Возгорание на борту — одно из самых опасных происшествий, с которыми могут столкнуться яхтсмены в открытом море. Почему? Во-первых, яхта представляет собой в случае возникновения пожара этакую «плавучую бомбу»: смесь горючего пластика и дерева с топливными и газовыми баллонами. Во-вторых, в этой чрезвычайной ситуации экипажу не на кого надеяться, кроме как на себя. С большой долей уверенности можно сказать, что вряд ли кто-то успеет при пожаре прийти на помощь. Слишком быстро огонь расправляется с таким малоразмерным судном, как яхта.
Причины возникновения пожара
Согласно статистическим данным, такое происшествие на судне – явление редкое. Так, специалисты Pantaentius, одной из крупнейших компаний, работающей в сфере страхования яхт с конца 19 века, отмечают: ежегодно их агентам приходится иметь дело с 70 — 80 случаями возгораний на борту. Это действительно немного, если учесть, что число застрахованных в Pantaentius яхт составляет 60 000. Однако, страховые выплаты компании по пожарам составляют в среднем 4 миллиона евро, в то время как выплаты по всем остальным страховым случаям в совокупности всего лишь… 50 тысяч. Это подтверждается и данными американской береговой охраны. Согласно статистике Coast Guard USA, пожары на борту малых судов составляют лишь 5% от всех инцидентов с ними, происходящих ежегодно в американских водах. Однако, при этом пожары становятся причиной гибели третьей части всех затонувших у берегов американского континента за год яхт.
Каковы же основные причины возникновения пожара? Чаще всего это обычная халатность, хотя то, что море не прощает разгильдяйства, известно ещё со времён аргонавтов. Вторая по распространённости причина — технические неполадки на судне. Но большая часть этих неполадок не привела бы к пожару, если бы экипаж более ответственно отнёсся к техническому обслуживанию судна, осмотру всех потенциально опасных мест и профилактике пожара. Если перечислять конкретные причины, то их может быть множество: курение, неосторожное обращение с газом и воспламеняющимися жирами на камбузе, короткое замыкание электропроводки, воспламенение ГСМ в машинном отделении и т.д. и т.п. Рассмотрим подробнее, откуда обычно начинается возгорание на яхте.
* Электропроводка. По причине неисправной электропроводки происходит свыше половины всех возгораний не только на суше, но и на борту. Происходит это чаще всего от разболтанных контактов, в результате чего происходит нагрев проводов. Также причиной пожара может стать нарушенная изоляция, что в условиях морской сырости может привести к замыканию. Поэтому перед выходом в море необходимо тщательно проверить проводку, зачистить при необходимости контакты, заменить повреждённые провода.
* Моторный отсек. Здесь начинается до 25% всех возгораний не только на малых, но и на больших судах. Причиной тому – сверхгорючее сочетание топлива, машинных масел, ограниченного пространства и высоких температур. Что касается моторных яхт, то главная причина здесь – перегрев двигателя. Перегревается он в большинстве случаев в результате прекращения его охлаждения забортной водой, как правило, из-за засорения патрубков, после чего мотор начинает усиленно греться, что приводит к расплавлению и воспламенению пластиковых деталей и частей, изоляции проводов. К таким же последствиям может привести отсутствие охлаждения выхлопной трубы. Во избежание подобного, специалисты советуют иметь в выхлопной трубе температурный датчик.
Также значительную долю в воспламенениях на борту играет топливо. При этом утечка дизельного топлива двигателя яхты составляет не более 10% всех причин возгорания по этой причине. А в 90% случаев к пожарам из-за утечки топлива приводит утечка бензина из двигателей динги при их заправке или по причине неисправности топливопровода. Поскольку бензин и его пары очень огнеопасны, заправку мотора динги лучше производить на берегу, а если же приходится заправлять подвесные моторы на палубе, соблюдайте максимальную осторожность.
* Газ. Расположенные на камбузе или в каюте баллоны со сжиженным газом также являются источником повышенной опасности, особенно в закрытом помещении каюты. Например, один литр сжиженного пропана при смешивании с воздухом даёт 0,25 кубических метра взрывоопасной смеси. При этом сжиженные горючие газы (пропан и бутан) тяжелее воздуха и могут скапливаться в каюте, а концентрация в воздухе 5 — 10% пропана создаёт реальную вероятность взрыва от любой случайной искры. Поэтому хранить газовые баллоны желательно в отдельном рундуке на кокпите. Также необходимо использовать высококачественные шланги, фитинги, газовые плиты и горелки, регулярно проверять исправность.
Существенную помощь в данном случае могут оказать современные сигнализационные устройства, которые предупреждают об опасной концентрации паров горючего или газа. Эти системы могут быть связаны с системой электрического запуска, так что при возникновении опасной концентрации паров мотор просто не запустится. Среди наиболее простых индикаторов, которые могут помочь распознать пожар ещё на стадии его возникновения — индикатор дыма и газа. Первый из них вовремя просигнализируют о наличие задымления, а второй — об утечки пропана или бутана.
Действия экипажа
При обнаружении пожара первым действием будет, конечно же, его тушение. Тем более, что каждый член команды отдаёт себе отчёт обо всей опасности подобного происшествия как в открытом море, так и у причальной стенки. Но на самом деле первым действием должно быть объявление аварийной тревоги. О возникновении чрезвычайной ситуации должна быть незамедлительно оповещена вся команда, а в эфир подан тройной сигнал PAN PAN. Произвести все эти действия даже при небольшом возгорании необходимо по той причине, что огонь на ограниченном пространстве яхты может очень быстро распространиться, и ситуация рискует выйти из-под контроля.
Далее нужно определиться: стоит ли бороться с огнём или нужно объявить эвакуацию? В случае принятия решения об эвакуации необходимо подать сигнал бедствия MAY DAY, спустить спасательный плот и активировать спасательный буй.
Все эти приготовления должны начаться сразу же после обнаружения пожара, потому что в противном случае времени на них может просто не оказаться.
Если экипаж решил бороться с огнём, то один из членов экипажа в любом случае должен заняться подготовкой к эвакуации. Остальные же должны начать локализацию возгорания. В первую очередь должны быть немедленно перекрыты топливо- и маслопроводы, газовые баллоны, обесточены электропотребители. При распространении пожара необходимо очистить зону возгорания от легковоспламеняющихся и горючих материалов.
Противопожарные средства
Небольшие возгорания, например, горящее постельное белье или жир на камбузе, можно потушить, перекрыв кислороду доступ к огню. Для этого надо накрыть огонь специальной противопожарной кошмой (покрывалом). Она довольно проста в использовании и хранении, не занимает много места.
Во многих случаях целесообразно оборудовать яхту автоматической системой пожаротушения, по той простой причине, что зачастую бывает невозможно добраться до источника возгорания в замкнутом внутреннем пространстве (каюте, машинном отсеке).
Обычно в стационарных системах пожаротушения применяется двуокись углерода либо хладон. Сами по себе эти газы безопасны, но при контакте с раскалённым воздухом хладон может образовывать токсичные вещества, поэтому после его применения помещение нужно тщательно проветрить.
Монтаж таких систем лучше всего доверить специалистам. Должна быть предусмотрена возможность подать газ во все потенциально опасные места — каюты, камбуз, машинное отделение. Также необходимо предусмотреть возможность ручного дублирования включения автоматической противопожарной системы.
Наиболее бюджетный и простой вариант — размещение в пожароопасных отсеках автоматических огнетушителей, срабатывающих при повышении температуры до определённого уровня.
Обязательные стандарты оборудования яхты средствами пожаротушения
Согласно требованиям Регистра судоходства РФ, яхты и другие малые суда в обязательном порядке должны оборудоваться следующими средствами пожаротушения:
* Главный пост управления — огнетушителем класса 5А на расстоянии не более 1 метра от устройства
* Остальные пожароопасные устройства — огнетушителем класса 8А на расстоянии не более 2 м от устройства
* Камбузная плита — двумя огнетушителями или противопожарной кошмой в непосредственной близости от плиты
Классификация пожаров и огнетушителей
Все пожары, как на море, так и на суше распределяются по нескольким категориям (классам), в зависимости от горящего вещества.
* Класс А — возгорание твёрдых горючих веществ (дерево, пластик и т.п.).
* Класс В — горение жидкостей (топливо, ГСМ, жиры).
* Класс С — воспламенение горючих газов.
* Класс D — воспламенение горючих металлов (магний, литий и т.д.)
* Класс Е — возгорание электропроводки и приборов, находящихся под напряжением.
Для борьбы с каждым из этих классов пожаров наиболее эффективен определённый тип огнетушителя. Ознакомиться с техническими данными того или иного типа огнетушителя, способом и областью его применения можно с помощью нанесённой на него инструкции.
В соответствии с ГОСТом огнетушители сертифицируются с присвоением им определённого класса, который указывается на корпусе. Подобная сертификация несёт цифровое обозначение ранга и буквенное — класса пожара. Чем выше число, тем эффективнее огнетушитель при тушении пожара данного класса. Так, огнетушитель ранга 8А будет вдвое эффективнее при тушении твёрдых материалов (пожар А), чем огнетушитель класса 4А. Рассмотрим наиболее распространённые современные типы огнетушителей, встречающиеся на яхтах.
1. Порошковые. Это универсальный тип, он может справиться практически с любым возгоранием на судне. При тушении из него подаётся порошковая смесь, локализующая огонь. Такие огнетушители можно применять для тушения электропроводки, ГСМ, жиров. Однако, порошковый огнетушитель малоэффективен при тушении пластика. Ещё один его минус — порошок не охлаждает раскалённую поверхность, а лишь перекрывает доступ воздуха к огню, поэтому существует опасность повторного возгорания. Также не рекомендуется применять его в закрытом помещении, ведь выделяющийся из порошка гидрокарбонат натрия вытесняет кислород из воздуха. Рекомендуемая область применения — пожары класса А, В, С, Е.
2. Пенные. Ещё один тип универсальных огнетушителей. Они действуют, образуя на горящей поверхности слой пены, в результате чего прекращается доступ воздуха. При тушении жидкостей не следует направлять струю прямо на них, что вызовет разбрызгивание и распространение пожара. Желательно, чтобы пена накрывала жидкости сверху. Также такие огнетушители почти бесполезны против горючих газов, а содержащаяся в них вода не позволяет тушить электрооборудование. Область применения — тушение пожаров класса А, В, С.
3. Углекислотные. Разработаны специально для тушения электрической проводки и аппаратуры под напряжением. Удобны тем, что не требуют после себя уборки помещения, как в случаях с порошковыми или пенными огнетушителями. После использования углекислотного огнетушителя углекислый газ попросту испаряется. Область применения — тушение пожаров класса В, С, Е.
4. Халоновые (Halon replaсements, в русской транслитерации иногда произносится как «галоновые» или «хладоновые»). Занимают одно из первых мест по популярности среди яхтсменов благодаря своей большой эффективности. Кроме того, после них не остаётся осадка, и они не вредят тонкой электронной аппаратуре. Инертный газ халон (он же фторхлорбромуглерод) эффективно используется при тушении возгораний топлива и машинного масла, электрической проводки, пластика. Среди минусов — высокая цена, значительно превышающая стоимость порошковых или углекислотных типов. Огнетушители этого типа применимы для тушения пожаров класса — A, B, C, E.
5. Жидкостной химический. Особо эффективен при тушении жиров, масел, топлива. Сбивает огонь и образует на поверхности плёнку, перекрывающую доступ кислороду. Также неплохо справляется с горящим стеклопластиком. Класс пожара — А, В, С.
6. Класса D. Подобные огнетушители разработаны для тушения горящих магния, калия, лития. Такие пожары сопровождаются выделением большого количества тепла, и обычные огнетушители не могут справиться с ними. В состав его входит графитовый порошок, который попадая на раскалённый металл плавится и образует тонкую корку, одновременно перекрывая доступ кислорода и остужая его. Класс пожара – D. На яхтах, обычно, не применяется.
И, в заключение, напомним, что в обязанности шкипера входит ознакомление команды с местами расположения средств пожаротушения, а также отработка действий при возникновении пожара. При приемке чартерной яхты нужно помнить, что у любого огнетушителя есть свой срок годности, и по истечение его прибор подлежит перезарядке — замене химических реагентов, содержащихся в нём или замене. При этом у различных типов огнетушителей срок годности разный: у пенных этот срок обычно не превышает двух лет, а у порошковых может достигать пяти. Дата замены должна быть обозначена на корпусе в виде штампа, поэтому при покупке обратите внимание на его наличие.
И главное: профилактика является самым лучшим способом борьбы с пожарами.