Каждый шкипер перед выходом в море проводит целый ряд подготовительных работ: предварительная прокладка маршрута, изучение метеорологических и гидрологических условий в районе плавания и т.д. Цель всех этих мероприятий – максимально полное обеспечение безопасности судна и экипажа во время морского перехода. Но, как известно, море – стихия непредсказуемая и способная преподнести множество неприятных сюрпризов даже самому опытному экипажу. Для того, чтобы минимизировать возможный ущерб и осуществляется страхование яхты.
Виды страховки
По данным на 2016 год: только 1/5 часть из почти миллиона российских маломерных судов, принадлежащих частным владельцам, имеют страховку. По большей части это касается катеров, яхт и лодок, предназначенных для передвижения по внутренним водам. При попытке совершения международного перехода, отсутствие страхового договора может стать серьёзной проблемой. Согласно международному морскому законодательству, страхование судна является неотъемлемым условием для передвижения яхты в территориальных водах любого иностранного государства. Без этого официального документа вам также будет отказано в праве швартовки в портах и маринах, таможенном оформлении судна и т.д. Прежде всего, эти положения морского законодательства касаются страхования ответственности владельца судна перед третьими лицами.
На сегодня имеется множество вариантов страховых договоров, затрагивающих практически все аспекты морской жизни и предусматривающие возможность любых, казалось бы, даже самых фантастических происшествий. Все эти виды страховок объединяются в две большие группы:
- Hull-and-Machinery (сокращённо H&M) – страхование яхты и её оборудования от возможных повреждений, вплоть до гибели судна.
- Third-Party-Liability (сокращённо TPL) – страхование ответственности судовладельца перед сторонними лицами.
H&M
При выходе в море владельцы яхты прежде всего рискуют своим собственным имуществом. Ситуаций, в которых может быть нанесён серьёзный ущерб яхте, может быть великое множество: столкновение с рифами, жестокий шторм, посадка на мель, пожар на борту. Кроме того, в H&M включены и достаточно экзотические и маловероятные происшествия: потеря и повреждение яхты в результате удара молнией, извержения вулкана, землетрясения, военных действий, нападения пиратов и даже при «столкновении с летательными аппаратами или сухопутным транспортом». Сколь бы не казались для вас данные происшествия невероятными, это ещё не означает, что они невозможны.
TPL
Сухопутным аналогом страховки TPL является пресловутая «автогражданка». Как и ОСАГО, TPL защищает владельца яхты от возмещения ущерба, случайно нанесённого третьим лицам. Как правило, это подразумевает ущерб, причинённый в результате столкновений с другими судами и объектами портовой и прибрежной инфраструктуры: пирсами, сигнальными бакенами, мостами. Несмотря на то, что чаще всего данные происшествия происходят не по злому умыслу, а в результате непредвиденных случайностей, вся ответственность ложится на виновника аварии. В эту же группу входит ответственность судовладельца за причинение вреда здоровью и имуществу пассажиров и экипажа, за загрязнение окружающей среды, компенсация за расходы по ликвидации последствий кораблекрушения, на спасательную операцию и т.п. Страховку TPL можно оформить в качестве стандартного пакета предложений, либо как перечень отдельных пунктов.
Отдельной строкой стоит страхование жизни и здоровья самого владельца яхты, так как ни «Ти-Пи-Эль», ни «Эйч-энд-Эм» не регламентирует выплат по болезни, получения травм или гибели судовладельца. Данный вид страховки актуален в том случае, если вы собираетесь совершить туристический круиз или, допустим, принять участие в спортивной регате на собственной яхте.
Выбор страховой компании
Поскольку яхта является достаточно дорогостоящим транспортным средством, то и возможные расходы на её ремонт или возмещение ущерба другим судовладельцам могут составить не одну тысячу евро. В связи с этим, к выбору страховой компании следует подходить максимально ответственно, чтобы не оказаться в случае чего — один на один со своей проблемой. Услуги по страхованию частных судов достаточно развиты в странах Европы и Северной Америки. У нас в стране данный сектор страхования, ещё недавно слабо представленный, в последние годы весьма стремительно развивается. Сегодня можно заключить договор страхования международного образца в десятках отечественных фирм. Кроме того, заключение договора возможно и со многими иностранными фирмами, специализирующимися на работе с зарубежными клиентами и получившими российскую аккредитацию.
Основным критерием выбора страховой компании является наличие официальной лицензии и опыта работы на рынке страхования морских и речных судов. Кроме этого, следует обращать внимание на отзывы других судовладельцев, уже работавших с данной фирмой. Немаловажный нюанс – лучше, чтобы страхователь имел свои представительства в тех странах, которые вы планируете посетить. Это необходимо для оперативного решения всех возможных проблем: живое общение со страховым агентом будет куда продуктивнее «деловой переписки» посредством электронной почты.
Среди российских страховых компаний, предоставляющих данный спектр услуг, можно отметить, как наиболее надёжные и опытные:
- Росгосстрах.
- Росно.
- Ингосстрах.
- Ренессанс-страхование.
- Инвестфлот.
- Авест-Классик.
- Согласие.
- Альфа-Страхование.
Чаще всего страхование производится напрямую в офисе компании-страхователя, либо через страхового агента, готового прибыть по вашему адресу. В последнее время получает всё большее развитие страхование через интернет, когда обмен необходимой документацией между страхователем и страховщиком производится посредством электронной почты.
Оформления страховки и получение выплат
Набор документов, необходимых для заключения договора, может различаться в зависимости от условий компании. Чаще всего владельцу яхты нужно будет предоставить следующий пакет документации:
- Документы, подтверждающие право владения яхтой: судовой билет, либо его аналог, предусмотренный законодательством иностранных государств и выданный их соответствующими органами.
- Договор о покупке судна.
- Лицензия на право управления судном.
- Паспорт лица-страхователя.
- Мерительное свидетельство (документ, содержащий сведения о линейных размерах судна, его вместимости, тоннаже и т.п.).
В случае, если владельцем яхты является юридическое лицо, нужно будет предоставить регистрационные данные компании-судовладельца, а также доверенность, выданную учредителями компании страхователю на заключение договора. Более точный перечень необходимой документации можно получить на официальном сайте той или иной компании, либо обратившись непосредственно в их офис. Иногда, например, когда страхуется судно значительного возраста, страхователь может потребовать проведения сюрвейерского осмотра. Это необходимо для защиты от возможного мошенничества – так называемого «задуманного кораблекрушения» (по терминологии Ллойда), с целью получить страховую выплату.
Сроки действия страховки могут быть различными. Чаще всего это либо некий период, ограниченный по времени: на год, на время навигации, на время сдачи яхты в чарт. Также можно застраховать судно без строгой привязки ко времени: на время морского перехода от одного порта к другому, на время спортивной регаты, на период зимнего хранения лодки на суше до спуска её на воду. Данный пункт оговаривается со страховщиком в индивидуальном порядке.
При заключении договора — владелец судна должен учитывать, что компания-страховщик получает прибыль от суммы страховки, а убыток от страховых выплат. Поэтому, при любом происшествии — страховые агенты будут изыскивать все возможности, дабы признать данный случай не страховым. Впрочем, это относится не только к страхованию яхт, но и к любой другой собственности: автомобилей, жилья, здоровья. Все происшествия с застрахованным объектом подразделяются на две категории:
- Повреждения, полученные или нанесённые под действием непреодолимых обстоятельств.
- Вызванные некомпетентными или преднамеренными действиями, владельца (экипажа) судна.
В первом случае — выплата страхового возмещения должна быть произведена, а во втором – в выплате будет отказано. Ко второй категории относятся случаи, когда яхтой управляло лицо, не имеющее соответствующей лицензии; находящееся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; когда судно вышло в море в заведомо неисправном состоянии, либо вопреки запрету на выход береговых служб. К признанию договора недействительным может привести сокрытие или искажение судовладельцем некоторых фактов относительно технического состояния судна, нарушения в описании характеристик яхты, её оборудования. Полный перечень не страховых случаев должен прописываться в договоре, а владельцу судна следует ознакомиться с ним перед подписанием.
Обычно выплата страхового приза производится в течение 1-2 недель, но только в том случае, если у компании не возникнет никаких претензий к действиям судовладельца или команды. В противном случае, вся процедура может растянуться на неопределённое время, вплоть до вынесения окончательного судебного решения относительно предмета спора.
Стоимость страховки
Цена страховки яхты зависит от множества факторов, например:
- Класс судна и его стоимость.
- Характер его использования (в качестве прогулочного, спортивного).
- Возраст яхты.
- Габариты судна.
- Условия хранения яхты.
Конкретные тарифные ставки несколько разняться у разных страховщиков. К примеру, СК-АФМ берёт от 0,5 до 3% оценочной стоимости судна при круглогодичной страховке, при транспортировке – от 0,2 до 1%, ответственность владельца перед третьими лицами – до 1,5% от верхнего лимита выплаты. Средняя стоимость полиса компании «Инфулл» достигает 3-4% от максимальной суммы страховой выплаты. «Альфа-Страхование» взимает плату за страховку в сумме 0,6% от стоимости яхты при полном возмещении (при этом судно передаётся во владение компании), либо 6% при компенсации ремонтных работ. Ответственность перед посторонними лицами оценивается в 0,5-1% от максимального размера выплаты. Страхование здоровья владельца или экипажа в среднем обойдётся в пару сотен $ с человека за сезон.
Примерная стоимость страхового контракта
Что страхуется | Страховая сумма | Тариф за год | Тариф за год |
$ тыс. | минимум | в среднем | |
Корпус яхты, машины и механизмы | От 5 | 0,7% | 2% |
Гражданская ответственность владельца | 10-500 | 0,5% | 1% |
Жизнь и здоровье яхтсмена | 10-100 | 0,3% | 0,8% |
Экстренные медицинские расходы за рубежом | 15-50 | $300 | $500 |
В общем же действует одно непреложное правило: чем больше риск, или чем больше страхуемая ответственность, тем больше (в процентном выражении) придётся платить судовладельцу за заключение страхового контракта. Заключение договора предусматривает и наличие франшизы – некоторой суммы ущерба, которая не покрывается страховкой и выплачивается из кармана собственника. Как правило, это небольшой ущерб, не превышающий нескольких сотен евро: компании просто не выгодно тратить время и финансы на оформление подобных мелочей, она априори «делегирует» произведение этих платежей судовладельцу.
При заключении страховки также необходимо знать, что в некоторых странах имеется нижний лимит суммы выплат. Так, вам вполне могут запретить стоянку в марине бок обок с другими яхтами, если максимальная выплата, оговорённая в вашем полисе TPL – несколько тысяч евро (к примеру), её явно не хватит на компенсацию возможного ущерба от столкновения вашего судна с пришвартованным рядом судном. В общем, страхование яхты – не совсем простое дело, поэтому подходить к нему следует максимально ответственно и осторожно. Только в этом случае — вы сможете максимально застраховать своё имущество и свой кошелёк от всяческих неприятностей, коих можно встретить великое множество во время хождения под парусом по просторам морей.