопросом – «Что такое лоция океана и чем она отличается от лоции моря?». Подобные пособия различаются объёмам охватываемых участков мирового океана. Лоция может содержать общие широкообъемлющие сведения о целых океанах: о морских течениях, береговой линии, преобладающих в различных его частях сезонных направлениях ветров, о глубинах и прочие сведения.
Для отдельных участков мирового океана издаются отдельные пособия, содержащие описание наиболее сложных и опасных для судовождения мест. Это могут быть лоции определённых участков побережья: заливов, проливов, морей. Для нужд речной навигации издаются лоции внутренних путей, содержащие данные о судоходных условиях рек и озёр.
Помимо этого, они подразделяются на специальную и общую лоции. Различия между ними заключаются в следующем:
- Общая лоция является как бы основой, базой, навигационных познаний. В ней содержатся теоретические познания, общие для плавания по различным морским или речным маршрутам. Знание общей лоции позволяет шкиперу прокладывать безопасный маршрут судна даже в незнакомых районах, используя навигационное оборудование и морские карты. Базовые знания, которые даёт общая лоция, позволяют наиболее быстро выучить специальную лоцию определённого участка пути судна или целого района мореплавания.
- Специальная лоция, в отличие от общей, содержит описание определённого участка или отрезка морского пути. Таким образом, она имеет жёсткую привязку к определённому географическому объекту: морю, реке, заливу, бухте и т.д. Содержит сведения обо всех имеющихся здесь препятствиях и опасностях, навигационной обстановке, гидрографии и метеорологии.
Знание основ морской лоции как научной дисциплины является обязательным требованием для каждого капитана и штурмана как речных, так и морских судов. Перед каждым выходом, судоводитель обязан ознакомиться с лоциями тех участков морей и рек, по которым ему предстоит вести своё судно.