Отдых под парусом

Черногория. Покорение ветра. День 2

Продолжение Начало здесь: День 0, День 1.

Ночь в марине Porto Montenegro прошла спокойно. С восходом солнца мы начали готовиться к первому нашему настоящему учебному дню. Самое главное, необходимо было пополнить запасы топлива. Положение осложнял тот факт, что, несмотря на всю крутизну марины Porto Montenegro, в ней не оказалось действующего топливного причала. Интересно, где бункеруются топливом те роскошные океанские моторные яхты и катера, которые в большом количестве ошвартовались у элитных причалов?

океанские моторные яхты

У нас выбор оказался не велик, и пришлось отправлять гонцов с канистрами до ближайшей автомобильной заправки.

Пока группа снабжения занималась пополнением запасов, у нас появилось время детально ознакомится с нашим Ангелом. Это серийная сорокашестифутовая яхта Бавария. Год постройки остался неизвестным, но явно не очень свежая. Максимальная длина корпуса 14.27 м, ширина 4.35, четыре двухместные каюты, максимальная пассажировместимость – 10 человек.

Моторные яхты и катера

Bavaria Cruiser 46 – серийная лодка, самая дешевая в своем классе. Компания производитель предлагает всего несколько стандартных компоновок и вариантов отделки салона. На заказ такие лодки не строят. Сложилось впечатление, что это некий гольф-класс среди яхт. Хотя, как отметил наш капитан Виталий, в последние годы качество и свойства Баварий существенно выросли.

парусно моторные яхты

Парусное вооружение стандартное – стаксель и грот, оба на закрутках, поэтому форма грота – классический треугольник без лат. В кают-компании 2-х конфорочная газовая плита, морозильная камера и холодильник. Емкости 2-х цистерн пресной воды и топливной цистерны определить не удалось.

яхтинг в черногории

Из навигации – простенький черно-белый GPS-навигатор Garmin с генеральной картой района, два магнитных компаса, показания которых отличались друг от друга более чем на 10 градусов, один исправный, другой сломанный ручной пеленгатор, бинокль, автопилот без гирокомпаса, эхолот, счетчик пройденного расстояния.

Тщательный осмотр материальной части привел нас в некоторое напряжение, т.к. выявились неисправности и мелкие поломки. Не работали приборы: указатель уровня топлива, тахометр, ветроуказатель; практически ничего не показывал дисплей автопилота, хотя само устройство откликалось на нажатия кнопок. Оказались неисправными топовый и якорные огни. В первый день пребывания на борту своими силами мы отремонтировали одну из двух газовых конфорок плиты. С другой стороны, двигатель работал, паруса были в наличии, воды под пайолами не было. Так что не все так страшно.

Наконец, наша интендантская группа прибыла с топливом на борт, залили в горловину через самодельную воронку около 90 литров солярки, оставив 20 литров в качестве неприкосновенного запаса в отдельной канистре, погрузили продукты и начали готовиться к отходу. Погода превосходная: море – штиль, ветер слабый, тепло и ясно.

Около 10 часов утра отвязались и под двигателем начали движение в глубь Бока-Которского залива, в сторону Мориньской бухты (расстояние около 5-ти миль) на полигон для отработки первого упражнения – швартовки к причалу под двигателем.

Все особенности маневрирования на яхте под двигателем обусловлены на самом деле всего двумя моментами: прежде всего – это заброс кормы под действием винта, особенно на заднем ходу, а также достаточно большая инерция самой лодки, к которой нужно приспособиться. До этого похода я имел дело исключительно с двухвинтовыми кораблями и судами, правда куда большего размер, поэтому поведение одновинтовой посудины для меня было в новинку. На нашем Ангеле оказался правый винт, и это значит, что в начале движения назад, как только вы дали задний ход и лодка начала двигаться, корма начинает смещаться в право до тех пор, пока судно не наберет достаточную скорость, чтобы начать слушаться руля. Собственно, эта особенность позволяет развернуть яхту практически на месте, выполнив так называемый «полицейский разворот», эту особенность удобно использовать при швартовке бортом к причалу, когда нужно одновременно погасить скорость и прижать корму. В то же время, если не учитывать заброс кормы, можно легко промахнуться при маневрах.

Собственно, все наши упражнения первого учебного дня были посвящены выявлению особенностей поведения парусно моторной яхты при маневрировании под мотором, и отработке уверенных действий по подходу к причалу различными способами, тренировке швартовых команд по заводке концов, а также различным вариантам отхода от причала: носом, кормой. Короче говоря, нужно было попробовать, почувствовать габариты и инерцию яхты, научиться предугадывать ее поведение в зависимости от положения руля и оборотов винтов. Благо, погода позволяла без риска повредить лодку проделать все эти манипуляции каждому по несколько раз.

Наш причал

Кстати, эти упражнения показали, что, если дать энергичный задний ход, а потом, как только лодка пошла назад, сбросить обороты, эффект заброса кормы существенно снижается, и яхта гораздо лучше слушается руля, чем если бы мы не снижали оборотов.

Наши маневры по яхтингу в Черногории проходили на так называемом полигоне в уголке уютной Мориньской бухты – в маленькой бухточке под названием Uvala Sutvara на глазах у публики, облюбовавшей столики в небольшом ресторанчике на берегу. Даже от самых предприимчивых членов нашего экипажа прозвучало предложение собрать плату с посетителей за просмотр нашего шоу.

Мориньская бухта (по-черногорски Morinjski Zaliv) получила свое название от крошечной деревушки Donji Morinj, уютно расположившейся на ее берегах в месте впадения в бухту небольшой речушки.

Как пишет путеводитель:

«В старые времена, для которых была характерна беднота, как и романтика, Моринь был известен по мельницам, в которых в основном цедилось оливковое масло. В последние годы это небольшое место в Боке Которской (муниципалитет Котор), развился в достаточно популярный туристический курорт. Находится в 24 км от Котора и Херцег Новог, а разделен на два небольших поселка: Горный Моринь и Доньи Моринь.

Средние века были знамениты, как период, в котором была «холера» или «черная смерть». Она брала всех без исключения. Одинаково умирали и короли и бедные, священники и пастухи. Плохая канализация в городах, негигиенические условия жизни на селах и в пригородных поселениях, способствовали тому, что холера распространилась на территорию всей Европы. Не оставила в стороне и Моринь. Именно из-за большой смертности жителей, это место, которое было тогда более заселенным, чем Котор, получило название Моринь (морила, морить). До того, Моринь назывался Драгомановичи (по семье, которая насчитывала больше всего членов). Также, по другому источнику Моринь связывается и с морем, и говорится, что Моринь получил название из-за близости с морем.

Моринь, хоть и небольшой город в Боке Которской, имеет 9 храмов из которых 5 православных и 4 римско-католических. В Мориньи больше православных, чем католиков, хотя и разные по вере, местные жители относятся друг к другу очень уважительны. Для них одинаково важны и православные и католические праздники, а люди двух вер вместе идут в церковь и молятся одному Богу. Вероятно, из-за доброжелательных соседских отношений, все обычаи жителей Мориньи, будь то католические или православные, в Рождество, Пасху, Славу (поскольку только бокельшские католики славят славу) полностью одинаковые.

Моринь, как и многие небольшие поселки Бока-Которской бухты, насчитывает возраст в несколько тысяч лет. В Морине сохранилось не так много культурно-исторических памятников, как например, в соседних городах Рисан, Пераст и Котор.

В Горньи-Морине, так называют верхнюю часть поселка на горе, сохранился старый мост, который относят к временам римской эпохи. Он располагается в 4 км от нижней части поселка на берегу, называемой Доньи-Моринь. Дорога, которая ведет от главной магистрали наверх в горы, вымощена крепкими булыжниками. Некоторые считают, что она была построена римскими солдатами во время завоевательных походов. Об этом любят рассказывать туристам, которые проводят отдых в Черногории .

Еще выше на холме находится круглая площадка, огороженная крупными камнями: обычно, в подобных местах, собирались представители городского собрания, чтобы обсудить важные вопросы.

Неподалеку сохранилась укрепленная высокая стена и еще одна площадка из камня. К сожалению, об истории этих мест местные жители мало что знают и могут рассказать очень немного. Чаще всего они готовы поделиться всего лишь своими догадками…»

Путеводитель также расхваливает «галечно-песчаный, достаточно длинный (1 км), и широкий 15 метров» местный пляж. Однако, мы, как ни вглядывались в берег, этого пляжа так и не заметили. Возможно, потому что еще не было пляжников.

После обеда вроде бы поднялся ветерок, и мы, пользуясь случаем, поставили паруса. Ну, по крайней мере, мы убедились, что паруса у нас в наличии имеются, а вот походить под ними не получилось, уж больно слабым оказался ветерок. Поэтому, поупражнявшись еще несколько часов в маневрах по подходу к бую кормой под мотором, мы двинулись на нашу стоянку обратно в Тиват.


Нет комментариев

Оставить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии Войти