Отдых под парусом

Карты Финского залива

Навигационная подготовка к любому походу включает в себя подбор карт и пособий на переход. С одной стороны, правила хорошей морской практики требуют иметь на борту карты наиболее крупного масштаба, и таких карт на выбранный район будет много. С другой стороны, каждая карта стоит денег и не малых, поэтому всегда хочется сэкономить и, если есть возможность, обойтись меньшим числом карт более мелкого масштаба, но охватывающих весь интересующий район.

В век электронной картографии, многим вопрос подбора бумажных карт кажется не актуальным, но, во-первых, требование иметь на борту бумажные карты еще никто не отменял, а во-вторых, наличие бумажных карт существенно снижает риски, присущие использованию электронных карт.

В последнее время все большую популярность среди владельцев маломерных судов и яхт набирает маршрут Санкт-Петербург – Сайменская озерная система. Какие карты понадобятся шкиперу для перехода, особенно если он будет идти в этих водах впервые?

Трек перехода яхты «Русь» из Санкт-Петербурга в Лаапеенранту

Традиционными источниками сведений о картах и книгах были и остаются Каталоги карт и книг на соответствующий район плавания. Ведущие мировые производители, такие, например, как «The United Kingdom Hydrographic Office» (UKHO) публикуют электронные каталоги своей продукции.

Электронный каталог UKHO

Используя этот каталог для нашего маршрута подойдут следующие карты:

  • Chart 2395 Sankt Peterburg and Approaches 1:50000
  • Chart 2729 Approaches to Vysotsk and Vyborg 1:25000
  • Chart 2264 Gulf of Finland — Eastern Part 1: 200000
  • Chart 2569 Vysotsk and Vyborg 1: 12500
  • Chart 2727 Vyborgskiy Zaliv 1: 50000
  • Chart 2718 Primorsk Oil Terminal and Approaches 1: 50000

Эти карты являются частью сборника Admiralty Folio 11 — FOLIO 11 GULFS OF FINLAND AND BOTHNIA.

Продукция Британского гидрографического офиса не полностью покрывает выбранный нами маршрут. Приобрести эти карты в России не так просто, т.к. официального дистрибьютора у нас нет. Эти карты можно купить в Финляндии. Цена одной карты 44,96 €.

Однако, вероятно, для района подходов к Санкт-Петербургу, Выборгского залива, Сайменского канала более актуальными и доступными будут отечественные карты производства Главного управления навигации и океанографии МО РФ.

Продажу карт ГУНИО, или, как сейчас принято УНИО МО, осуществляют посредники. Воспользуемся онлайн-каталогом одного из таких предприятий.

Основываясь на этом каталоге, получаем следующий перечень необходимых карт:

  • 23000 2014 От Санкт-Петербурга до маяка Шепелевский 1:100 000
  • 23001 2015 От порта Приморск до острова Соммерс 1:100 000

  • 25002-INT1262 2015 От Санкт-Петербурга до Кронштадта 1:25 000
  • 25001 2014 От Кронштадта до маяка Шепелевский 1:50 000
  • 25008 2009 Южная часть пролива Бьёркёзунд 1:25 000
  • 25009 2006 Северная часть пролива Бьёркёзунд с подходами к островам Западный Берёзовый и Северный Берёзовый 1:25 000
  • 25010 2008 От полуострова Киперорт до мыса Крестовый 1:25 000
  • 28007-INT1257 2008 Подходы к портам Высоцк и Выборг 1:25 000

  • 28010-INT1259 2008 Подходы к Сайменскому каналу. От светящего знака Дубовый до острова Лавола 1:12 500
  • 28011-INT1260 2008 Подходный фарватер Сайменского канала. От бухты Защитная до шлюза Брусничное 1:5 000
  • 26050 2009 От порта Лаппеэнранта до острова Кюляниеми 1:50 000

Цена картографической продукции ГУНИО МО – 1524 рубля за карту. И еще нужно будет заплатить от 150 рублей за корректуру каждой карты. Все цены указаны по состоянию на февраль 2016 и не включают НДС.

Коллекция ГУНИО МО РФ по выбранному маршруту существенно полнее Британской, но и здесь есть пропуски. В частности, отсутствуют карты непосредственно Сайменского канала. Нет карт Сайменской системы более крупного масштаба.

Эти карты целесообразно получить у финского официального производителя — Finnish Maritime Administration – подразделения Финского транспортного агентства (Finnish Transport Agency), предлагающего соответствующие сборники.

В частности, нас интересует сборник «Lake Chart Folio S, Saima canal», содержащий 15 карт канала и подходы к Лаапеенранте.

Стоимость данного сборника 38,30 €.

Официальным источником бумажных морских навигационных карт является продукция зарегистрированных производителей картографической продукции, перечень которых публикуется на сайте Международной Гидрографической Организации (International Hydrographic Organization).

IHO присваивает код производителя электронных навигационных карт в формате международной гидрографической организации S-57 и публикует списки в пособии МГО S-62 — LIST OF DATA PRODUCER CODES

В частности, в данном списке на сегодняшний день указаны два российских производителя: Head Department of Navigation & Oceanography (DNO) – ГУНИО МО РФ, и Federal State Unitary Hydrographc Department – ФГУП «Гидрографическое предприятие». Использовать продукцию незарегистрированных производителей, как вы понимаете, рискованно.

Но в век космической навигации и электронной картографии мы не можем игнорировать электронные карты.Обратимся к каталогу электронных карт компании Транзас Марин для приложения iSailor, набирающего популярность среди знакомых мне яхтсменов.

Здесь нам понадобится 2 сборника карт:

Finland. Lake Saimaa

Baltic Sea. Northern and Eastern parts Gulf of Bothnia, Gulf of Finland, Gulf of Riga

Цена каждого сборника – около 1500 рублей.

Вообще, подбор карт для похода – ответственное и интересное мероприятие. Об опыте прохождения данным маршрутом я писал в статьях «Финский залив. От Лахты до Стирсуддена«, «Финский залив. От Стирсуддена до Высоцка«, «Сайменский канал«.

Ну а если вам интересно, как устроена морская навигационная карта, посмотрите статьи по этой теме на нашем сайте: «Рисуем карту на коленке» и «Карта острова Сокровищ»


Нет комментариев

Оставить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии Войти