Продолжение. Начало здесь: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4
19 июля, пятница, 44-й день (40-й в море)
Кое-как взялся за перо. После Санта-Круса жуткая апатия. Первые три дня бежали просто класс! 16 числа за сутки 148 миль. Вчера споткнулись. Поставили генакер, чуть быстрее пошли. Сегодня так себе. За три вахты – 55 миль. А сейчас у Зигмаса опять скорость упала.
Зигмас Жилайтис
Несмотря на постоянные попытки выловить какую-нибудь живность, удача не с нами. Стрельба по кефали в марине Сеуты продолжает оставаться единственным результативным действом в плане добывания пищи.Джеф презентовал нам кое-какие рыболовные снасти, вчера вечером разобрал, выбрал что-то силиконовое, похожее на большого червя. До этого экспериментировал с блеснами.Около 22-х часов стук по палубе — Зигмас зовет:
— Выходи, что-то поймалось.
Он уже втащил улов в яхту. Капитан абсолютно не рыбак. В процессе, участия ни какого не принимает и, как мне кажется, если бы не насущная необходимость, то вообще запретил бы, ловить рыбу с борта, по ночам точно.
В свете фонаря в кокпите извивается какая-то тварь. Не долго думая, схватил ее в руки и вытащил крючок из пасти. Бросил рыбину назад в кокпит. Утром разберемся – мне скоро на вахту, надо доспать. С опозданием спохватился, что же я делаю? Вдруг бы у нее шипы ядовитые оказались? Руки в противной слизи, минуты две отмывал со стиральным порошком. Улегся в койку. Шипов не было, а вдруг слизь ядовитая? Мне кажется, что ладони горят. Включаю свет – руки в порядке. На всякий случай встаю, еще раз тщательно их мою. После этого еще пару раз встречал свет, осматривал ладони. Слава Богу, все нормально.
Сегодня утром разглядели – ну и страшилище. Длина сантиметров семьдесят, диаметр 7 -8, в пасть пачка от сигарет влезет, вся в зубах и клыки на манер кошачьих, только потоньше. Не определили, что за гадость. Сфотографировал и выбросил за борт. Хотя и мечтаем о свежатинке, но готовить ЭТО нет ни малейшего желания. Вернул за корму блесну, убрав силикон. Такого улова нам больше не надо.
21 июля, воскресенье, 46-й день (42-й)
Вчера на протяжении дня, стаи летучих рыбок, как эскадрильи истребителей, внезапно вырываясь на поверхность, барражируют пространство. Наверно, кто-то там, под водой ступил на тропу войны. К вечеру покрупней рыба выпрыгивать стала. От имеющихся снастей прока нет. Сделал блесну такую, какой у нас на Камчатке чавычу ловят, Зигмас одну ложку с камбуза пожертвовал, результат нулевой.
Хода, что-то не ахти. Поставили спинакер, прибавка скорости по сравнению с генакером один узел. Это тоже дело. За прошедшие двое суток по 99 миль делали. Сегодня должно быть больше, пока за три вахты 58 миль.
Первый раз на палубу летучка влетела. Только что сварил, попробуем позже.
Сегодня День строителя. Оба к этому празднику в юности имели непосредственное отношение. Я дважды был в студенческих стройотрядах и тогда это вообще главный праздник для меня был, а Зигмас до службы на стройках работал. Будет у нас по этому поводу на борту грандиозная пьянка.В 09.40 пересекли 30-й меридиан на широте 24 градуса 22 минуты. Ближайшая земля – о.Санту-Антоан на островах Зеленого Мыса, до него 650 миль. До Антигуа более 1800.
22 июля, понедельник
Вчера в 16.00 сняли спинакер, пошло усиление, ехали под 9 узлов. С генуей осталось 5-6. Так и идем: 21-22 мили за вахту. Пьянка вчера состоялась. Зигмас выпил грамм 30, я грамм 80. (Впрочем, это обычная наша доза крепких напитков, сухого вина, пьем, конечно, немного больше). Ох, какая гадость, эти виски «Красная марка», которые нам презентовали на «Капитане Кононове».
Ночью, скорей всего, пересечем северный тропик. Сейчас 20.15, до Антигуа 1652 мили. Генеральная карта сложена пополам, иначе на штурманский стол не помещается. Переворачиваем ее на другую сторону, видна цель этого этапа. Как это приятно, рисовать путь не куда-то вообще, а к конкретной точке!
Наводил ревизию в продуктах. Похоже, 27 банок тунца, купленных в Сеуте, придется выбросить. После выхода из Санта-Круса, он (тунец), мне сразу не понравился. Открыл банку, немного попробовал, показалось кисло, капитану не стал давать, часа через 3-4 начались рези в животе. Когда покупал, пробовали, нормальные консервы были. Сегодня открыл новую банку, на запах кисло, на вкус то же. Сразу выбросил за борт.
Совсем забыл. На День Строителя, кроме прочего, закусывали вареной летучей рыбой. Ох, и вкуснотища!
24 июля, среда, 49-й день (45)
Сегодня десять дней, как вышли из Санта-Круса. Половина пути до Антигуа будет в районе 00.00. В общем, не плохо.Вчера по случаю пересечения Северного тропика выпили по паре стаканов сухого красного. На закуску опять варенная летучая рыбка. Я перестал надеяться, что их нападает на палубу много, поэтому готовлю по одной, по мере поступления.
Зигмас обнаружил ошибку во введении данных в GPS, Антигуа отодвинулся на 20 миль. Сейчас время 10.10, до острова 1476 миль.
Вчера передал радио для начальства на работе, что бы продлили отпуск за свой счет до 6 сентября. Если вернусь раньше, выйду раньше.
Сейчас основная связь у нас через «Италия Маритайм нет». Зигмас их в эфире случайно обнаружил. Специально ведут яхтсменов Атлантики. На связи Альфредо. Он записывает наши координаты, курс, скорость, для нас передает прогноз погоды. Связь раз в сутки. Сейчас на обслуживании, вместе с «Камчаткой», 5 яхт в разных районах океана. Но пересекаем только мы одни. Не сезон. Юрий, из Москвы, нас уже не слышит, подходит на частоту Альфредо, передает информацию через него, ну и Зигмас, соответствующим образом. А Виталий из Саратова еще слышит нас сам.
Перевели судовые часы на один час назад.По поводу половины пути ошибочка вышла. Это случится только завтра, во второй половине дня.Сегодня прошли отметку 4000 миль от Севастополя. Как не отметить?!
25 июля, четверг
Вчера по связи, Альфредо дал нам усиление ветра до 10-12 м/сек. Так и есть. Из-за хлопков, пришлось поменять геную на стаксель, но в пределах 5,5 узлов имеем. Море 5-6 баллов.Капитан определил аж три причины, по которым нужно выпить: половина пути от Канар до Антигуа, 50-й день похода от Севастополя, въехали в Саргассово море. Признаков последнего я не замечаю, но это совсем не важно, я завсегда за. Зигмас, несмотря на высказывание не безызвестного Дукалиса о том, что повод выпить ищут только алкоголики, продолжает искать повод. (Это ироничная строчка в дневнике, сегодня я стараюсь не сильно менять дух писания, но Зигмас-то, которого нет, на самом деле практически не пил, и тыкая в клавиши компьютера, я не могу сдержать слез).
Половина пути будет часа через полтора, тогда и начнем, хотя пьянки у нас кончаются одним, ему тридцать грамм, мне семьдесят, и кто продолжает вахту, кто в койку. Если мне не лень будет встать через полтора часа, чтобы налить рюмки, то в койку вернусь я.Не поленился, встал.
26 июля, пятница, 51-й день (47)
Примерно все тоже. Ветер чуть слабее, чистый фордак, на вахте сплошная мука. Саратовский Виталий, через которого посылали запрос насчет денег, уже два дня не был в эфире. Может сегодня будет? Через Юрия тоже никакой интересной информации нет. До Антигуа 1186 миль на 12-45 судового времени. По рюмке уже успели тяпнуть. Зигмас попросил найти повод. А чего его искать. Сегодня пятница, конец рабочей недели, сам Бог велел.
27 июля, суббота
Тринадцатый день, как вышли с Тенерифе. 13-й он и есть 13-й. Ветер скис. За две ночных вахты кое-как по двадцать миль проехали, а на утренней я только семнадцать, несмотря на то, что заменили стаксель на геную. В добавок раздался коуш на тросе передней шкаторины стакселя. Ну это беда не большая – починим.
Вчера появился на связи Виктор. По поводу денег: «Днями».
29 июля, понедельник, 54-й день (50)
Вчера был день ВМФ. Праздновали. Правда, я за завтраком засунул сосиску в горчицу, хрен знает, какой давности. В результате всю вахту маялся желудком. Выпил смекты. К сдаче вахты полегчало. Хотел начать праздник с сухого вина, побоялся. Начали с водки, вином завершали вечером. Ветер ослабел, поставил генакер. Перепутал галсовый угол со шкотовым, но он встал, по-моему еще лучше, так и несли его до сегодняшнего утра.
Зигмас после пары рюмок разговорился, рассказывал про курсантскую юность.
Ночью прошли отметку две третьи пути до Антигуа, затратив на это четырнадцать с половиной суток. Неплохо, если вспомнить Средиземное море, но можно было бы и лучше.
Сегодня у меня закончился отпуск и надо бы выходить на работу, но я пока затерян в просторах Атлантики.
Перевели часы на час назад. Я свои четыре с половиной часа уже отстоял. Скорей всего, до захода больше переводить не будем.
Банки с тунцом так потихоньку и выкидываем, еще не одной нормальной не попалось. А ведь вкусный был, зараза, когда покупал.
30 июля, вторник
Вляпались в безветрие. Моя ночная вахта пятнадцать миль, Зигмас – двенадцать, снова я – шестнадцать – это уже под спинакером, утром поставили. Сейчас у Зигмаса, дай Бог, что бы столько же было. Пока больше трех с половиной узлов не едет. Маловетрие нам вчера Альфредо предсказал, но к концу дня обещал усиление – посмотрим. Судя по всему, это будет пока самый худший по пробегу день в Атлантике, в лучших Средиземноморских традициях.
Пересекли пятидесятый градус западной долготы. Если по нему спускаться строго на юг, то угодишь как раз в устье Амазонки. До нее от нас чуть более 1200 миль. Оно, устье, прямо на экваторе.
Пока пишу, ветер зашел. Скорость выросла до 5,5 – 6 узлов, зато лучше 285 градусов идти не получается, а надо 271. Придется наверное спинакер менять.
31 июля, среда
Спинакер вчера таки сняли, а потом и встали. Наихудший пробег в океане – восемьдесят миль за сутки. На сегодня прогноз тоже такой, но пока бежим. За три вахты пятьдесят четыре мили. Причем это на ночной 12 миль, а потом по пять узлов в среднем получалось. Ветер сменился на юг-юго-восток.
Вечером и ночью донимал внутренний голос. Зануда! Как он меня достал!
Прилетала чайка, сядет перед носом, подождет пока яхта пройдет, снова залетит, перед носом сядет и так несколько раз.
Ночью, довольно близко параллельным курсом обогнало судно. Это третий встреченный пароход после Канар, два других вдалеке прошли.
До Сент-Джонса, столицы государства Антигуа и Барбуда, куда капитан проложил курс, 620 миль. На следующее своей вахте шестую сотню должен разменять. Тьфу, тьфу, тьфу, если ветер не скиснет. У Зигмаса временами уже меньше четырех узлов. Не дай Бог, вчерашняя картина повториться.
1 августа, четверг
Вчера «вчерашняя» картина повторилась. И сегодня не известно, как все кончится. За две первых вахты всего 19 миль, по восемь с половиной на брата. Потом немного побежали, не знаю, надолго-ли?
По прогнозу сегодня должна произойти смена ветра.
Вчера на связи Виталий говорил что-то насчет денег. Слышимость очень плохая. Зигмас несколько раз переспрашивал, достоверно понял, только насчет того, что пенсию его жена получила, но об этом уже раньше сообщалось. Неужели спонсорские деньги поступили?
Утром прилетала птичка, отдыхала на леерах. Через час появилась еще одна, и вместе улетели.
За обедом, чуть выпили за наступивший август, что бы он, как июль, был благосклонен к нам. Не считая нескольких последних маловетреных дней, жаловаться грех.
Купался за бортом. Хорошо! Постирал, вдел шнурок в плавки вместо порвавшейся резинки, чего порвалась, вроде не поправляюсь, наоборот, наложил заплату на шорты, в общем, портняжничал.
На 14-30 до Антигуа 523 мили. Скорость от 4,5 до 4 узлов. Опять падает. Уже несколько суток едем меньше ста миль. Сегодня, судя по всему, все повторится.
2 августа, пятница, 58 день, (54)
Все же вчера пробег оказался чуть лучше, чем до этого. Одну милю не дотянули до сотни. Сегодня за три вахты 58 миль. Ветер не сменился, так и дует юго-восток, но немного усилился. Появилась мощная кучевка. Посмотрел по судовому журналу суточные пробеги: 30.07 – 80 миль, 31 – 93 мили, вчера – 99м. Потеря около 80-90 миль, почти сутки. Но это стихия, загадывать не приходиться.
Сегодня снова небольшая пичуга прилетала, пыталась присесть на лодку, да передумала.
Вчера впервые наблюдал Южный Крест – не впечатлил.
Похоже, наши муки не кончились. Зигмас прошел 11 миль и уже полтора часа стоит. Вокруг нас три тучи с ливнями и шквалами, а внутри штиль. На всякий случай спустили геную. Через десять минут моя вахта.
3 августа, суббота
Ветер нас вчера помучил. За сутки 100 миль. Сегодня за первые три вахты меньше, чем вчера. Тучи разбежались, но немного дует.
Открыл карту звездного неба. С Южным Крестом ошибочка вышла, не его наблюдали.
Летучки вылетают, как куропатки из под снега, так же всегда неожиданно, особенно впечатляет одновременное появление над поверхностью многочисленной стаи.
Все чаще нас посещают фаэтоны. Мне они кажутся очень изящными.
Постирал белые носки. Не за горами (за волнами) выход в свет. Зигмас прокомментировал:
— Правильно, а то тропиканки не поймут.
Белохвостый фаэтон пытался сесть на мачту, она не слабо мотается. Один раз получил ощутимый удар по груди, но не угомонился и сделал еще несколько попыток. Потом резко спикировал в воду, когда взлетел снова, было понятно, что атака была успешной.
Как-то упустили момент, когда разменяли 5000 миль.
4 августа, воскресенье, 60 день, (65 в море)
Два месяца, как вышли из Севастополя.Обстановка существенно не меняется. За сутки девяносто четыре мили – это третий снизу результат в океане. Сегодня может быть хуже. Последнее время едем первую половину суток, ночь и утро, день и вечер — киснем. Вчера и сегодня первые три вахты одинаково – по пятьдесят две мили.Ночью определили «Южную корону», надо получше разобраться, что бы впросак не попасть, как с «Южным крестом».
Самолеты уже во всю летают, а в четыре утра на горизонте судно было. Все-таки приятней, когда вокруг люди, и ночная вахта уже не в тягость.Утром пейзаж, как на картине в «Далеком просторе», только вместо гусей стая фаэтонов.Если будем ехать не хуже, чем ехали последние несколько суток, то к ночи! во вторник! будем в Сент-Джонсе.
Вчера Альфредо нас совсем не слышал. В последнее время ему иногда дублировал Зигмаса Жерар из Бельгии, но он в эфире не появлялся. Других яхтсменов то же не было. Но на всякий случай прогноз Альфредо продиктовал. Все по-прежнему. После этого Зигмас занялся антенной, зачистил все соединения. Посмотрим сегодня результат.
Завтра ночью уже буду без луны. «Старый», очень «старый» месяц сегодня выполз к самому концу вахты.
Закончили с генералкой и въехали в карту «Восточная часть Карибского моря. По ней будем идти до самого Сантьяго-де-Куба.На 15-30 от вчерашнего графика уже отстаем, чуть-чуть.
5 августа, понедельник
За вчерашние сутки 106 миль. Самолеты уже непрерывно, один за другим.
Ночью, только заступил, из под тучи порыв, брочинг, и генакер в клочья. Не говоря ни слова, поставили геную, Зигмас спустился вниз, выглядывает со стопкой:
— Выпей, хороший был парус.
Первый раз на разливе, до этого всегда я.
Генакер – мечта Зигмаса после Индийского океана, намучились они тогда с Борисычем по слабым ветрам. Перешили его из одного из спинакеров в Севастополе.
Утром разбудил стук по палубе. На часы – семь утра, на вахту рановато. Выглянул, серо, подсвистывает.
— Звал?
— Парусность надо уменьшить.
— Туча, вроде впереди.
— Это не из-под нее свистит.
— С чего начинать?
— Генуя, нет, грот.
Кое как зарифился, уже и стихать стало. Время 07-40, приготовил завтрак и на вахту.
Первые два часа при некотором подобии ветра фордак на дурной волне. Потом подуло. Итог – 15 миль. За полсуток – пятьдесят.
Пока у Зигмаса дует в самый раз.Виталий вчера пытался, что-то передать, не разобрали. А ведь с деньгами ясности нет!
Продолжение следует…