Конец 1992 года был ознаменован различными заметными и не очень событиями как в стране, так и мире. Так, 1 декабря в Москве открылся 7-й съезд народных депутатов РФ, ставший предтечей противостояния президента и парламента в 1993 году, в этот же день председателем правительства РФ был назначен В.С.Черномырдин («Хотели как лучше, а получилось как всегда»). 20 декабря Слободан Милошевич избран президентом Сербии, а накануне, 3 ноября президентом США стал Билл Клинтон.
Но, независимо от этих значимых мировых событий, атомный подводный ракетоносец проекта 667 БДР 31-й Краснознаменной дивизии подводных лодок Северного флота под командованием капитана 2 ранга Желтякова Александра Ивановича следовал по маршруту в район боевого патрулирования с тем, чтобы оттуда грозить вероятному противнику своими 16-ю баллистическими ракетами с ядерными зарядами на борту.
Не то чтобы задача была какой-то неординарной, но, учитывая сложности начала 90-х, подготовка и выход в море ракетно-ядерного исполина были сродни маленькому подвигу. Боеспособных лодок оставалось мало, отсутствие денег, топлива, запасных частей и подготовленных подводников отнюдь не способствовало процессу. Поэтому провожали экипаж в эту автономку на самом высоком уровне, — лично командующий военно-морским флотом РФ приехал на пирс. В его напутствии экипажу прозвучали слова о том, что, несмотря ни на что, мы должны продемонстрировать супостату и всему остальному миру, что флот России еще не умер, и если что, то мы еще можем всем что-то показать.
План этой боевой службы разрабатывался в главном штабе ВМФ РФ, и был построен таким образом, чтобы как раз показать всему миру то самое «что-то», о чем говорил главком. Для эффективной стрельбы ракетами по США достаточно было выйти в Баренцево море, но следуя указанию «что-то» показать, район боевого патрулирования был нарезан юго-западнее острова Исландия, как раз к востоку от мыса Фарвель – южной оконечности Гренландии, поближе к берегам вероятного противника.
Маршрут к району боевого патрулирования был проложен через Баренцево и Норвежское моря, мимо острова Ян-Майен, далее — севернее побережья Исландии через Датский пролив, отделяющий Гренландию от Исландии
При следовании данным маршрутом подводная лодка должна была форсировать противолодочный рубеж НАТО по линии м.Нордкап – о.Медвежий, уклониться от противолодочной корабельной ударной группы, патрулирующей Фареро-Исландский проход и не быть обнаруженными стационарной противолодочной системой обнаружения SOSUS. Главный штаб ВМФ РФ организовал действия обеспечивающих сил таким образом, чтобы отслеживать перемещение корабельной группировки НАТО в Норвежском море и оперативно информировать подводников о местонахождении противолодочных сил вероятного противника. В один из сеансов связи штаб сообщил, что корабельная группировка сместилась к северу, поэтому маршрут перехода меняется и пройдет у южного побережья Исландии. Приказ есть приказ, и штурман начал расчет нового маршрута перехода, но с ужасом обнаружил, что на район южнее Исландии на борту нет морских карт.
Решение, как всегда, было найдено. Традиционно оно было смелым и неординарным: офицеры штурманской боевой части решили нужную карту нарисовать вручную самостоятельно.
В качестве основы самодельной карты был взят обыкновенный бумажный штурманский планшет – белый прямоугольный лист бумаги 100х100 мм с сеткой. Для начала необходимо было оцифровать координатную сетку планшета – нанести параллели и меридианы.
При построении картографической сетки морских карт в проекции Меркатора используют величину, которая называется «меридиональная часть» – расстояние от экватора до заданной параллели. Меридиональная часть — величина линейная и, с точки зрения картографии, ее удобнее выражать в экваториальных милях, т.е. через длину 1′ дуги экватора. Собственно, только потому, что каждая параллель, вытянутая до длины экватора, отстоит от него на соответствующее ей расстояние (меридиональную часть), проекция Меркатора равноугольна.
Разность меридиональных частей двух параллелей, отстоящих друг от друга на 1′, даст нам длину отрезка, изображающего на карте меркаторской проекции одну экваториальную минуту в данной широте. Эта разность меридиональных частей представляет не что иное, как изображение одной морской мили на карте меркаторской проекции — меркаторскую милю. Ей пользуются как единицей линейного масштаба для измерения широт и расстояний на карте меркаторской проекции.
Собственно, именно потому, что морская миля равна одной минуте дуги меридиана, моряки используют эту единицу длинны на практике, а не для того, чтобы запутать сухопутных жителей, как можно было бы подумать. Измеряя расстояния в милях, очень просто проложить ее на морской навигационной карте: достаточно отложить циркулем-измерителем расстояние на сетке широт.
Так как морская миля имеет постоянную величину на поверхности Земли, то на морской карте меркаторской проекции она изображается отрезками различной длины, в зависимости от широты места, к которому она относится.
Поскольку Земля на самом деле имеет форму не шара, а геоида (приплюснута с полюсов), одна минута меридиана соответствует примерно 1862 м на полюсе и 1843 м на экваторе (в среднем около 1852 м). По современному определению, принятому на Международной гидрографической конференции в Монако в 1929 году, международная морская миля (International Nautical Mile) равна ровно 1852 метрам.
Величины меридиональных частей можно рассчитать, но обычно их берут из навигационных таблиц. Разность меридиональных частей в расчётах и таблицах получаются в экваториальных милях. Для того, чтобы нанести их на карту, необходимо пересчитать эти значения в линейное расстояние в миллиметрах и отложить от рамки будущей карты. Но как это сделать? Ведь очевидно, что величина коэффициента пересчета из миль в миллиметры будет зависеть от принятого масштаба карты.
Длина изображения одной экваториальной мили на меркаторской карте, выраженная в линейных мерах, называется единицей карты. Как уже было подмечено, величина единицы карты зависит от масштаба карты, который может быть отнесен к любой выбранной параллели, носящий название главной параллели карты.
В тех случаях, когда стоит задача охватить картой определённый район плавания, а именно такую задачу решали штурманы атомохода, единицу карты рассчитывают как отношение длины нижней рамки карты в миллиметрах к разности долгот крайних меридианов, охватывающих изображаемый район, выраженной в угловых минутах.
Если длина нижней рамки карты 100 мм, а район, который нужно изобразить, составляет 5° долготы, тогда единица карты будет равна:
Теперь, для того, чтобы отложить от рамки создаваемой карты сетку параллелей, достаточно умножить величину разности меридиональных частей, выраженных в милях, на единицу карты. Полученные значения, в миллиметрах, откладываются от нижней рамки и получается сетка широт.
Приняв в качестве главной параллели карты широту 63° рассчитали таблицу разности меридиональных частей и линейную величину для нанесения параллелей через 10’ для единицы карты е = 1/3 мм:
Таким образом, наш планшет 100 х 100 мм покроет район от 63°00.0’ до 65°10.0’ северной широты и 5° по долготе от любого меридиана.
Теперь предстояло нанести сетку долгот. С долготой дела обстоят гораздо проще, чем с широтой. Достаточно разделить нижнюю рамку карты на равные части в пределах выбранного диапазона разности долгот в 5°, провести меридианы, расстояние между которыми на нашей карте равны и оцифровать, начиная от произвольно выбранного меридиана.
Масштаб полученной карты по главной параллели 63°00.0’вычисляется как отношение длины одной угловой минуты главной параллели, выраженной в миллиметрах, к единице карты. Длина одной минуты параллели 63°00.0’, полученная из картографических таблиц составляет 844 561 мм.
Тогда масштаб нашей карты составит:
т.е. линейный масштаб по главной параллели нашей карты равен 1:2 533 683 или в 1 см 25,33683 км. Как видим, масштаб получился дробным. Но это не страшно. В моем примере масштаб оказался мелковат для путевой карты, но для иллюстрации метода, думаю это не так уж важно.
А дальше, из атласов, генеральных карт по координатам и на выпуклый военно-морском глаз на планшет была нанесена береговая линия Исландии, глубины и навигационные опасности. А сам маршрут был проложен в рамках 20-ти мильного коридора, как можно дальше от берегов Исландии, так, на всякий случай.
Получилось красиво и надежно. Все были готовы следовать новым маршрутом. Но, как говорится, человек предполагает, а штаб располагает. Очередное донесение от разведки главного штаба сообщало о перемещении противолодочной корабельной ударной группы НАТО как раз в район предполагаемого нового «южного» маршрута ракетоносца. Поэтому главный штаб не придумал ничего лучшего как вернуть корабль на первоначальный маршрут через Датский пролив.
Поэтому подводникам так и не пришлось испытать плавание по самодельной карте, но опыт оказался интересным и поучительным. Корабль благополучно прибыл в назначенный район, встретил там новый 1993-год и после выполнения боевой задачи успешно вернулся к родным берегам.