Отдых под парусом

Техника на море: бортовые гаджеты яхтсмена

Собираясь в круизное плавание или принимая участие в крейсерской регате нужно понимать, что яхта — это не красивая дорогая игрушка, а прежде всего морское судно. А поскольку всем известно, что с морем шутить не стоит, то и яхта должна быть оборудована всем необходимым, чтобы эффективно противостоять натиску стихии.

К сожалению, сегодня ни у нас в стране, ни в Европе в отношении частных владельцев яхт нет единых нормативов, устанавливающих перечень дополнительного оборудования. Правда, ведомства различных государств, отвечающие за регулировку судоходства, предъявляют свои требования к дополнительному оснащению яхт. Организаторы парусных регат также выставляют свои требования к минимальному дополнительному оснащению яхт, изъявивших желание участвовать в гонках. Согласно всем этим требованиям, судно должно быть готово к возникновению любых нештатных ситуаций. И среди приспособлений, призванных помочь яхтсменам избежать или преодолеть эти самые нештатные ситуации, не последнее место занимают различные электронные устройства.

В современном мире трудно представить активного современного человека, который не пользовался бы электроникой. Как следствие, большинство современных яхтсменов не являются духовными последователями Фёдора Конюхова и не отказывают себе в удовольствии взять с собой в море любимый гаджет. Тем более, что современные устройства могут оказаться весьма полезными в любом путешествии. Электроника стала важной частью оборудования яхты, и помимо самих устройств в мире выпущено немало софта, специально разработанного для яхтсменов. Эти программы и приложения могут существенно облегчить жизнь на борту, особенно начинающим морякам. Давайте посмотрим, куда их можно установить.

Стационарный компьютер

На суше стационарный компьютер уже уходит в прошлое, его активно теснят мобильные устройства — планшеты и ноутбуки. А какова же его роль на борту яхты? Насколько целесообразно его использование, если аналогичные функции может исполнять и другое, менее габаритное устройство — тот же планшет или даже смартфон? Всё зависит от того, для каких целей применяется то или иное устройство. У каждого есть свои плюсы и минусы. Как показывает практика использования смартфонов с навигационными программами, надёжность их очень низкая. Скажем, на работу навигационной программы, установленной на смартфоне, запросто может повлиять установка дополнительных драйверов, других приложений и т.д. В итоге совершенно неожиданно может обнаружиться, что навигационная программа не подключается к GPS, а электронный бортовой журнал вдруг сообщает, что он не совместим с обновлённой версией Java. В итоге вам придётся прокладывать маршрут своей яхты по карте.

Поэтому полезно иметь на судне отдельный бортовой компьютер с необходимыми программами, используемый строго по назначению. Желательно не только исключить установку на него посторонних программ и приложений, но и вообще изолировать его от выхода в интернет. Правда, на деле это сложно: например, все данные прогноза погоды запрашиваются навигационными программами из всемирной паутины. Лучший выход в данном случае — запретить системе самостоятельно подключаться к интернету, а также заблокировать все автоматические обновления программ.

Среди характерных черт бортового компьютера можно отметить:

* Постоянное нахождение на одном месте. Его невозможно случайно уронить в воду или об палубу, невозможно в самое неподходящее время потерять в каюте.

* Работа от бортовой сети.  В этом есть и плюс, и минус; плюс — он не разрядится внезапно, минус — он выключится вместе со всем электричеством, если что-то случится.

* Неограниченное время работы. Он гораздо большее время, чем тот же планшет, может проработать не перегреваясь, и низкий уровень заряда батареи не повлияет на работу.

* Большая, чем у остальных девайсов, мощность. Правда, для работы с навигационными программами особых технических данных не требуется.

* Среди минусов бортового компьютера — цена, намного превышающая стоимость ноутбука с таким же характеристиками.

Ноутбук

Главная черта ноутбука на суше и на море — его автономность. Даже если в случае непредвиденного происшествия (короткого замыкания, пожара) ваша яхта обесточится, ноутбук продолжит работать и снабжать вас необходимой информацией. Если вы решили использовать ноутбук как навигационный прибор, придётся подключать к нему GPS. Правда, среди современных моделей имеются экземпляры со встроенным гаджетом GPS, но встречаются они редко и стоят недёшево. С другой стороны, ноутбуки эконом-класса не рассчитаны на использование их в условиях повышенной сырости. Конечно, при достаточных навыках, желании и финансовых возможностях реально создать целую систему, замкнутую на ноутбуке, включающую судовой приёмопередатчик, GPS, адаптер к картплоттеру и т.д. Но стоимость системы может возрасти до размеров, сопоставимых с ценой бортового компьютера, а вот надёжность её вряд ли сравниться с ним. Ещё один минус — обилие проводов и соединений, путающихся на столе и вокруг него. Зато ноутбук можно взять с собой, сходя на чужих берегах.

Планшет

Модный в настоящее время девайс с каждым днём завоевывает всё больше популярности. Каковы же особенности его использования на яхте? Мощность, ёмкость памяти и другие показатели планшета значительно ниже стационарного компьютера или ноутбука. Но при работе с морскими приложениями это не так страшно: они не занимают много оперативной памяти и не требуют сверхскоростных вычислений. Главное — определить положение судна на карте, задать ряд точек пути и проложить маршрут. В хорошую погоду этого вполне достаточно, чтобы управлять яхтой. Это если, конечно, планшет имеет встроенную GPS. В противном случае получать данные придётся получать от иных бортовых систем.

Среди основных минусов планшета — боязнь сырости. Но это легко исправляется при помощи водонепроницаемых чехлов. К тому же, подключение к некоторым бортовым системам возможно только беспроводным способом, что имеет свой плюс в плане влагоизоляции прибора. Передача данных на планшет возможна и с помощью совместимого с локальной беспроводной сетью плоттера. Подобные гаджеты выпускаются фирмами B&G, «Рэймарин», «Саймард» и т.д. В комплекте с картплоттером планшет может стать отличным вариантом управления судном.

Также минусом планшета является слабая яркость экрана, что делает работу с ним затруднительной на ярком солнце. Но главный недостаток, замеченный при использовании этого девайса в море — нестабильность работы программ. В результате требуется время от времени перезагружать прибор. Да и время работы без подзарядки этого аппарата редко превышает 24 часа.

Среди других электронных приборов, ставших привычными на яхте, можно отметить картплоттер, эхолот, навигатор и прочие узкоспециальные шкиперские приспособления, призванные облегчить непростой труд управления яхтой. Среди них ближе всего к классическому понятию компьютера находится навигатор-картплоттер.

Навигатор

По принципу своего действия морские навигаторы мало чем отличаются от сухопутных. Главное отличие состоит в том, что морской навигатор также с успехом можно использовать на суше, но не наоборот. Ощутима и разница в цене: от 1,5 — 2 тысяч рублей за автомобильный навигатор до 15 — 20 тысяч за морской. Существуют отдельные модификации стоимостью до 200 000 рублей. Спектр функций такого навигатора, конечно же, весьма широк. Но опытные шкиперы советуют новичкам не гнаться за «навороченными» девайсами, тем более, что расширенные функции будут недоступны пока его пониманию. Лучшим выходом будет приобрести простой и практичный прибор тысяч за 20, например, от «Garmin». Простота, надёжность и никаких избыточных функций.

карта яхт

При выборе навигатора необходимо обратить внимание на следующие нюансы:

* В хорошем морском навигаторе должна использоваться спутниковая карта для яхт поверхности всей Земли с высоким разрешением.

* Водонепроницаемость — обязательное условие, если не хотите после намокания прибора стоить маршрут, ориентируясь по звездам. В международной системе классификации влагозащиты приборов, где максимальная степень защиты кодируется как IP68, вторая цифра кодировки как раз обозначает защиту от воды.

* Наличие всех необходимых разъёмов. Например, если собираетесь использовать в комплексе с навигатором идентификационная система АИС или DSC. В этом случае будет необходим разъём NMEA-018 (впрочем, сейчас довольно активно в морскую аппаратуру внедряется стандарт протокола NMEA-2000).

* Совместимость с остальным бортовым оборудованием.

Смарт-очки для яхтсменов

Подобный носимый гаджет, являющийся близнецом нашумевших в своё время Google Glass, был анонсирован к продаже в 2014 году. «Умные» очки, получившие наименование Afterguard, были разработаны специально для яхтсменов. В основу их были положены технологии корпорации «Рекон Технолоджис». Смарт-очки представляют дисплей, который крепится на солнцезащитных очках. На данный дисплей будет выводиться передаваемая с бортового компьютера, или другого устройства информация: скорость и направление движения яхты и ветра, место нахождения судна и т.д. Для участников регаты предусмотрена функция, отображающая его положение относительно соперников, пройденное и оставшееся расстояние и прочие данные, с помощью которых можно выбрать ту или иную тактику. Заявленная стоимость смарт-очков для яхтсменов составляет 2, 5 тысячи долларов. Правда, данных об их надёжности работы и удобства в применении пока нет, если конечно не считать анонса фирмы — производителя.

Вместо итога

При выборе того или иного гаджета обязательно определитесь, для каких целей вы его берёте на борт, что для вас важно в приборе. Для кого-то главное — надёжность работы, для кого-то — мобильность, универсальность, портативность прибора. В любом случае, уделите особое внимание подготовке устройства к морскому путешествию: приобретите водонепроницаемые чехлы и штекеры, убедитесь в стабильной работе прибора и его зарядных устройств от бортовой сети, совместимости с прочей электроникой.


Нет комментариев

Оставить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии Войти