Отдых под парусом

Спуск яхты на воду

Ремонт, зимний период, переезд – существует огромное количество причин, по которым яхта оказывается на берегу. Наступает день «X», когда ваша красавица должна оказаться на воде.

Спуск яхты – это ответственное занятие. Как же сделать все правильно и не совершить грубых ошибок?

Готовим судно к спуску

Нужно определиться, когда именно спускать яхту. Как правило, яхту спускают на воду в конце мая — начале июня. Более конкретный временной промежуток индивидуален для каждой акватории: например, на Урале предпочитают спускать яхты в начале июня, а в «заграничных» водах спуск можно осуществлять круглогодично.

Подготовительные судовые работы лучше проводить в эллинге, это позволит провести все работы (шпаклевка, оклейка, покраска и т.д.) без дополнительных рисков (дождь, снег и т.д.). Немаловажно для свежеокрашенного судна, уберечь себя от «подарков», оставляемых птицами.

Основные подготовительные судовые работы состоят из нескольких этапов:

  • Осмотр обшивки и днища на предмет течи. Одни из самых «слабых» мест в плане протечки – это швертовый колодец и место соединения киля с ахтерштевнем. Если появляются сомнения в плане целостности обшивки, то опытные мореходы советуют залить внутрь палубы несколько ведер воды и посмотреть, не появится ли течь. Учтите, что такой способ подходит для небольших катеров, крупную яхту вы устанете поливать.
  • Проверка дельных вещей, такелажа и парусов. Не поленитесь поставить мачту и паруса на суше, вы сможете вовремя заметить повреждения или неисправности. Кстати, не храните паруса в сложенном виде, потому что образующиеся складки разрушают парусину.
  • Техническое тестирование мотора.
  • Покраска. Какой бы качественной не была краска на вашем судне, она все равно постепенно разрушается под воздействием воды. Перед началом сезона стоит покрасить судно. В процессе покраски не забудьте про ватерлинию, ее красят отдельным цветом.

Способы спуска яхты и их отличия

Яхту спускают на воду двумя способами: по слипам и с помощью подъемного крана.

  • Спуск по слипам. Слипом называется специальная наклонная площадка с рельсами, куда устанавливается тележка. Спуск по слипу наиболее распространен для небольших яхт, основной недостаток – это необходимость в наличии собственной тележки и возможность съехать с рельсов.
  • Спуск при помощи подъемного крана или манипулятора. Наиболее безопасный, но дорогой способ. Как правило, используется для спуска крупных яхт. Основной недостаток – это цена и необходимость организации специальной площадки для подъезда спецтехники.

Существует еще один «неофициальный» способ – это спуск путем завода тележки с яхтой прямо в воду. Обычно для этих целей используется автомобиль, с зацепленной в качестве прицепа тележки с яхтой. Такой способ используют начинающие яхтсмены, спускающиеся за территорией яхт-клуба. У этого способа есть множество недостатков: начиная от риска повредить тележку или судно и заканчивая возможностью застрять на какой-нибудь грунтовой дороге при подъезде к акватории.

Техника безопасности и меры предосторожности при спуске

Когда яхту спускают на воду, нужно помнить о нескольких основных правилах, помогающих избежать неприятностей и аварийных ситуаций.

  • Судно спускается и поднимается без пассажиров и капитана. Нахождение кого-либо на борту в это время строго запрещено.
  • Обязательное наличие упоров на тележке. Без них судно «уедет» раньше, чем окажется на воде.
  • Конец готовьте заранее. Перед спуском — убедитесь в наличии длинного конца для швартовки.
  • Установка яхты на тележку всегда производится кормой к воде. Установив судно носом, вы рискуете догонять его по акватории.
  • Не стойте под стрелой. Нельзя стоять под яхтой в момент ее движения. Проследите, чтобы там не оказался кто-нибудь другой.
  • Поставьте в известность старших членов яхт-клуба. Это нужно для того, чтобы избежать «пробок», появляющихся с одновременным и незапланированным спуском нескольких судов.
  • Мачта и паруса – только на воде. Наличие мачты, а уж тем более парусного вооружения, будет только мешать, кроме того, существует риск повредить мачту или парус.

«Так делать не надо!» – примеры неудачных спусков и их причины.

  • «Вправо-влево! Мимо!». Коллективное руководство при спуске приводит к тому, что яхта может оказаться где угодно, но только не на воде.
  • Опрокидывание яхты при подъеме краном. Если судно не закреплено на тележке, то всегда есть риск, что при наклоне оно просто «выпадет».
  • Ленивым или занятым яхтсменам часто приходится поднимать яхту в самом начале сезона. Причины скрываются во внезапной течи, которую они не обнаружили из-за отсутствия подготовительных работ.
  • «Увязание» киля. В этом случае, когда яхту спускают на воду, она просто не может тронуться с места. Такая ошибка происходит, если при спуске не была учтена глубина акватории и килевое судно просто «завязло» из-за слишком малой глубины.

В целом, ничего сложного в первом спуске нет. Как говорится, «страшно только первый раз», при дальнейших спусках вы будете чувствовать себя более уверенно. Соблюдайте технику безопасности, вовремя проводите необходимые судовые работы и попутного вам ветра!


Нет комментариев

Оставить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии Войти