5 октября, среда
Около пяти утра пришел ожидаемый северный ветер. Я проснулся от шума и рывков. Наверху еще темно. Якорной цепи отдано с запасом, якорь держит хорошо, аларм на смартфоне молчит, поэтому беспокоится не о чем. Ветер начинает посвистывать в вантах. От рывков цепи стоит грохот. Кто может спокойно спать при этом? Как оказалось, все, кроме капитана. А я улегся в кокпите под одеялом с биноклем рассматривать туманность в созвездии Ориона, ну и за одно следить за безопасностью якорной стоянки.
На соседней яхте признаков жизни не проявлялось. Люди крепко и безмятежно спят. Незаметно наступает рассвет. Все спокойно.
Наши соседи
8-00. Находимся на якорной стоянке у северного берега пролива Steno Idhras, к северо-востоку от острова Nisos Soupia в точке с координатами {%POINT%94%|z=13%}. Ветер 340⁰-20 узлов, волнение – незначительное, ясно, видимость хорошая.
Встречаю восход в кокпите. Вот и Андрей открывает очередной день морским купанием. Это уже вошло в привычку. Раз Андрей плавает, значит наступило утро. На мой вопрос, как там якорь, отвечает, после погружения, что, судя по следам на дне, его все же метров 5 протащило. Возможно это еще при постановке на якорь я его так «приложил».
Утренний заплыв
Сонные рыболовы проверяют удочки, но ничего на крючках нет. Видимо погода не та. Неторопливо готовим завтрак, наслаждаясь свежестью утра и лаской восходящего солнца.
На утренней зорьке
Наши соседи вдруг бесшумно просыпаются и незаметно снимаются с якоря. Они держат курс в Порос, туда, откуда вчера пришли мы.
Еще один рыбак
11-00. По местам стоять, с якоря сниматься. Идем в Идру ({%POINT%96%|z=13%}). Сразу поднимаем паруса. Ветер – фордевинд, поэтому оставляю грот на левом борту, а стаксель переношу на правый «бабочкой». Чтобы случайно не перебросило гик, заводим превентер (такой трос) от гика на носовую утку. Ветер гуляет, поэтому наш курс не постоянен. Приходится подстраиваться под ветер. Разгоняемся неплохо. Скорость по навигатору 5, иногда 6 узлов.
Идра на горизонте
Проходит какой-то час, и мы уже на подходах к знаменитому городу. Из гавани одна за другой выходят яхты, освобождая место для швартовки, однако зевать нельзя, так как навстречу им уже спешат конкуренты, которые могут занять освободившиеся места.
Вход в гавань
Немного потолкавшись в узкой бухте и сделав несколько кругов, все же удалось втиснуться между яхтами и встать кормой к стенке. Мы в Идре!
Экипаж
Даю экипажу 2 часа на «разграбление» города. Задерживаться дольше здесь мы не планируем.
В 1957 году на широкие американские экраны вышел художественный фильм «Мальчик на дельфине» («Boy on a dolphin»). В главной роли в этой картине снялась молодая актриса Софи Лорен. Сюжет фильма незамысловат: бедная ныряльщица за губками Федра (Софи Лорен) случайно находит затонувший античный корабль со статуей мальчика на дельфине. Желая продать свою находку подороже, она ищет богатого покупателя…
Идра. Кадр из фильма
Основное действие картины происходит на острове Идра. Надо сказать, что по меркам 1957 года в фильме присутствуют достаточно откровенные сцены, например, отчетливо проступающая под мокрой прилегающей одеждой великолепная грудь Софи Лорен или ее обнаженное бедро в эпизоде, когда она предъявляет «доказательства» существования своей находки профессору в Афинах. И все это на фоне красочных пейзажей средиземноморского острова.
Идра. Наши дни
Кстати, по интернету ходит байка, что якобы американский комик Денис Миллер (Dennis Miller) даже придумал так называемый тест на гомосексуальность, который назвал «Мальчик на дельфине» (Boy On A Dolphin Test):
Если вы замечаете «выдающиеся» формы у героини Софи Лорен в кадре, когда она вылезает из моря на палубу в мокром платье, с которого капает вода, и при этом все еще «хотите» стоящего рядом с ней капитана, значит вы точно гей.
Наверно излишне говорить, что после выхода фильма на экраны, остров Идра набрал свою популярность как место паломничества многочисленных туристов и творческой богемы Европы. Сюда стали наведываться и здесь оставаться люди искусства – художники, музыканты, скульпторы. Даже факультет изобразительных искусств Афинского Политехнического университета открыл на острове свое отделение.
На острове даже возвели скульптурную композицию «Мальчик на дельфине», отмечая неоспоримые заслуги одноименной кинокартины для его развития.
Накануне нашего путешествия я посмотрел «Мальчика на дельфине», поэтому мне было вдвойне любопытно посмотреть на натуру, так ярко и красочно изображенную в картине.
Сам остров и его главный порт имеют древнюю и богатую историю. Название Идра, по-гречески Ύδρα — от слова Ύδωρ «вода», происходит от многочисленных источников, расположенных на острове. Основное занятие местных жителей с античных времен – судостроение, мореходство и рыболовство. Однако, как это часто бывает, с развитием конкурентных портов, таких как Эрмопулис, а затем Пирей, порт Идра теряет свои позиции, постепенно приходя в упадок. Сейчас основной доход островитяне получают от туризма.
На набережной всех прибывающих, как на яхтах, так и на пароме, встречают ослы. В городе нет автомобилей (по крайней мере, так говорят), поэтому богатеньких туристов вместо такси катают на ослах. Любопытное сочетание: ослов возят на ослах. Далеко на таком транспорте не уехать, а куда можно доехать на ослах, туда и пешком не сложно дойти. Тем не менее, раз ослиная тусовка есть, значит это кому-нибудь нужно.
Ослиная тусовка
Сам город компактно расположился на крутых склонах северной стороны острова, в небольшой ложбине между холмами. Надо сказать, что домики и набережная мне показались ну совсем как в фильме, несмотря на то, что прошло уже без малого 60 лет с момента съемок.
Город на склонах
Забираемся повыше, чтобы посмотреть на остров с высоты. По узким улочкам, следуя какому-то непонятному указателю приходим к зданию то ли музея, то ли еще какого-то учреждения, возвышающегося если не над всем городом, то над значительной его частью. Виды здесь действительно потрясающие. Вот подковообразная тесная гавань, а вот «лесенкой» прилепившиеся на склонах домики.
Лесенка
Мое внимание привлекли детский смех и вопли. Не иначе как где-то поблизости школа. Действительно, при внимательном рассмотрении обнаруживаю спортплощадку с орущими детьми. Учебный год в разгаре, но как заниматься в такую жаркую осеннюю погоду? Детей на острове на удивление много. Школьной формы нет, одеты, как правило, в шорты и футболки. Другой одежды на школьниках здесь я не видел.
Крутой спуск
Вволю нафотографировавшись на фоне окрестных красот, спускаемся вниз и решаем осмотреть набережную. А меня не покидает желание отыскать того самого мальчика на дельфине.
Крутой подъем
Сначала идем к восточному берегу гавани, которую венчают крепостные стены с пушками. Ну не знаю, это действительно реальные крепостные сооружения или современные стилизованные постройки. Здесь же отдельный причал для парома. И вот «сюрприз», у него стоит ошвартованным наш старый знакомый, паром «Anna Maru». Привет, дружище!
Он привез очередную порцию китайцев, итальянцев и прочих орущих туристов для того, чтобы их подоили местные гиды и продавцы сувениров. Избалованные туристами местные торговцы уже и не думают, что может быть как-то иначе. Съездили бы для обмена опыта в Метану, поняли бы, как им повезло!
Недалеко от причала парома мы обнаружили памятник тому самому адмиралу Миаулису Андреас-Вокосу, о котором я писал в предыдущей записи.
Еще раз адмирал Миаулис Андреас-Вокосу
Стены круто обрываются в море. Отличная площадка для фото. Но мальчика на дельфине здесь нет. Значит, будем искать на противоположной стороне гавани.
Стены
Здесь прилепились к набережной маленькие рыбацкие и прочие мелкие лодки. А чуть дальше виднеются мельницы, ну прямо как в кинофильме.
Красивое фото
Чувствую, что мы на верной дороге. И действительно, вот он, в тени деревьев тот самый бронзовый мальчик на дельфине. Я все-таки нашел его.
Мальчик на дельфине – скульптура в память о кинокартине
Цель достигнута, и можно уже возвращаться на лодку. Пора сниматься со швартовых.
А тем временем, в гавань входят и не находя свободного места для швартовки уходят ни с чем другие яхты. Кому-то везет больше и в момент входа освобождается место. Короче сутолока и толкучка в этой маленькой бухте. Знающие люди говорят, что в сезон здесь швартуются и в 2, и в 3 ряда. Мы такого, слава Богу, не застали, но приятного в этом мало. Интересно, как здесь ночевать? Судя по всему, ночная жизнь на набережной должна быть очень активной.
В гавани тесно
14-40. Наконец, все на борту, снимаемся со швартовых. Пока мы ходили на экскурсию по городу рядом уже сменились соседи. Теперь справа от нас встали 2 яхты с украинскими флагами. А еще говорят, что у украинцев денег нет.
Швартовые концы на борту, выбираем якорь. Как это обычно бывает, обнаруживаем, что наши соседи положили свою якорную цепь сверху нашей. Приходится освобождаться. Не знаю, насколько это ухудшит положение украинцев, но их на борту нет, поэтому выразить свое отношение к происходящему мы не можем. Бросаем поднятый соседский якорь обратно и уходим. А на входе уже следующая порция желающих пришвартоваться. Кричу капитану входящей яхты под российским триколором, о том, что освободил специально для него место.
Вышли из гавани, поставили паруса. Ветер восточный 8-10 узлов. Держим курс на порт Эрмиони. Ветер весело шумит, лодка весело бежит. Чуть отойдя от Идры легли в дрейф под парусами, чтобы искупаться и с комфортом пообедать. Дрейф под парусами – это когда паруса развернуты таким образом, чтобы лодка была повернута бортом к ветру и не двигалась ни вперед, ни назад. Поэтому только дрейфуем бортом, или, как говорят моряки, лагом, по ветру. Но даже в дрейфе под парусами наша скорость все равно около 1,5-2 узлов, и даже кандидату в мастера спорта по плаванию трудно угнаться за лодкой. Хватаешься за выброшенный за борт конец и чувствуешь, как тебя тянет лодка за собой.
КМС на буксире
Накупавшись и вкусно пообедав, продолжаем движение с попутным ветром на запад. Проходим мимо острова Спеце и на закате, в 18-20 входим в бухту порта Эрмиони ({%POINT%97%|z=13%}). В гавани множество яхт, стоящих на якоре. Неужели и здесь проблема со свободными местами? Сбрасываю ход, чтобы наши рыбаки смогли смотать удочки. Пользуясь этим нас обходит какая-то яхта под скандинавским флагом. Ну вот, еще один конкурент за место у причала. Подходим к молу. Мест свободных всего 2, при этом обогнавшая нас лодка явно целится в свободное окно. И тут же крутится еще одна яхта. То ли снимается с якоря, то ли становится на оставшееся свободное место, не понять. Пришлось вклиниться и не оставить ей шансов. Отдаем якорь и становимся прямо в углу причальной стенки. Навальный ветер и волна не делают стоянку комфортной. Но идти уже некуда, поэтому приходится мириться с этим. За 7,5 часов пройдено 14 миль.
Пока команда отправилась на осмотр местных достопримечательности в последних лучах заходящего солнца, мы со старпомом пополнили запасы воды за 4 евро. Подключиться к электричеству не получилось – длины кабеля не хватило. Можно было разделить его со стоящими рядом немцами, но harbor мастер посоветовал даже не пробовать: сказал, что у нас с ними настолько разный менталитет, что договориться не получится. Мы пробовать не стали, не критично. У нас заряженные аккумуляторы, есть солнечные батареи, а потребителей особо то и нет. Нужды во внешнем электропитании не много, разве что для холодильника, так там ничего портящегося и не осталось, а вино и неохлажденным идет отлично.
Уже в темноте недолго посидели с Игорем в прибрежном кафе, попили пива и отложили знакомство с местными достопримечательностями на утро.
Финальный аккорд
Продолжение следует…
Начало: Начало: Греческий дневник. День 0, Греческий дневник. День 1, Греческий дневник. День 2, Греческий дневник. День 3