Продолжение Начало здесь: День 0.
Утро в Тивате теплое и солнечное. Снимаем с себя кофты куртки и идем к морю наслаждаться безоблачным утром. У нас еще в запасе полдня. К двум часам мы должны прибыть в Котор на лодку. От Тивата до Котора примерно 10 км по шоссе, мы договорились с хозяином апартаментов, что нас довезут за 10 евро. Поэтому потихоньку начинаем перенимать главную отличительную черту местных жителей. Черногорцы никуда не торопятся. «Полако» – неспеша по-черногорски, — одно из самых распространенных слов. И это не просто фигура речи. Это стиль жизни. Чуть позже мы уже перестали замечать, как стали уточнять, когда договаривались с кем-нибудь о времени встречи: «В полвторого как обычно или по-черногорски?» По-черногорски половина второго может плавно перейти в половину третьего и это нормально. Но это случилось чуть позже, когда мы немного освоились с местными особенностями, а пока, имея в запасе целое утро мы просто наслаждались солнцем, теплом и возможность никуда не торопиться.Неспешно мы прогулялись по набережной Марины Porto Montenegro, неторопливо осмотрели подводные лодки (настоящие) уличной экспозиции местного морского музея. Сам музей, по случаю раннего утра, был еще закрыт.Медленно и со вкусом (Полако) позавтракали в кафе на набережной, лениво прогулялись по только что открывшимся местным магазинчикам в поисках рыболовных принадлежностей.Об этом стоит сказать поподробнее. У моего спутника еще при посадке в самолет родилась идея фикс – попробовать средиземноморскую рыбалку. Для рыбной ловли, как известно, необходимы снасти, коих у нас, естественно быть не могло. И вот, ведомые этой навязчивой идеей, мы обошли близлежащие магазинчики в поиске снастей. Увы, ничего по пути не попалось. Ни рыбаков, ни магазинов для них. Как будто рыбу здесь не ловят, или это секретный промысел не для туристов. Короче, пока остались мы без снастей. Правда, это не сильно нас огорчило, тем более, что позвонили из аэропорта и радостно сообщили на ломанном английском, что сумка с надписью RUSSIA нашлась и ожидает меня в здании аэровокзала в течение ближайших двух часов. Ура!Наш путь из Тивата в Котор пролегал как раз мимо аэропорта, что оказалось, как нельзя, кстати. Новое шоссе, соединяющее эти два населенных пункта, проходит через двухкилометровый туннель, прямо сквозь гору. Благодаря этому, путь занимает не более получаса и стоит, как я уже писал выше, 10 евро. Старая дорога, как рассказывают, проходит вокруг горы, длиннее в два раза, но зато живописнее. Итак, мы в Которе. Высадились на набережной между пришвартовавшимся огромным круизным лайнером и входом в Которскую крепость.А вот и наша яхта – Ангел. Вы не подумайте, это не восхищенный эпитет. Просто она так называется «Angel».Из экипажа мы первые, остальные должны скоро появиться. Познакомились с капитаном, бросили вещи, сменили брюки и рубашки на шорты тапочки и майки и отправились на первое знакомство с одним из древнейших населенных пунктов Черногории.Обязательным местом, где должны отметиться все туристы, посетившие Котор – это старый город и крепость. Мы не стали исключением и заплатив сборщику денег «за провал» по 3 евро с человека с энтузиазмом стали карабкаться на вершину Которской крепости.Как пишут путеводители, Которская крепость — является одним из лучше всего сохранившихся средневековых городских укреплений Адриатики. Крепостные стены протянулись от морского берега до вершины горы, у подножия которой расположился Котор. Старый город занимает совсем маленькую часть у подножия. Вся остальная территория крепости – горный склон и стены. От подножия до верхнего укрепления нужно пройти примерно 4 километра в верх по крутым склонам до высоты 280 метров над уровнем моря. Еще та физкультурка! Дорога наверх начинается прямо со ступенек старого города.А каково было осаждать такое укрепление? Я не удивился, когда прочитал в путеводителе, что турки несколько раз осаждали Котор имея десятикратное превосходство в живой силе, и тем не менее взять крепость ни штурмом, ни осадой не смогли. А еще, оказывается, в Которской бухте в 1807 году размещалась Средиземноморская эскадра адмирала Сенявина (будущего героя обороны Севастополя), а правительство Боки Которской два раза обращались к русскому императору Александру I с просьбой взять Черногорию в ее тогдашних границах под протекторат России, но император вынужден был отказать по результатам Тильзитского мирного договора.А карабкаться на верх даже нам, хорошо физически подготовленным яхтсменам, оказалось не так уж просто. Пришлось делать 2 привала и отбиваться от продавцов холодных напитков, которые здесь предлагались по 2 евро за бутылочку, что ровно в четыре раза дороже, чем на каких-то 200 метров ниже по склону.Виды со склонов крепости потрясающие. Даже самые качественные фотографии не передают эту красоту!Восхождение и спуск заняли у нас больше двух часов. Это получается скорость около полутора километров в час по склонам или 150 метров в час по прямой.Пока мы бродили по склонам, тем временем на яхту подтянулись остальные участники нашего похода. Наш экипаж:Дмитрий – широко известный в узких кругах ресторатор из Петрозаводска. Сергей и Василий – молодые предприимчивые перспективные юристы из Москвы, мой приятель Игорь – предприниматель из Питера с сыном Юрием, наш капитан Виталий – яхтсмен из Геленджика, всего вместе – семеро смелых.Потратив еще несколько часов на поход в ближайший маркет за продуктами, мы были готовы к выходу.Смеркалось, солнце уже давно скрылось за высокими Которскими горами, но его угасающие лучи еще виднелись на высоких склонах, отраженным светом освещая бухту. Вечерняя прохлада накрыла гавань, предваряя еще по-весеннему прохладную ночь.- Деньги давай, — нарушил эту пасторальную идиллию грубый голос сборщика податей служащего местной марины.- Да, да, конечно, через полчаса, — дружно ответили мы и стали настойчиво делать вид, что сейчас нам не до этого.На удивление, наш ответ совершенно устроил незнакомца, и он неспеша удалился. Мы терять времени не стали. Тихо закашлял движок, отплевываясь от морской воды через патрубок водяного охлаждения.- Трап на борт, отдать кормовые, отдать муринг, ходовые огни включить, кранцы убрать, — прозвучали негромкие команды. Добавили оборотов, и яхта плавно заскользила по гладкому заливу. Держим курс в Тиватскую бухту, в Марину Porto Montenegro.Как же здорово снова почувствовать в своих руках штурвал после стольких лет перерыва! Я веду яхту по Которской бухте. Район плавания я изучил еще до поездки, поэтому представляю себе и без карты, куда нужно править. Сумерки сгущаются, зажигаются огни на берегу – завораживающее зрелище, когда на вершине горы еще вечер, а в низу уже ночь. Ход семь узлов, тахометр не работает, поэтому, сколько оборотов, сказать нельзя, ну да ладно, это не смертельно. А вот то, что указатель топлива также ничего не показывает, это уже тревожно. Интересно, сколько у нас осталось солярки?На траверзе Пераста поворачиваю влево между светящимися знаками пролива Prolaz Verig, идем между темными берегами в сторону Тиватской бухты. А вот и ориентир, безошибочно указывающий на Porto Montenegro – огромный освещенный красными прожекторами портовый кран. Держу на него.В темноте пытаюсь разглядеть входные огни на молах гавани – красный и зеленый. Пока на фоне огней города их не видно. Ничего, подойдем поближе, разберемся. Ночь берет свое, и ласковое, почти летнее вечернее тепло сменяется леденящим дуновением холода. Становится зябко, но не хочется передавать штурвал кому-либо, чтобы спуститься вниз и одеться.Вот, наконец, видны входные ворота гавани, сбавляю обороты. Заходим в марину, пытаясь высмотреть в уже почти ночных сумерках наших коллег, яхту «Nika», которая отправилась в Тиват раньше. Со стороны офиса марины из темноты показывается моторная лодка, и местный служащий машет рукой в сторону причала, где мы отчетливо различаем на фоне фонарей и береговых огней Нику и свободное место рядом с ними. Будем швартоваться здесь. Подходим на малом ходу. Сейчас необходимо будет застопорить ход и развернуться, чтобы подойти кормой к пирсу. Я такой маневр еще не делал. Что-ж, все когда-то в первый раз. До пирса метров 30, пора действовать… В этот самый момент движок, чихнув пару раз в качестве извинений, замолкает. Класс! Закончилось топливо. А сорокашестифутовая яхта, тем временем, в тишине непреодолимо скользит прямо на пирс по инерции согласно первому закону Ньютона. Капитан Виталий вырывает из моих рук штурвал, закладывает крутую дугу, и «Ангел» впритирку разворачивается на 180 градусов прямо у борта «Ники». Коллеги хватают нас за леера, принимают швартовые концы, подают муринг. Пронесло! Ошвартовались. А что было бы, если бы топливо закончилось на пару минут позже, когда мы бы двигались задним ходом к причалу?Но все обошлось. Немного успокоившись, приводим судно в порядок, подключаемся к источникам электропитания и воды. Тем временем, подоспел великолепный средиземноморский ужин, приготовленный умелыми руками Дмитрия. Все-таки хорошо!