Продолжение. Начало здесь: Часть 1.
Классификация современных якорей
1. Становые якоря. Служат для удержания судна на месте во время стоянки. Находятся они в носовой части судна.
2. Вспомогательные якоря. Расположены на корме и нужны, чтобы не допустить разворота судна вокруг станового якоря.
3. Мёртвые якоря. Нужны для закрепления на одном месте плавучих объектов (бакенов, маячков) на долгое время.
4. Завозы. Специальные якоря для закрепления специальных судов — земснарядов, драг и т.д.
5. Плавучие якоря. Служат для удержания корабля носом к ветру, предотвращают его разворот бортом к волне.
Якоря для круизных яхт.
К выбору типа якорей для круизной яхты нужно подойти максимально ответственно. Если для небольшого катера достаточно иметь якорь-кошку или якорь-пирамиду, то для океанских круизных яхт нужно иметь более солидный якорь, и желательно не один. Рассмотрим основные разновидности якорей, используемых на современных круизных яхтах.
Адмиралтейский
Конструкция его довольно проста: он имеет два неподвижных рога и перпендикулярный к ним шток. Удерживающая сила его в два — восемь раз превышает его массу. Рекомендуется для применения на относительно крупных яхтах и катерах из-за громоздкой конструкции. Классический вариант, на данное время всё больше уходящий в прошлое — этот тип якоря сегодня можно всё больше встретить в музеях, нежели на круизных яхтах. Основная причина состоит в том, что адмиралтейский якорь обладает довольно слабым захватом, по сравнению с более современными конструкциями. Удерживающая сила данного якоря прямо пропорциональна его массе. Именно вес якоря, а не какие-либо конструктивные особенности играют основную роль в его эффективности, поэтому использовать адмиралтейский якорь на современных яхтах и катерах в наши дни абсолютно нецелесообразно. Главный плюс, который имеет он перед якорями более поздних конструкций — это универсальность: его удерживающие качества мало зависят от особенностей грунта. Второй его плюс — низкая стоимость по сравнению с другими современными конструкциями.
Холла
Ещё одна устаревшая конструкция, изобретённая в конце 19 века. В настоящее время практически полностью ушедшая из современного мира яхт. Тем не менее на протяжении 20-го века была довольно распространена на флоте. Основная его особенность — подвижное соединение веретена и рогов. Одним из первых российских судов, оборудованных якорем Холла является крейсер «Аврора» — именно якоря Холла можно видеть подвешенными у его бортов. Для малых судов — траулеров, катеров, яхт, — в начале ХХ века инженером Гриффеном была разработана специальная конструкция якоря Холла, получившая наименование Клип-анкер. В несколько модифицированном виде Клип-анкеры дожили и до наших дней. На данный момент насчитывается до полусотни различных модификаций Клип-анкера, используемых как на речных судах, так и на морских яхтах. Основной плюс этого якоря состоит в его способности очень быстро, по сравнению с другими типами, забирать грунт. От классического Холла Клип-анкер отличается сближенными широкими лапами и отсутствием утяжеляющей коробки в основании. Среди минусов нужно указать довольно слабую держащую силу — лишь в четыре раза превышающую массу якоря, что даже вдвое хуже показателей Адмиралтейского якоря.
Дэнфорта
Изобретён данный якорь в послевоенные годы американским морским инженером Дэнфортом. На данный момент этот якорь со всеми его модификациями является одним из самых популярных среди современных яхтсменов. Наилучшие показатели достигаются при применении якоря на плотных песчаных грунтах. Тут якорь Дэнфорта показывает держащее усилие в 50 кг на один килограмм собственной массы, поэтому данный тип якоря отлично подходит для достаточно крупных круизных яхт. Конструктивно он состоит из длинного веретена и подвижно соединённых с ним плоских острых лап, расположенных близко друг к другу. Шток располагается внизу и не даёт якорю при касании с грунтом заваливаться на бок. Среди минусов якоря Дэнфорта можно указать его непригодность к использованию на каменистых и галечных грунтах — при отдаче с ходу он начинает галопировать по дну, а если и зацепляется, то очень ненадёжно. Другая крайность — излишнее углубление на плотных песчаных грунтах, вплоть до того, что поднять его вручную за скобу веретена бывает невозможно. Поэтому использовать якорь Дэнфорта опытные яхтсмены советуют с буйрепом, с помощью которого его можно легко освободить из грунта. Среди наиболее популярных у современных яхтсменов разновидностей Дэнфорта можно перечислить «Бриттани», «Гуардиан», «Фортресс».
Фортресс
Данная разновидность якоря Дэнфорта была создана в 1980-х годах яхтсменом Гиллербергом, и на сегодняшний момент «Фортресс» (по-английски «крепость») является самой популярной среди яхтсменов разновидностью якоря Дэнфорта. Основным его отличием от классического Дэнфорта является то, что Фортресс изготавливается из алюминиевого сплава и имеет регулируемый в диапазоне от 0 до 45 градусов угол отклонения рогов относительно штока. Увеличивать «угол атаки» до 45 градусов рекомендуется на слабых илистых грунтах. Это делает Фортресс лёгким, компактным и в то же время весьма надёжным якорем.
«Непотеряйка»
Появившаяся недавно ещё одна конструкция якоря Дэнфорта, предназначенная специально для яхт и катеров. Отдаётся также с ходу и наиболее эффективен на песке. Главная особенность «Непотеряйки» — скоба якорь-цепи не прикреплена к вершине веретена, а свободно скользит вдоль него. Поэтому, если якорь слишком плотно вобрал грунт, достаточно сдать назад по ходу движения, скоба якорь-цепи сместится к лапам и выдернуть якорь не составит труда. Такая конструкция позволяет обойтись без использования буйрепов.
Матросова
Один из самых надёжных типов якорей. Отлично держит судно даже после его разворота на 360 градусов вокруг своей оси. Основная его особенность — качающиеся плоские лапы, которые заглубляются в грунт практически сразу после опускания. Подобную конструкцию (с небольшими отличиями) имеют также якоря Дэнфорта и Смита. Его держащая сила в четверо превышает силу адмиралтейского якоря. Из недостатков можно назвать возможность заклинивания качающихся лап. Наилучшие показатели — на илистом и галечном дне, где другие якоря с плоскими лапами (например Дэнфорт) не особо блещут надёжностью.
Плуг
Также, как и якорь Матросова является наиболее надёжным якорем. Удерживающей силы плуга массой в 22 кг вполне хватает для яхты длиной 15 м.Сила его удерживания равна 18 кг на 1 кг собственной массы на песке, и 12 кг на 1 кг — на дне, покрытом водорослями. Под большим напором шквала данные типы якорей могут дрейфовать, особенно это возможно в мягком грунте — илистом или глинистом. Среди наиболее распространенных в настоящее время моделей Плуга можно назвать якоря Дельта, Брюса, Сикьюр и Кобра. В последнее время популярность завоёвывают якоря-плуги нового поколения — «Спайд», «Бюгель». Эти типы якорей, как и якоря Дэнфорта порой бывает трудно освободить из грунта, особенно когда они зацепляются на дне за корягу, старые тросы, кабеля и т.д. В этом случае также рекомендуется применять для их извлечения буйреп.
Брюса
Данный вид плуга отличается от классических конструкций широкой плоской лапой. Именно благодаря этой особенности якорь Брюса обладает отличными удерживающими качествами на мягких грунтах.Относительно неплохо он работает и на мелко каменистом дне, но практически бесполезен на дне, покрытом водорослями — его широкая плоская лапа практически совсем не может забрать такой грунт. К слову, официальный выпуск якорей Брюса уже давно прекращён, и имеющиеся сегодня в продаже якоря — всего лишь реплики или дешёвые подделки. Производятся они, как правило, из дешёвого материала, а их пропорции выверяются на глаз. В соответствии с чем, современные якоря Брюса гораздо хуже работают, чем оригинальные, выпускаемые ранее.
Сикьюр (CQR)
Эта разновидность Плуга была лидером по популярности среди круизных яхтсменов во второй половине ХХ века. Веретено и сам «плуг» соединены шарниром. Наиболее крепко держит на песке и иле. Также может пробиться сквозь слой водорослей для крепкого дна. Среди минусов можно отметить плохую работу на каменистых грунтах — Сикьюр на них старается либо лечь на бок, либо ползёт. А при отдаче с ходу имеет склонность галопировать по каменистому дну.
Дельта
Усовершенствованная модель Сикьюра, отличающаяся от него отсутствием шарнирной связи — лапа и веретено соединены жёстко. Выверенный угол их соединения позволил сделать захват грунта более быстрым и крепким. По силе удержания из всех разновидностей плугов, Дельта уступает лишь якорям «нового поколения». По остальным же показателям Дельта практически аналогичен Сикьюру.
Кобра
Подобный якорь-плуг хорош тем, что не имеет движущихся частей, но обладает при этом хорошей удерживающей силой. Например, кобра массой в 16 кг вполне пригодна для использования на 16-метровой яхте или катере.
Плуги нового поколения
К этим новым разновидностям относятся «Бюгель», «Мэнсон Суприм», «Рокна», «Спэйд». По удерживающей силе якоря «нового поколения» имеют наилучшие показатели среди всех якорей-плугов. Отличительной их особенностью является большая масса острия. У катера «Спэйд» она, например, составляет почти половину всей массы якоря. «Бюгель» имеет самую простую конструкцию — довольно короткую плоскую лапу, плоское веретено — что значительно удешевляет его производство. Однако, в аварийных ситуациях удерживающей силы «Бюгеля» может оказаться недостаточной для круизной яхты. «Рокна», по отзывам опытных шкиперов, является одним из лучших якорей-плугов. Она быстро забирает грунт, хорошо держит яхту. Среди минусов можно отметить большой бугель, который одновременно выполняет роль штока. Из-за него якорь занимает много места на яхте и неудобен при хранении.
Кошка
Данная разновидность якоря яхты больше подходит малым яхтам и катерам. На круизной же яхте кошка может использоваться лишь в качестве вспомогательного якоря. Он довольно популярен среди яхтсменов за свою компактность и универсальность — он одинаково хорошо держит небольшое судно на любых грунтах. На большой яхте кошка является универсальным приспособлением, с помощью которой можно заякорить яхту за берег, произвести траление дна в поисках потерянной снасти и т.д. Также кошка может быть использована для постановки на якорь у берега, изобилующем корягами или среди останков затонувшего корабля. Современные разновидности кошек специально для этих случаев имеют упругие гибкие рога. Таковым является якорь «Майти Майт» конструкции Шомона — по заявлению конструктора, его выгнутые из арматуры упругие рога хорошо держатся за подводные нагромождения коряг и легко освобождаются при ходовом усилии. Конечно, подобный якорь невозможно рассматривать в качестве основного, но если вы не желаете подарить прибрежным подводным корягам и корням дорогой Фортресс или Рокну, лучше всего использовать такую простую и недорогую конструкцию, как «Майти Майт».
Кроме того, имеется огромное множество различных модификаций, отличающихся от этих основных некими улучшениями конструкции, добавлениями рассчитанными на увеличение держащей силы в каких-то конкретных условиях (песок, ил, водоросли). Из-за наличия на рынке большого количества конструкций неопытному яхтсмену легко запутаться в предложении. В этом случае лучше обратиться за советом к опытным шкиперам, имеющим солидную морскую практику. Он поможет выбрать вам наиболее подходящий для вашей яхты якорь.