Отдых под парусом

Лоция. Бока Которский залив. Часть 3

Продолжение. Начало здесь: Часть 1, Часть 2.

В предыдущих статьях (Часть 1 и Часть 2) мы познакомились с общими сведениями о Которском заливе (Boka Kotorska) с особенностями Херсегновской (Hercegnovski zaliv) и Тиватской (Tivatski zaliv) бухт. Теперь наш взор необходимо обратить к самой дальней части Которского залива – Рисанской (Risanski zaliv), Мариинской (Morinjki zaliv) и Которской (Kotorski zaliv) бухтам.

Северная часть пролива Prolaz Verige ведет в самую глубинную часть залива Boka Kotorska, которая разделена на две части: северо-западная часть – это бухты Risanski zaliv и Morinjki zaliv, юго-восточная часть – бухта Kotorski zaliv. Название пролива «Вериг» (цепь) не случайно, так как еще в давние времена пролив перегораживался цепями, запирая проход к городам Рисан и Котор.

На выходе из пролива с двух сторон установлены светящиеся знаки. Слева знак Turski rt Cape,- белая коническая башня с галереей. Характеристика огня – БлГрПр(2)5с6М.

Знак Turski rt Cap

Справа – знак Rt Verige (Gospa od An?ela) Cape, — белая круглая башня с черными полосами, рядом с часовней. Характеристика огня — ЗлПр3с4М.

Знак Rt Verige (Gospa od An?ela) Cape

Тот же знак, только с другого ракурса

В самой западной части бухты Morinjski Zaliv расположен небольшой курортный городок Donji Morinj. Эта тихая бухта позволяет остановиться на ланч или поплавать, но ночью, часто сильный катабатический ветер дует с гор позади города Risan на восточном берегу бухты Risanski zaliv, что может сделать якорную стоянку небезопасной.

Средства навигационного оборудования бухты Morinjski Zaliv представлены двумя светящимися знаками. Знак Kostanjica представляет собой белую металлическую пирамидальную башню. Характеристика огня – КрП3М. Знак Morinj – зеленая колона высотой 3 метра. Характеристика огня – ЗлП4М.

Самым северным населенным пунктом на берегах Которского залива является город Risan. От неблагоприятной погоды он защищен известняковыми мысами горы Orjen. Морякам и яхтсменам город предлагает небольшую защищенную гавань. Наименование города дало название Ризанской бухте. Risan считается самым старым населенным пунктом Которского залива.

Как пишут путеводители, отдых в Risan может стать одним из самых приятных моментов жизни. Местный фольклор утверждает, что человек рождён для того, чтобы бездельничать. Общая атмосфера жизни в этом городе такова, что полностью подтверждает этот тезис. Неторопливость, безмятежность, спокойствие и доброжелательность местных жителей оказывает благотворное, почти терапевтическое воздействие на туристов. Даже если бы у города не было других достоинств, в него всё равно стоило бы приехать.

Панорама города Risan

Порта как такового в городе нет. Легенды утверждают, что когда-то в третьем веке до нашей эры Risan был столицей иллирийской королевы Теуты. Королева, не сумев противостоять захватчикам, бросилась со скалы в море. Перед этим она прокляла Risan, сказав, что здесь никогда не будет собственного порта — вот такое чисто женское проклятье.

Из средств навигационного оборудования здесь имеется светящийся знак, представляющий собой белую круглую пятиметровую башню с колонной и галереей. Характеристика огня – ЗлГрПр(3)6с2М.

Набережная Risan

Подходы к Risan свободны от навигационных опасностей, хотя вблизи берега сразу к западу от бухты расположены каменистые отмели. Гавань очень маленькая и представляет сложности для маневрирования при свежем ветре. Изменения атмосферного давления может вызывать значительные рост и падение уровня воды до 25 см, так что необходимо соответствующим образом регулировать швартовые.

Сразу на выходе из пролива Prolaz Verige расположены два живописных острова – остров Святого Георгия (Sveti Dorde) и остров Gospa od Skrpjela.

Gospa od Skrpjela в переводе означает «Мадонна на Рифе» или «Божья Матерь на Скале» (от латинского «scropulus» — «риф»). Он является, возможно, единственным рукотворным островом Адриатики. Он был построен поверх рифа после того как в 1452 году два моряка из Пераста, братья Мортешичи, нашли на нём икону Божьей Матери, которая излечила одного из них от болезни. После этого икона сразу стала почитаемой.

Первоначально риф был лишь немного выше поверхности воды, но горожане в течение 200 лет затапливали рядом с ним захваченные пиратские и свои старые корабли (кроме того, был принят закон, согласно которому каждый проходящий мимо рифа корабль должен был здесь бросить на дно камень). Так было создано плато, площадь которого составляет 3030 м?. На острове была построена церковь Божьей Матери.

Обычай сбрасывать камни у острова дожил до наших дней и сохраняется как фашинада (fasinada) — традиционное празднество, ежегодно проходящее в Перасте 22 июля. Традиция имеет не только символическое, но и практическое значение — это помогает остановить размывание рукотворного острова морем. В этот же день проводится регата на Кубок Фашинады. В память о славной истории мореходства в Перасте в регате принимают участие океанские парусные яхты со всей Боки Которской.

Вблизи острова глубины – 2,8-3,8 м. Запрещено использовать набережную стенку без разрешения администрации военно-морского музея Пераста.

На северной оконечности острова установлен светящийся знак, — белая круглая каменная четырехметровая башня. Характеристика огня – КрГрПр(2)6с6М

На острове Святого Георгия (Sveti Djordje) возвышается бенедиктинское аббатство, первое упоминание о котором относится к 1166 году.

Остров Святого Георгия и остров Gospa od Skrpjela разделены между собой небольшим проливом. Максимальная глубина в проливе – 4 метра.

Сразу за островами расположен Пераст (Perast) – небольшая рыбацкая деревня, которая лежит у подножия холма Святого Ильи (873 м), на мысе, который отделяет Рисанскую бухту от Которской бухты.

Пераст с запада

Пераст (Perast) имеет длинную яркую историю, впитавшую в себя морские традиции еще со времен Венецианской республики. Многочисленные местные морские капитаны стали богатыми от торговли с курсирующими через Средиземное море и дальше судами, и большая часть их богатства была израсходована на строительство впечатляющих каменных дворцов, из которых 17 сохранились до наших времен. Из можно увидеть на набережной и холмах над городом.

Пераст был древним хранителем входа в бухту. Да, собственно, и вся жизнь этого города связана с мореплаванием и судостроением. Он дал миру целую плеяду выдающихся мореплавателей, среди которых адмирал балтийского флота Матиас Змаевич, который помогал Петру Великому создать этот самый Балтийский флот и был одним из близких друзей царя. Памятник Змаевичу стоит на центральной площади Пераста, которая носит название Площади Адмиралов, что вполне логично для города, вся жизнь которого связана с морем.

Причальная стенка города полностью открыта всем ветрам, кроме северного, поэтому Пераст рекомендуется посещать только при благоприятных погодных условиях.

На набережной установлен светящийся знак – белая круглая башня с красными наклонными полосами. Характеристика огня – КрГрПр(3)7с3М.

Подходы к Перасту безопасны, хотя к северу от острова Gospa od Skrpjela лежит отмель, обозначенная бакеном. Хорошим ориентиром для подхода к городской набережной является колокольня, расположенная непосредственно позади светящегося знака.

Только 20 метров набережной непосредственно к востоку от светящегося знака доступны для яхт. Если попытаться пришвартоваться западнее, возможен конфликт с капитанами и владельцами местных прогулочных судов, стерегущих швартовые места. Это значит, что места для швартовки хватит для одной яхты среднего размера или двух чуть меньшего.

Глубины вдоль набережной – 3,5-4,5 метров. Швартовые тумбы расположены широко, поэтому постановка на муринг невозможна. На набережной нет никаких специальных сооружений и оборудования для стоянки яхт, но, с другой стороны, швартовка бесплатна.

К юго-востоку от Пераста расположилась Которская бухта. Северный и восточный берег бухты окаймляется многочисленными обрывами и практически отвесными скалами у подножия которых ютится узкая полоса земли, где расположились многочисленные деревушки и сельхозугодья.

Юго-западный берег бухты упирается в склоны горы Vrmac. В юго-восточной части, у подножия высокого холма расположился город Котор (Kotor), давший наименование и Которской бухте и Бока-Которскому заливу.

От точки между мысом Rt Verige и Перастом путь к Котору лежит преимущественно на ESE и далее на S мимо светящихся знаков, расположенных вдоль западного побережья бухты, в дистанции 1,5 – 3 мили.

Знак Stoliv, Mole. Head ЗлП2М, белая 4-х метровая колонна
Знак Pr?anj, Markov rt Cape ЗлГрПр(2)6с7М Белая круглая башня с черными полосами и платформой
Знак Pr?anj, Mole. N side ЗлПр3с3М Белая круглая башня с черными полосами и платформой
Знак R?akovo, Cape. N Pier ЗлПр5с6М Белая квадратная башня с колонной и галереей
Знак Rt Plagente, Cape КрГрПр(2)5с6М Белая круглая башня с красной наклонной полосой
Знак Muo, Quay. Head ЗлГрПр(2)5с5М Белая круглая башня с платформой
Знак KOTOR, coast NW side КрПр3с5М Каменный обелиск

Котор расположен в самом конце восточного плеча Которской бухты. Он лежит в 15 милях от входа в Бока-Которский залив. Город имеет древние и богатые морские традиции, находясь вдоль морских торговых путей из восточного Средиземноморья на Балтику и далее. Старый город Котора включен в перечень мирового наследия ЮНЕСКО.

Гавань Котора способна принять суда всех размеров от огромных круизных лайнеров до маленьких прогулочных лодок. Внутренняя секция гавани используется в качестве марины и оборудована мурингами, электричеством и пресной водой на всех причалах, и может разместить около 50-60 яхт длиной до 50 метров. Глубина акватории марины от 5 метров во внутренней части до 10 метров и более в не ее.

Подходы к гавани безопасны, хотя рекомендуется вести тщательное наблюдение за трафиком, и особенно за круизным лайнерами, при следовании узким проливом Prolaz Verige. При входе в гавань хорошим ориентиром может служить большой монумент в парке в 100 метрах от берега.

Яхтенные причалы расположены во внутренней части гавани и часто могут быть не видны за круизными лайнерами, стоящими на внешней стороне.

Яхты швартуются кормой используя муринг к причальной стенке внутренней гавани, которая протянулась почти на пол мили. Также в гавани есть небольшой понтон, разделяющий участок для «больших лодок» от остальной марины, где могут разместиться до шести яхт. Большинство швартовых мест оборудованы двумя муринговыми концами, которые иногда могут использоваться большими яхтами, что может стать проблемой для небольших лодок. Для пришвартованных яхт доступно береговое электро и водоснабжение.

Океанские парусные яхты в Которском заливе

На протяжении своей истории Котор являлся одним из важнейших торговых центров этой части Адриатического побережья. Город Акривий (Аскривиум, Askrivium) на месте будущего Котора основали римляне, поселение являлось частью римской провинции Далматия. В X веке Котор стал автономным городом в составе Византийской империи, а с 1395 по 1420 год — являлся независимой республикой. Следующий период своей истории (1420–1797 года) Котор и его окрестности принадлежали Венеции, что наложило отпечаток на архитектуру города. В 1797 году Котором завладела Австро-Венгрия, а после 1918 года город вошел в состав Югославии.

Источники:
http://tonkosti.ru/
http://www.cruiserswiki.org/wiki/
http://www.tourister.ru/world/europe/montenegro/city/kotor


Нет комментариев

Оставить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии Войти