Появление якоря.
С тех самых пор, как человек построил своё первое судно — связанное из кусков брёвен или папируса — он понял, что для его удержания на месте нужно придумать некое специальное приспособление. Так появился первый якорь. Слово «якорь» пришло в русский и другие европейские языки из Древней Греции. По-немецки оно произносится как «анкер», на итальянском — «анкора». С греческого это переводится как «крюк». На данное время насчитывается более пяти тысяч разновидностей якорных устройств — столько конструкций якорей запатентовано во всём мире. Важность якоря трудно переоценить — он является символом стабильности и устойчивости посреди вечно шумящего и волнующегося моря. В приморских странах талисманы в виде якоря, маленькие золотые и серебряные якоря на цепочке, наколки в виде якоря были весьма популярны среди моряков. Считалось, что они помогут моряку вернуться в родную гавань, охранят его во время смертельных опасностей, подстерегающих корабли в море. В русском флоте считалось очень плохой приметой снятие с якоря в понедельник или 13 числа. Подобные суеверия, связанные с якорем, имеются во флоте любой страны. Можно вспомнить и морскую «шутку», когда «салагам» отдают распоряжение наточить напильником лапы у якоря, для лучшей сцепки с грунтом.
Первые якоря.
Самые древние якоря были найдены археологами в гробницах египетских фараонов. Во время похорон египетского правителя в гробницу к нему клали всё, что могло бы ему пригодится в другом мире. В том числе и его личный корабль — археологи прозвали их «кораблями мёртвых». И вот на этих древних кораблях и были обнаружены каменные якоря пирамидальной формы с просверленным под верёвку отверстием. Согласно Геродоту, каменными якорями пользовались и древние греки. С большой долей вероятности можно утверждать, что на корабле Одиссея и на легендарном «Арго» также имелись каменные якоря.
Однако, с развитием кораблестроения увеличиваются и размеры кораблей. Соответственно, чтобы удержать такой корабль на месте требовался и более массивный якорь. Каменные якоря уже не могли удовлетворять древних мореходов — слишком мала была их удерживающая сила, и чтобы надёжно заякорить трирему или даже бирему, приходилось использовать камни весом в несколько сот килограммов, что было, конечно же, весьма неудобно.
Так назрела необходимость в кардинальной перемене конструкции якоря. Предположительно, первыми внесли революционные изменения в конструкцию отважные древние мореходы — финикийцы. Найденный экспедицией Кусто древний финикийский якорь представлял собой всё тот же якорный камень, но в нём были проделаны отверстия, в которые вставлялись деревянные колья — прообраз лап современных якорей. Данная конструкция весьма быстро распространилась среди всех морских держав того периода — вскоре конструкцию с лапами использовали греки, римляне, карфагеняне. Независимо от европейцев, такую же конструкцию якоря разработали мореходы и на Дальнем Востоке — каменными якорями с деревянными «рогами» пользовались мореходы древнего Китая и Японии.
Между тем, прогресс продолжал своё стремительное развитие — значительного развития достигло кузнечное и литейное дело. В это время главной державой античного мира становится Рим. Именно тут было начато изготовление цельнометаллических якорей, поразительно похожих на современные адмиралтейские якоря. При этом они были весьма внушительных размеров — свыше 5 м длины. Именно такие якоря были на галерах флота императора Каллигулы, участвовавших в показательных боях на озере близ Рима. Эти гигантские для тех времён галеры были найдены на дне озера в начале 20 века.
От античности к современности.
Так якорь прошёл свою эволюцию от простого камня до металлической конструкции, с лапами и штоком. При этом весь этот путь был пройден ещё до нашей эры. А после наступил застой, продолжавшийся аж до 19 века! Конструкция якоря фактически не изменялась на протяжении двух тысячелетий!
Новая эпоха в жизни якорей.
Стандартный якорь с лапами и штоком в верхней части получил наименование «адмиралтейским» в связи с тем, что данную конструкцию официально утвердило Адмиралтейство Великобритании в начале 19 веке. Он неплохо подходил для деревянных парусников, но с началом эпохи парового флота их удерживающей силы стало явно не хватать. Бурное развитие кораблестроения в конце 19 века дало толчок к появлению огромного множества разновидностей якоря. Среди них появляются гиганты, массой в несколько десятков тонн, способные удержать на месте гигантские линкоры, броненосцы.
Конструкция классического якоря.
Классический якорь состоит из нескольких основных частей, которые могут быть как разборными, так и цельнолитыми. В первую очередь это веретено — основная часть конструкции. К ней крепятся снизу рога с расширениями на конце — лапами. В самой верхней части веретена расположено кольцо для крепления якорь-цепи — рым. Ниже него находится шток — перекладина, расположенная под углом 90 градусов к рогам. Со временем менялись технологии, якоря усовершенствовались в зависимости от типов судов, для которых они применялись.