Начинаем изучение района предстоящего плавания. Которский залив на навигационных картах и лоциях обозначается как Boka Katorska (Bay of Kotor). Он расположен на юго-западе Черногории.
Которский залив состоит из входного канала, ведущего к трем взаимосвязанным естественным акваториям, имеющим достаточную глубину для всех классов судов. В целом, бухты залива окружены возвышенностями с выступающими вершинами. Местами долины спускаются к самому побережью залива. Пологие горные склоны засеяны сельскохозяйственными культурами, а многочисленные деревни и линейки домов обрамляют побережье.
Вход в Которский залив отделен от остальной акватории Адриатического моря мысом Остра (Rt Ostra) с запада, островом Мамула (Mamula) и мысом Мириста (Rt Mirista) с востока. Берега входа неприступные, гористые и покрыты кустарником.
Мыс Остра
Остров Мамула
Карта Которского залива
При плавании в Которском заливе, для судов дедвейтом более 500 регистровых тонн, а также для любых судов с опасными грузами на борту, обязательна лоцманская проводка. Лоцманская станция расположена у населенного пункта Зеленика (Zelenika).
В заливе осуществляется лов рыбы сетями, поэтому при проходе следует соблюдать осторожность.
В заливе установлено ограничение скорости для судов дедвейтом более 500 регистровых тонн – не более 8-ми узлов, а в узких проливах – не более 5-ти узлов.
Все суда, покидающие Херсегновскую бухту (Hercegnovski Zaliv), Тиватскую бухту (Tivatski Zaliv), Ризанскую бухту (Risanski Zaliv) и Которскую бухту (Kotorski Zaliv) должны следовать на расстоянии не менее 300 метров от берега.
Маломерные суда, включая лодки и безмоторные яхты обязаны уступать дорогу большим судам в указанных выше бухтах.
Всем судам, включая маломерные суда и яхты запрещается останавливаться в проливе Prolaz Verige, а также становиться на якорь в проливах Prolaz Verige и Kumborski Tjesnac.
Акватория Которского залива предоставляет судам всех размеров хорошие условия для постановки на якорь. Грунт в основном — ил в центре залива, и ил, песок и ракушечник в близи берега. Однако, при выборе места якорной стоянки, следует остерегаться внезапных сокрушительных шквалов из долин с северной и восточной сторон залива. Лучшим местом для постановки на якорь являются отдельные бухты у восточного берега.
Кроме проливов, постановка на якорь запрещена в отдельных закрытых районах, а также в близи подводных кабелей и трубопроводов.
Плавание и постановка на якорь запрещены ближе 100 м от берега между мысом Добреч (Rt Dobre?), в 1,5 милях к NNE от мыса Остра (Rt Ostra) и деревни Роза (Rose) и в 1 миле дальше на NNE.
Плавание и постановка на якорь запрещены ближе 100 м от берега между деревней Спиличе (Spilice) в 3-х милях к северо-востоку от мыса Остра (Rt Ostra) и деревней Доньи Крашичи (Donji Krasici), в 3-х милях к ESE. Здесь находятся сооружения военно-морской базы Поморская (Pomorska Baza Pristan).
Также плавание и постановка на якорь запрещены напротив судостроительного завода «Сава Ковачевич» в Тивате. Постановка на якорь запрещена в бухте между мысом Остра (Rt Ostra) и мысом Кобыла (Rt Kobila).
При плавании в Которском заливе необходимо быть готовым к Боре (Bora) — сухому и холодному ветру, дующему с севера/северо-востока, вызывающему штормовую погоду. Течения в заливе непостоянны, особенно на входе. После обильных дождей они могут составлять от 2 до 3-х и более узлов. В остальное время – примерно половину от этих значений. Летом течения слабые.
Бора
При северо-восточных или северо-западных ветрах высокие горы, ограждающие Которский залив, обычно покрыты низкой облачностью и не видны на больших расстояниях со стороны моря. Зимой бывает трудно различить землю в близи входа в залив при северо-восточных, южных или юго-западных ветрах.
Вход в залив открыт для южных ветров и волн. Сирокко — теплый и влажный южный или юго-восточный ветер, приносит дожди и большие волны. Южные и юго-западные ветры представляют опасность для мореплавателей, т.к. могут возникнуть внезапно и быстро достигать значительной силы.
Сирокко
Течения у западной стороны входа в Которский залив направлены преимущественно на юго-восток и усиливаются после дождей. У восточной стороны входа течения слабее и направлены на северо-запад. Эти течения встречаются между мысом Кобила (Rt Kobila) и Добреч (Rt Dobrec).
Основные ориентиры для входа в залив – это мыс Остра (Rt Ostra), на вершине которого установлен светящийся знак с характеристикой БлГрПр(2)10с15М, и остров Мамула (Mamula), где также установлен светящийся знак с характеристикой БлПр3с6М.
Маяк на мысе Остра
Для безопасного входа в Которский залив лоция рекомендует подходить с юга и править на гору Ловчен (Brdo Lovcen), высота которой 1749 м.
Гора Ловчен
Далее, при подходе к берегу под правильным углом хорошим ориентиром для входа будет гора Радостак (Radostak), высотой 1.441 м.
Вид на Mount Radostak с моря
Из точки в расстоянии 1-й мили к юго-востоку (SE) от мыса Остра (Rt Ostra) путь на вход в залив лежит на север (N) восточнее мыса Остра и западнее острова Мамула, затем к западу от мыса Добреч, (Rt Dobrec), на котором расположен форт, и далее между мысом Кабала (Rt Kabala) на востоке, где установлен светящийся знак Dobrec с характеристикой ЗлПр5с6М, и мысом Кобыла (Rt Kobila) на западе в Херсегновскую бухту (Hercegnovski Zaliv).
Светящий знак Dobrec на мысе Кабала
Зимой сильные течения на подходе к Которскому заливу могут представлять серьезные затруднения для маломерных судов. Северо-западное прибрежное течение и волнение от северо-восточных ветров сталкиваются с течением из залива и следуют в бухту в северо-западной части входа.
Актуальную навигационную информацию и прогноз погоды можно узнать на официальном сайте Гидрометеорологической и сейсмологической службы Черногории http://www.meteo.co.me/
Информация ИМО «Notices to Mariners»
Огни и знаки «List of light»
Источники:
http://www.lighthousesrus.org/showSql.php?page=Med/Montenegro
http://www.cruiserswiki.org/wiki/Montenegro#Bay_of_Kotor
http://webapp.navionics.com/
Mediterranean Pilot, volume 3 (2005)