Постоянный уход за яхтой для поддержания ее в мореходном состоянии – это обязательное условие для любителя яхтинга.
Систематический контроль состояния судна, включающий естественное старение, износ, полученные повреждения, является обязательным и проводится с учетом материала постройки яхты, характера, продолжительности и района плавания.
Обладая определенными навыками, некоторые виды ремонта нужно проводить самостоятельно.
Яхта бу наиболее уязвима в подводной части корпуса: быстрее всего подвержены старению — киль, ахтерштевень, соединения киля с ахтерштевнем, шпунтовый пояс, бархоут.
Яхта, поднятая из воды на зиму, сохраняется лучше. При необходимости – можно оставить яхту на плаву, с нее снимают все, что впитывает влагу. Паруса и тросы надо вынести на берег, помыть и отремонтировать. Рундуки моют и оставляют открытыми для проветривания. Воду из трюмов откачивают. По возможности, такелаж переносят в крытое помещение.
Проверить все доступные элементы конструкции корпуса. При осмотре яхты – нужно обратить внимание на шпангоуты и флоры, которые могут отходить от обшивки. Отсасывающие клапаны, пробки, шпигаты оставляют открытыми, чтобы яхта просыхала внутри. Палубу закрывают водонепроницаемым чехлом. При расположении яхты на берегу в направлении север — юг, борта меньше нагреваются под солнцем.
Осмотр подводной части корпуса проводят не реже одного раза в год.
На деревянной яхте осматривают все пазы и стыковые соединения для обнаружения дефектных участков. Обследуют каждую доску с внешней и внутренней стороны. Гниль можно определить по морщинам на поверхности краски. Все сомнительные места проверяют ножом. Стыки должны быть плотно подогнаны. Поверхности, покрытые лаком, регулярно обновляют. При отслоении лака в некоторых местах, его полностью снимают до дерева и наносят новый.
На металлических корпусах, корродирующих из-за воздействия морской воды, могут устанавливать протекторы – маленькие цинковые пластины, которые предохраняют корпус, разрушаясь при этом сами. Протекторы нельзя окрашивать.
Верхний слой яхты из стеклопластика иногда разбухает из-за проникновения воды. Стеклопластик может потрескаться при ударе о скальный грунт, причал, борт другой яхты. Глубокие отслоения и каверны нужно срочно убирать для предупреждения процесса дальнейшего разрушения материала – зачистить, зашпаклевать и заклеить.
Тросы стоячего такелажа изготавливают из нержавеющей стали. Они не подвергаются коррозии, они надежны, но с годами наступает состояние усталости металла, поэтому износ такелажа ускоряется. Тщательно осматривают участки, подверженные изгибу, трению и ржавлению, коуши, огоны.
Износ бегучего такелажа происходит быстрее, чем стоячего. Бегучий такелаж принимает на себя значительную часть нагрузок, особенно, при использовании лебедок. Стальные фалы требуют особой проверки – обрыв такого фала потребует много времени и усилий на его замену. Синтетические тросы фалов и шкотов достаточно прочны. При достижении предела износа выше допустимого их надо заменять.
На долю парусов приходится много повреждений, что требует повышенного внимания к ним. Завершив сложный переход, надо осмотреть поверхность, углы, шкаторины всех парусов. Паруса без чехлов безопаснее снять с яхты и убрать, хранить нужно свернутыми.
Для предупреждения обрастания днища яхты, которое уменьшает скорость, подводную часть окрашивают специальным составом. На берегу корпус очищают от водорослей жесткими щетками, скребками и покрывают необрастающей краской. Эродирующая необрастающая краска теряет свои свойства на открытом воздухе, поэтому после высыхания краски яхту надо держать на плаву.
В двигателе яхты, в коробке передач и маслосборнике меняют масло, проверяют масляный и воздушный фильтр, контролируют уровень воды в водосборнике. Необходимо иметь на судне запчасти и набор инструментов.
После плавания — яхту обязательно нужно помыть пресной водой. Для этой цели выпускают специальные яхтенные шампуни. Для яхты бу вполне подойдут автомобильные шампуни, которые обойдутся существенно дешевле.
Дважды в год рекомендуется натирать палубу и корпус яхты бу автомобильными пастами – полироли для яхт потребуют больших расходов. Первый раз это делают перед спуском яхты на воду, второй – при подъеме с воды (по окончанию навигации). Натирание днища проводят специальным эпоксидным грунтом. На яхту бу можно наложить грунт в 3 слоя, после полного высыхания ее покрывают необрастающим составом.
Пренебрежение в обслуживании приводит не только к быстрому старению яхты, потере ее привлекательного вида, но и опасно для жизни экипажа в плавании. Техническое состояние яхты и ее внешний вид – это показатель морской культуры яхтсмена.