Что такое «тревожный чемоданчик»?
Тревожный чемоданчик — это обобщённое название набора самых различных предметов, которые могут понадобиться человеку в экстренной ситуации. Например, в странах Запада во время холодной войны (да и в настоящее время) были очень популярны гражданские «тревожные чемоданчики» с необходимым набором вещей на случай ядерной бомбардировки или какого-либо стихийного бедствия — торнадо, наводнения, землетрясения. Как правило, это те предметы, которые понадобятся для обеспечения жизнедеятельности в случае, когда станут недоступны все блага цивилизации — отключится электроэнергия, водоснабжение, закроются все магазины и т.п. В российском варианте — это уже ставшее афоризмом «соль-спички-мыло». Но, шутки шутками, а наличие «тревожного чемоданчика» — это дело весьма серьёзное. Подобный тревожный чемоданчик необходим и в таком весьма опасном мероприятии как выход в море.
Неожиданности на борту
Любой выход в море чреват всевозможными приключениями. Правда эти приключения не всегда бывают желанными, и не все они оставляют после себя приятное впечатление, а тем более — желание вновь пережить их. Конечно, если вы счастливый владелец собственной яхты, вы знаете, чего можно ждать от своей «ласточки» или «дредноута» (смотря по уровню вашего благосостояния). А как быть, если вы взяли яхту в чартер и понятия не имеете об особенностях её внутреннего устройства, лично не следили за состоянием её электронного обеспечения, электропроводки, такелажа и тому подобное? Чего можно ожидать от незнакомого судна в открытом море — скажем во время шторма?
Хорошо, если вы приобрели услугу «skippered charter», когда сдаётся внаём яхта со шкипером, а то и всем экипажем, включая кока и стюартов. В этом случае вам не нужно особо беспокоиться о всяких сбоях в работе яхтенного оборудования. Но подобный сервис доступна далеко не всем, если учесть, что стоимость услуг опытного шкипера может достигать 100 — 150 евро в день. А что делать в том случае, если вы вступаете на борт арендованной яхты в качестве полноправного шкипера? Если вы, например, взяли яхту в «bareboat charter», вы несёте за неё полную ответственность за неё, в том числе и за функционирование всех её систем.
Если вы берёте яхту без капитана — bareboat, — то при приёме яхты у вас просто не будет времени досконально изучить все её особенности, уровень её технического состояния. Отказ бортового компьютерного оборудования, неполадки с электропитанием и другие неисправности, к сожалению, не столь редки на яхтах, сдающихся внаём. В значительной мере, это следствие отношения к судну его хозяина как к некой коммерческой собственности, которая предназначена не для того, чтобы ухаживать за ней, а для того, чтобы окупить себя и принести владельцу максимальную прибыль. Поэтому, при заступлении на пост шкипера, пусть даже временно, вы должны иметь в руках свой «тревожный чемоданчик» на всякий непредвиденный случай. Что же в нём должно находиться?
Состав «тревожного» чемоданчика
Опытные шкиперы советуют начинающим яхтсменам брать самый различный набор всего необходимого для «тревожного чемоданчика». Мы отобрали наиболее часто рекомендуемые и наиболее часто применяемые предметы в разных форс-мажорных обстоятельствах, коих на борту яхты может произойти немало. Советы эти от выдающихся и прославленных шкиперов, таких как Фёдор Конюхов, Марк Корк, Боб Шептон и им подобных. Главный смысл всех советов — шкиперу в любых ситуациях нужно полагаться прежде всего на себя самого и иметь под рукой нужно всё необходимое. Итак, первая десятка самых необходимых вещей, составляющих «тревожный чемоданчик» шкипера:
1. Необходимо взять на борт собственный компьютер с закачанными на нём навигационными программами и картами. Также нужен будет и собственный GPS. Ведь вам доподлинно не известно, что за программы установлены на бортовом компьютере, какая модификация картплоттера и насколько достоверны бумажные карты, имеющиеся на незнакомой вам яхте. Тем более вам не известно, насколько надёжна вся система бортовой навигации и не откажет ли она в самый неподходящий момент.
2. Электрические провода с адаптерами, удлинителями и разветвителями. При нахождении в море вам будет доступна сеть в 12 вольт, если на борту нет генератора, выдающего 220 вольт. Поэтому вы всегда будете иметь возможность зарядить телефон или планшетный компьютер с навигационными программами. Именно для этого вам и понадобятся разветвители и адаптеры, преобразователь электропитания 12 V — 5 V. Преобразователь из 220 вольт вам может пригодиться в случае выхода из строя бортовой сети на 12 V — в этом случае зарядить свой телефон, планшетник, фотоаппарат или ноутбук вы сможете только от генератора 220 V, если он имеется, или от причальной сети в порту.
3. Полноразмерный мультитул или же складной нож и набор инструментов. При этом не нужно экономить на инструментах — миниатюрные недорогие мультитулы «мэйд ин чина» вряд ли смогут оказаться полезными в экстренной ситуации на борту. Нож также должен быть качественным, чтобы им можно было отрезать толстый трос или же выкрутить заржавленный винт. Очень может пригодиться и свайка. Конечно, не стоит брать с собой на борт полный набор инструментов корабельного плотника, но самый минимальный набор инструментов просто необходим, чтобы не оказаться безоружным перед внезапно возникшей проблемой.
4. Набор запчастей для ремонта электросети — силовой провод, плавкая проволока для устройства жучков и/или набор предохранителей, электрический тестер (мультиметр), изолента и т.д. Выход их строя электропроводки может произойти в любое время и причины этой неприятности могут быть самые различные. Поэтому настоящему шкиперу просто необходимо обладать хотя бы основами профессии электромонтёра и всем необходимым для устранения возникших проблем.
5. Медицинская аптечка. Конечно же, на любой яхте должна иметься своя аптечка. но кто знает, что за медикаменты там находятся, особенно если вы находитесь за границей. Чтобы разобраться в наименованиях иностранных аналогов отечественных медикаментов, зачастую будет мало окончить курсы фармацевтов. Да и кто поручится, что все эти медикаменты из яхтенной аптечки регулярно обновляются, в зависимости от срока годности? Поэтому самый лучший выход, это взять с собой полный набор препаратов, как стандартный — анальгин, аспирин, левомецитин и их аналоги — так и специфические, в зависимости от того, какими хроническими недугами страдаете вы и члены вашей временной команды.
6. Набор для ремонта парусов. Такой набор можно приобрести уже в готовом виде. Он содержит набор игл, парусный гардаман, специальную вощёную нить, парусину. Конечно, современные синтетические паруса гораздо более устойчивы к морской соли и ветру, чем применявшиеся ранее паруса из натуральных тканей, но они тоже не вечны. Минимальный ремонт парусов в походных условиях предполагает умение наложить швы или заплату — для этих целей каждый шкипер и должен иметь всё необходимое в своём «тревожном чемоданчике».
7. Линь (тонкий тросик). Может пригодиться шкиперу для самых различных целей — надставить в случае необходимости снасть, использовать его в качестве спасательного конца и так далее.
8. Фонарь с запасными аккумуляторами или батареями. В случае неисправности электрооборудования фонарь становиться главным источником света на судне. Попытаться починить неисправность без его помощи практически невозможно. Конечно, можно использовать в этом качестве дисплей телефона или планшетника, пока не сядут аккумуляторные батареи, но это не совсем то, что нужно. Наиболее удобный вариант — это налобный фонарик, освобождающий вам обе руки для произведения ремонта. Также в экстренном случае его можно использовать как средство сигнализации.
9. Спички и зажигалки — необходимый предмет в любом случае, вплоть до кораблекрушения у побережья необитаемого острова. Не стоит думать, что подобное происшествие может случиться только с отъявленными неудачниками вроде Робинзона Крузо. Как недавний пример 2015 года, история одного молодого британского яхтсмена — одиночки, потерпевшего кораблекрушение у необитаемого островка Стип Холм у северной оконечности Великобритании. Отважный, но неудачливый шкипер смог передать своей девушке СМС с описанием своего бедственного положения и примерными координатами своего неприветливого прибежища. Проведя сутки на необитаемом скалистом клочке суши, молодой англичанин всё-таки смог дождаться представителей береговой охраны Великобритании, которые и сняли его со Стип Холма и доставили на другой, более гостеприимный остров — Великобританию. Продержаться сутки на ледяном острове ему помог костёр из собранного на побережье плавника, разожжённый с помощью запаянного в полиэтилен и спрятанного во внутреннем кармане коробка спичек. Ну, и нужно отдать дань современным технологиям — не окажись у парня сотового телефона он мог бы разделить судьбу своего знаменитого соотечественника из романа Дефо.
10. Маска и трубка для ныряния. Вполне вероятно, вам придётся в экстренных случаях погружаться в воду. Застрявший в прибрежных корягах якорь, повреждения корпуса яхты ниже ватерлинии, намотавшийся на винт трос — всё это может потребовать от шкипера необходимости самолично опуститься под воду для оцени обстановки.
Побывавшие не раз в море, в том числе и на чартерных яхтах, шкиперы советуют взять с собой и множество других предметов, которые могут понадобиться вам в открытом море. Кроме вышеперечисленного списка, наиболее популярными предметами, которые должен содержать «тревожный чемоданчик» шкипера являются:
* Карандаш и блокнот.
* Запасные принадлежности оснастки — шплинты, болты, гайки, чекели, вплоть до блоков и уток.
* В случае, если вы выходите в море на своей яхте, то необходимая принадлежность — кисть и лак. Лак, наложенный на любую повреждённую поверхность яхты, как говорят опытные яхтсмены, в будущем позволит сэкономить в будущем на ремонте.
Как видно, набор «тревожного чемоданчика» шкипера можно назвать также набором корабельного мастера на все руки. Но, по сути, человек, берущий под своё командование судно, таким и должен быть. Должен с равным мастерством уметь починить забарахлившую якорную лебёдку, настроить навигационную программу в бортовом компьютере или залатать паруса.