SailRoad взял интервью у Олега Субботина, который каждый год, на протяжении 5 лет участвует в регате «Кабестан», проходящей в Хорватии для яхтсменов – любителей. Олег по профессии программист, и нам стало интересно, как человек с такой спокойной работой попал в яхтенный спорт и что он для себя там нашел.
SailRoad: Добрый день, Олег! Что подвигло вас на такой вид отдыха, как парусный спорт?
Олег: Друзья, а точнее — мой капитан. В контексте одного из дней рождения было предложено погоняться на яхтах. Необходимым условием было завершить курсы шкиперов, для того, чтобы можно было арендовать чартерную яхту. Наш капитан предложил мне поучаствовать, и буквально с нашего общего первого выхода в море мы с ним вместе и ходим. Я не стал отказываться от такой возможности прикоснуться к миру моря, яхт и ветра.
SailRoad: Есть ли у вашей команды название?
Официальное название нашей команды было «Noname», до тех пор, пока у нас не появился спонсор, «Спортэкспресс». Он неофициальный спонсор, но сейчас наша команда называется «Спортэкспресс».
SailRoad: Когда формируется команда, какие принципы обычно ставят во главу угла?
Олег: Команда формируется капитаном. В основном, это закрытый круг, туда не попадают люди извне, это не свободный набор и основное требование капитана – это адекватность. Плюс знание того правила, что слово капитана – закон на борту. Мы можем сколько угодно обсуждать на берегу правильность или неправильность, но на борту это действительно закон, и я видел ситуации, становится очевидно, почему это так.
SailRoad: Можете привести пример таких ситуаций?
Олег: Да. В штормовую погоду, в один из наших первых штормов, который налетел абсолютно внезапно, случилось так, что нужно было спасать и яхту, и людей на борту, поэтому были быстро отданы приказы: надеть спасательные жилеты, пристегнуться к яхте, все убрать, задраить яхту. Причем это было неожиданно, так как мы не понимали, почему нужно задраивать яхту в хорошую погоду? После этого последовала команда уборки парусов, потому что в такие моменты начинается легкая паника, у всех начинают летать снасти, веревки. И в этом хаосе, конечно, капитан – это тот человек, который становится богом.
SailRoad: Какого уровня физической подготовки и опыта ваши яхтсмены?
Олег: Разного. Есть люди, которые были на 7-10 регатах, или, скажем так, выходах в море, есть люди, которые ходили в другие гонки, например, в «Ocean Race», многодневный, двухнедельный поход. Но основной опыт — это книги. Т.е. это приложение теории к реальности: сначала прочитаешь, первое прочтение было абсолютно непонятно, что, где, когда и зачем. После того, как ты впервые видишь яхту, какие-то отдельные страницы начинают «защелкиваться», что называется, между книгой и реальностью, а потом берешь бинокль и смотришь на впереди идущую яхту.
SailRoad: С какого возраста можно становиться яхтсменом?
Олег: Детей у нас не было на яхте, но я думаю, что с 12 лет однозначно можно ходить на яхте. Дети, конечно, не могут выполнять какие-то тяжелые работы – например, крутить ручку под нагрузкой. Но у нас есть хрупкие и при этом сильные девушки. В команде всегда есть люди, которые выполняют функцию «гориллы» — физически сильные товарищи, тяжелые, с хорошей мускулатурой. Когда идет очень изнурительная гонка, они «встают» на лебедку и крутят ее, выполняя команды того человека, который управляет парусом.
SailRoad: А что делают менее физически подготовленные?
Олег: На яхте всегда есть работа – во время швартовки, во время несильного ветра, в принципе, можно делать все. Лебедка для того и сделана, чтобы компенсировать недостаток сил у человека. Для себя я выяснил, что на яхте главные качества – это наблюдательность и аналитическое мышление, потому что тут происходит много вещей одновременно, и, если ты зашориваешься и видишь только свою часть, выполняешь работу механически, то никакого прогресса не будет. И еще одно качество – это хорошая реакция. Скорость выполнения приказа очень важна. Причем могут отдаваться с интервалом в 5 секунд взаимоисключающие приказы.
SailRoad: Не мешает ли повышение профессионализма участников получать удовольствие от гонки, расслабиться?
Олег: Нет, наоборот. Чем выше уровень профессионализма в любой области, тем больше удовольствия. Оно становится разнообразней. Когда ты понимаешь, что тебе надо просто тупо дергать за эту веревку, это может быть удовольствием, но оно достаточно примитивное. Когда ты понимаешь, что ее надо выбирать, или травить, а, тем более, понимаешь когда, зачем и почему, то гонка насыщается этим анализом, событиями, непрерывной работой. Нет, я бы сказал, что с ростом профессионализма удовольствие повышается.
SailRoad: Если основная задача команды – победить, то она что должна сделать? Выйти на предел своих возможностей, готовиться, как к Олимпиаде? А если получить удовольствие? Провести гонку как получается, отдохнули – и ладно?
Олег: Нет, мы не живем в черно-белом мире, всегда есть нюансы и оттенки. То, что вы сказали — это два экстремума. Если мы говорим о первом варианте, то это спорт высоких достижений, где ты зависишь не только от своих навыков, но и от физической формы в данный момент, то тогда – да. Вы пришли и быстро легли спать, потому что следующий день будет таким же тяжелым и выматывающим, как и этот. Я противник спорта высоких достижений, он механичен по сути своей. Ты лишаешь себя и свою команду какой-то радости. Это движение к цели, которое обычно прямолинейно, тяжело, и, рядом с тобой идут такие же хорошо подготовленные люди, которые тебе этот путь нисколечко не упрощают. Поэтому главное – баланс. Так же как и в личной жизни – баланс между работой и личной жизнью. Можно «ушататься» на яхте, можно упиться на берегу, но где-то между ними есть тот баланс, который комфортен. Для команды и для тебя лично.
Нам удается совмещать. Если раньше у нас капитан выставлял некоторые заградительные лимиты на развлечения после прихода в порт, то в последний раз они были все сняты, потому что команда достигла того уровня адекватности, когда капитану не надо искусственно ограничивать в чем-то. Все понимали, что завтра будет тоже гонка, поэтому все получали удовольствие ровно в той мере, в котором нуждались.
В следующий раз Олег расскажет нам о «Кабестане» — знаковой гонке в жизни его команды.