Отдых под парусом

Страхование чартерной яхты: основные вопросы

Стихийное бедствие, посадка на мель или столкновение с другим судном – в море с яхтой могут случится самые разные неприятности. Защититься от них поможет страховка. Но разобраться в правовых вопросах и тонкостях страхования чартерной яхты бывает непросто, особенно новичку. Какой вид страховки выбрать? От чего зависит ее стоимость? Что нужно знать о зоне покрытия полиса? В этой статье мы рассмотрим основные моменты яхтенного страхования и расскажем, на что нужно обращать особое внимание.

Страхование чартерной яхты

Виды страхования

Яхту можно застраховать несколькими способами. Самыми популярными считаются:

  • страхование непосредственно корпуса, двигателей и оснащения яхты (КАСКО);
  • страхование ответственности перед третьими лицами (Third Parties Liability Insurance) – компенсирует вред, причиненный жизни или здоровью людей, и ущерб, нанесенный яхтой окружающей среде или чужому имуществу.

Услуги по этим видам страхования представляют все компании и агенты. Существуют и другие – сопутствующие типы страховки: например, страхование профессиональной ответственности, экипажа, груза и т.д.

Какой же вид страхования выбрать? Необходимо ориентироваться на предполагаемый район плавания. Если на территории России страхование яхты – дело добровольное, причем условия этого страхования компании разрабатывают самостоятельно, то за рубежом дело обстоит иначе.

Так, если вы планируете ходить на яхте за границей, внимательно изучите требования тех стран, через территорию которых будет пролегать ваш маршрут. К примеру, в Европе без полиса страхования ответственности перед третьими лицами вы не сможете зарезервировать место на яхтенной стоянке.

Если же вам важно застраховать яхту от гибели, поломок и повреждений корпуса, стихийных бедствий, аварий, взрывов и т.д., то вам необходимо приобрести полис КАСКО.

Период страхования

Яхту можно застраховать:

  • только на период навигации;
  • на весь календарный год.

Страховка на время навигации стоит на 20% дешевле, потому что, как правило, основные риски приходятся именно на этот период. Опытные же мореходы считают более выгодным второй вариант, поскольку годовая страховка защищает яхту не только во время рейса, но и в период ее нахождения на эллинге, стоянке, территории яхт-клуба и т.д.

По желанию — в полис можно включить дополнительные условия: страхование судна на время ремонта, участия в регатах или транспортировки к месту эксплуатации.

Риски

Риски, которые покрывает страховка, напрямую влияют на ее стоимость. Они группируются в так называемые пакеты, на основании которых заключается страховой договор. Выделяют 3 основных:

  1. Страхование с ответственностью за гибель, повреждения или утрату яхты.
  2. Страхование с ответственностью только за повреждения яхты.
  3. Страхование с ответственностью за полную гибель.

Важно: иногда страховой полис приобретается «для галочки», и тогда выгоднее взять самый простой и дешевый вариант. Если же вы заинтересованы в полной защите яхты, то лучше всего выбирать полный пакет – со страховкой ответственности и за гибель, и за повреждения яхты.

Что не покрывает полис

Страховка возмещает не все расходы. Например, не покрываются убытки, возникшие вследствие:

  • грубой неосторожности или умысла;
  • эксплуатации яхты в немореходном состоянии, о котором было заранее известно;
  • эксплуатации яхты в не предусмотренных для нее условиях;
  • химического или радиационного воздействия;
  • эксплуатации яхты человеком, не имеющим соответствующих документов, или в состоянии алкогольного/наркотического опьянения;
  • потери или падения за борт подвесного мотора;
  • потери фрахта и т.д.

Обязательно уточняйте у страховщика полный перечень не покрываемых рисков.

Дополнительное страхование чартерной яхты

За дополнительную плату в договор о страховании яхты в чартер можно включить следующие риски:

  • транспортировку или буксировку яхты (территория обговаривается заранее), включая ее погрузку и выгрузку;
  • страхование дополнительного оборудования от пожара, взрыва, затопления, посадки на мель и противоправных действий третьих лиц.

Территория покрытия полиса

Территория покрытия – один из самых важных пунктов в страховом полисе. Например, если его действие распространяется только на европейские воды, а страховой случай наступит в Карибском море, то никакие убытки не будут возмещены. Именно поэтому в заявлении нужно как можно более четко и полно указать район плавания и предполагаемый маршрут.

Страхование чартерной яхты

При этом, если вы отклонитесь от пути, чтобы спасти человеческие жизни или по действительной необходимости, это не будет считаться нарушением договора.

Важно: из зоны страхового покрытия автоматически исключаются районы, в которых ведутся военные действия. Актуальный список можно посмотреть на официальном сайте Института Лондонских Страховщиков (Institute of London Underwriters).

Стоимость страховки

Стоимость страховки всегда индивидуальна и рассчитывается на основе нескольких факторов:

  • вид страхования;
  • возраст и технические характеристики яхты;
  • ее стоимость;
  • район плавания;
  • условия эксплуатации яхты;
  • размер франшизы и др.

Важно: если вы собираетесь застраховать яхту, возраст которой превышает 5-7 лет, то от вас может потребоваться сюрвей – заключение оценщика о состоянии судна и сопровождающих его рисках. Чтобы сэкономить в такой ситуации, можно организовать сюрвей во время регулярных работ, когда яхта поднимается из воды.

Франшиза

Франшизой называют сумму, которая не подлежит возмещению при наступлении страхового случая. Говоря простым языком, это степень вашего участия в покрытии убытков. Чем она меньше, тем вам выгоднее. При этом, полностью обойтись без франшизы не получится – она является обязательным условием яхтенного страхования. Она нужна для того, чтобы владелец (или арендатор) относился к судну бережно и не рассчитывал на полное возмещение всех убытков страховой компании.

Размер франшизы прописывается в страховом договоре и обычно рассчитывается как определенный процент от общей страховой суммы. Не применяется франшиза только в случае — полной гибели яхты.

яхта чартер

Страховой депозит

Аренда яхты предполагает внесение страхового депозита – ваших личных денег, которые вы оставляете владельцу судна в качестве залога. Депозит бывает двух видов:

  1. Возвратный – вы оставляете чартерной компании залог, который составляет от 1000 до 6000 евро — в зависимости от размера и типа яхты, ее стоимости и условий чартера. Если в процессе аренды наступает страховой случай, то компания покрывает страховую франшизу деньгами из этого залога, а после возвращает вам оставшуюся сумму.
  2. Невозвратный – так называемый «депозит без франшизы». Вы еженедельно вносите небольшой залог (в среднем — несколько сотен евро) в течение срока аренды, который впоследствии не возвращается. При этом, если с яхтой что-то произойдет, то все выплаты ложатся на плечи страховой компании.

Важно: новичкам разумнее брать невозвратный депозит, поскольку он позволит спокойно путешествовать, не думая о больших непредвиденных тратах. Позже, по мере увеличения морского опыта, вы сможете объективно оценивать вероятность появления тех или иных повреждений. Только на этом этапе невозвратный депозит станет более выгодным.


Нет комментариев

Оставить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии Войти