Выход в море на яхте – будь то спортивная регата или прогулочный круиз, часто подразумевает пересечение морских границ различных государств и вхождение в иностранные порты. В связи с этим, у многих яхтсменов, которые впервые отправляются в «загранку», возникает вопрос: какие документы необходимо для этого иметь, а также какие морские таможенные требования следует соблюдать.
Необходимая документация
Очень часто приходится слышать о недоразумениях с неопытными яхтсменами, взявшими яхту в чарт в одной стране и отправившимися на ней полюбоваться побережьем сопредельных государств. Наивное предположение, что границы существуют только на суше, может сыграть нехорошую шутку со всем экипажем судна. Итогом такого заблуждения может стать:
- Задержание команды на неопределённое время (в зависимости от местных законов) до выяснения всех обстоятельств и целей нарушения границы.
- Лишение шкипера лицензии международного образца на управление яхтой.
- Арест, а в некоторых случаях — конфискация судна.
Это могут быть только самые лёгкие последствия пусть и не преднамеренного, но уголовного преступления, поэтому следует помнить, что во многих государствах незаконное пересечение границы подпадает под действие Уголовного кодекса. Итак, какие же формальности следует соблюсти, чтобы избежать неприятностей с местным законодательством?
Визы
По большей части — регламенты пересечения морской и сухопутной границы мало чем отличаются друг от друга. Сбор необходимой документации следует начать ещё на этапе подготовки к выходу в море. Для этого следует навести справки о необходимом пакете документов в посольствах или консульствах тех стран, которые вы собираетесь посетить. В странах, имеющих с Россией безвизовый режим: Абхазия, Израиль, Аргентина, Украина (пока ещё?), Черногория, Сейшелы, Юж. Корея и т.д., вам понадобятся:
- Загранпаспорт, действие которого истекает не ранее, чем вы планируете вернуться на родину.
- Документы на судно.
- Шкиперская лицензия (капитанское удостоверение) и лицензия на пользование радиостанцией.
- Судовая роль.
Для посещения стран, не имеющих с нами безвизового режима, нужно будет заблаговременно оформить визу в их посольстве или консульстве. Для стран Шенгенской зоны — сойдёт одна виза единого образца, для других стран придётся получать визы в индивидуальном порядке. Особый случай, если на яхте находятся несовершеннолетние дети. Таможенные законодательства различных государств могут потребовать их особого документального оформления. То же самое касается и перевозимых на яхте животных, вплоть до полного запрета ввоза тех или иных их видов. Следует заранее навести справки на этот счет в дипломатическом представительстве государства.
Для пересечения российской границы и выхода в открытое море, следует пройти таможенное оформление через пункты пропуска. В Ленинградской области и Санкт-Петербурге это Морской вокзал, таможенные пункты в Выборге, Высоцке, Усть-Луге, форте Константин.
Судовые документы
Основным документом на судно за границей служит судовой билет – документ, подтверждающий право собственности на судно. Желательно, чтобы он был продублирован на английском языке, сойдёт официально заверенный перевод. В противном случае, могут возникнуть заминки с поиском квалифицированного переводчика, который сможет растолковать местным таможенным чиновникам смысл документа.
Если владелец судна находится на борту, то дальнейших вопросов по судовому билету уже не будет. В случае, если судно взято в чарт, нужно будет предъявить арендный договор. Когда владельцем судна является другое юридическое или физическое лицо, передавшее вам права управления яхтой, следует иметь соответствующий приказ, официальное распоряжение, подкреплённое штампом организации, либо доверенность от частного владельца. Данные документы также лучше перевести на английский язык и нотариально заверить.
Шкиперская лицензия – документ, подтверждающий право капитана судна на управление яхтой, а также делегирующий ему ряд полномочий в общении с береговыми надзорными службами. Лицензия должна быть международного образца, например, International Bareboat Skipper или International Crew. Судовая роль (Crew-List) – список всех членов команды, которые пересекают морскую государственную границу. В некоторых случаях, хотя далеко не всегда, чиновники карантинной службы порта могут потребовать предъявить дератизационное свидетельство. Это документ, подтверждающий факт обработки судна службой СЭС против насекомых и грызунов. По свидетельству бывалых яхтсменов, такой документ обязателен при прибытии в Японию, на Кубу, во Вьетнам.
Вход в иностранный порт
При пересечении морских рубежей иностранного государства — следует соблюдать международные нормативы и местные правила. Прежде всего, пересекая границу, яхта должна поднять, кроме флага регистрации, ещё два флага под правой краспицей.
Гостевой флаг
Согласно Морской конвенции, ширина морских границ составляет 12 миль от побережья. Следует учитывать, что далеко не все страны признают установленный норматив: свыше 20 стран в одностороннем порядке установили собственные размеры территориальных вод. Например, Аргентина, Перу, Коста-Рика, Панама, Сальвадор, Чили – в 200 миль, Гвинея – в 130 миль и т.д. Данный флаг как бы говорит пограничным и таможенным службам, что вы заходите в их воды с мирными намерениями и готовы выполнять все предписания местного законодательства. Поднимается гостевой флаг под краспицу до упора.
И это не только дань уважения экипажа стране, в которую пребывает судно: в некоторых государствах вход судна в территориальную зону без поднятого гостевого флага может стать поводом для его задержания, тщательного досмотра и наложения штрафа. Если в официальных законах страны не прописано обязательное вывешивание гостевого флага, прибытие без него определённо будет расценено местными морскими чиновниками, как хамство в их адрес. Со всеми вытекающими из этого последствиями – скрупулёзной проверки документации на предмет какого-либо несоответствия, пристрастного досмотра судна и т.п. Поэтому лучше заранее побеспокоится о приобретении флагов тех стран, которые находятся по вашему маршруту.
Флаг «Q»
Ниже гостевого вывешивается флаг жёлтого цвета, он обозначается, как «Квебек» (“Q”). Согласно МСС, «Квебек» сигнализирует о том, что судно следует в порт для таможенного оформления, а также, что среди членов экипажа не имеется больных. Этот флаг даёт понять пограничным службам, что вы обязуетесь исполнять местные таможенные и санитарные правила. Относительно размеров всех трёх флагов, нужно заметить, что флаг регистрации должен быть самым большим, гостевой флаг примерно на 1/3 меньше. Флаг «Квебек» может иметь одинаковый размер с гостевым, либо чуть меньше, но не превышать его.
Регламент входа
Каждая страна имеет свои правила входа в порты. Для этого используются специально выделенные для этого Port-of-Entry – «Порты входа». Эти порты отмечаются в лоциях и в извещениях ИМО. В таких портах находятся службы, необходимые для законодательного оформления прибывания – таможня, СЭС, погранслужба, управление порта (капитанерия). Вход осуществляется в ближайший Port-of-Entry, поэтому нужно заранее изучить маршрут и произвести его предварительную прокладку. Следует предостеречь от попытки зайти не в ближайший, а в другой, более удобный для вас порт входа. Это может повлечь жёсткие санкции со стороны местных морских ведомств, вплоть до крупных штрафов и предписания покинуть территориальные воды.
К примеру, в Средиземноморских странах Европы подобная хитрость может обойтись в 500 и более евро. После входа в порт, судно должно пришвартоваться к специальному таможенному пирсу: попытка отдать швартовы на другом причале опять-таки чревато крупным штрафом. Следует также иметь в виду, что в большинстве стран, после оформления всей разрешительной документации и возвращении шкипера на яхту, судно не должно находиться у причальной стенки таможенного пирса более 10 минут – иначе опять штраф!
Оформление в порту
До полного оформления документов экипаж не имеет права спускаться с яхты: каждый человек, сошедший на причал, автоматически будет считаться нарушителем границы со всеми вытекающими последствиями. Спуститься на берег имеет право только капитан, взяв с собой все необходимые документы для прохождения контроля. Ниже дан перечень береговых служб, которых придётся посетить для улаживания всех бюрократических процедур.
- Пограничная служба. Производит проверку удостоверений личности всех членов команды в соответствии с судовой ролью, ставит штампы, разрешающие посещение страны, взимает визовый сбор. После оформления в погранслужбе — члены экипажа имеют право схода на берег.
- СЭС. Без штампа санитарной службы в Crew-list в ряде стран — команда не имеет права покинуть судно. Но, как показывает практика, обычно дело не доходит до подробного медосмотра: всё ограничивается лишь заполнением бланка, в исключительных случаях – устным опросом «Вас что-либо беспокоит?» и измерением температуры (как во времена разгула атипичной пневмонии).
- Таможня. Следить за соблюдением таможенных правил страны – это касается как ввозимого на яхте груза, так и правильно оформленной документации на саму яхту. Согласно морскому законодательству, досмотр яхты может быть произведён только с разрешения владельца, либо, в его отсутствие – капитана. В случае отказа, произвести таможенный досмотр, судно должно незамедлительно покинуть порт и территориальные воды государства. Думаю, будет лишним упоминать, что обнаруженные в ходе досмотра оружие, наркотики и иная контрабанда может всерьёз и надолго осложнить жизнь всему экипажу. В таможенной службе можно оплатить «транзит-лог», налог на пребывание в территориальных водах и получить официальное «добро» на временный ввоз.
- Служба начпорта (капитанерия, капитания). Данная служба проверяет квалификационные свидетельства шкипера и прочих членов команды – для яхтсменов это шкиперские лицензии, свидетельство радиста. Если с данными документами у вас полный порядок, здесь же вам выдадут разрешение на управление яхтой в территориальных водах, в виде соответствующего штампа в крю-листе.
После того, как все процедуры с документами улажены, капитан возвращается на судно. Когда он вручит каждому члену экипажа оформленный паспорт и разрешит сход на берег, можно будет начинать знакомство с местными достопримечательностями.