Отдых под парусом

Пунктиром странствий Balvenie. 2009 г, Хорватия

Из Черногории в Хорватию

30.07.2009

У нас было несколько неудачных попыток покинуть Черногорию. При первой попытке двигатель остановился, прежде чем мы отдали последний швартовый в марине. Подъемный насос не качал топливо; шкиперу пришлось добавить Черногорию в свой список ремонта в экзотических местах и попытаться отремонтировать насос. Но это не увенчалось успехом. Пришлось заменить насос. На борту оставался один запасной насос со времени нашего отъезда из Таиланда, так что мы закрепили его, и двигатель снова заработал. К тому времени было слишком поздно для отъезда, поэтому мы решили остаться ещё на одну ночь. На следующий день прогноз показывал ветер в 35 узлов на двое суток вперед, и мы еще задержались.

яхтинг в хорватии

Наконец, 27 июля, мы отдали швартовы в марине Порто Монтенегро в Тивате, Черногория, и направились в бухту. Через 10 минут в море двигатель остановился: на моей памяти в первый раз случилось, чтобы двигатель останавливался в процессе работы. Но шкипер спустился вниз, запустил его снова, и больше он не останавливался. Мы уже начали думать, что нам не суждено уехать! Наша первая остановка была в таможенном доке в Зеленике для проверки. Ветер был слабый; мы поместили все наши кранцы в большую кучу и придвинулись к большим черным шинам. Проверка была быстрой и бесплатной, плюс не стало проблемой то, что мы пробыли больше разрешенных нам 7 дней. Мы отчалили от дока и направились в Герцег-Нови в поисках топливного терминала. Он спрятан в конце так называемой «марины» и гавани для небольших лодок, там едва было место между носовыми линиями привязанных за корму лодок и небольшими лодками на мурингах, и мы коснулись дна, когда входили в топливный терминал. Дизель стоил всего лишь 82 цента за литр, что оправдало наши усилия. Выйти оттуда было ещё сложнее; не было места, чтобы развернуться носом вперёд и включить мотор, поэтому нам пришлось подтягивать корму руками. Затем шкипер отлично справился с задним ходом, избежав какого-то непонятного комка бетона, выступающего из-под воды. Три дока за одно утро – это было слишком для нас, поэтому мы были счастливы выскочить в открытое море, поднять паруса и направиться в Хорватию.

Это был короткий подъем вдоль побережья, мы прекрасно шли под парусом и спустя 20 миль вошли в небольшой портовый город Цавтат. Цавтат – популярный таможенный порт для яхт, а в качестве альтернативы, немного дальше на север, есть порт в Дубровнике. Он находится на широкой торговой набережной с большими черными шинами, которых мы стараемся избегать. Зона карантина была в конце городского пирса, и для осуществления проверки нужно было привязаться к пирсу. К сожалению, несколько супер-яхт было уже привязано, так что мы совершили немного нетрадиционный маневр и привязали корму, пристроившись на углу дока. Прием сработал. Примерно спустя полчаса и 250 евро, мы были официально зарегистрированы в Хорватии с крейсерским разрешением на 1 год. Мы без приключений выехали из нашего четвёртого дока за день и заехали за угол в бухту Тиха, на другой стороне мыса, где можно было бросить якорь. Вот мы и в Хорватии, единственной стране в мире (насколько нам известно), где в некоторых местах, которые не оповещают тебя ни вывесками, ни листовками, взимается плата за якорную стоянку. В Цавтатской гавани одна ночевка стоила аж 50 евро!

Мы остались на три ночи, потому что на 2-й день к нам присоединились друзья из Новой Зеландии на своём пути на юг Италии. Было здорово встретиться с ними, и мы решили поужинать в прекрасном небольшом старом городе Цавтате. К концу ужина начал дуть легкий ветерок, а прогноз обещал 20 узлов ночью, так что мы закончили ужин и направились обратно к их шлюпке. Наша шлюпка осталась на привязи у их яхты, стоявшей на якоре. Когда мы огибали угол, направляясь в бухту Тиха, ветер был гораздо сильнее, но, скорее всего, ещё около 20 узлов, так что мы двинулись на скорости прямо к их яхте, и волны бились о нос шлюпки. Проблема была в том, что мы не могли найти их яхту, мы видели только Balvenie, и она стояла, где положено. Двигаясь по ветру, через бухту, мы нашли яхту у скалистого берега. Она прибилась к чартерной лодке (пустой), а фалинь нашей шлюпки обернулся вокруг якорной цепи чартерной лодки. Обе лодки подтащило очень близко к опасным скалам, но якорь чартерной лодки, похоже, удерживал их. Казалось, прошла целая вечность, пока мы распутывали нашу шлюпку, которую нам пришлось оставить прикрепленной к чартерной лодке, потому что мы не могли обойти вокруг якорной цепи или вытащить шлюпку из-под неё. В конце концов, наши друзья смогли поднять свою якорную цепь и, после нескольких попыток, нам удалось вызволить их лодку из другой якорной цепи, чтобы они могли вернуться в безопасное место и повторно бросить якорь. После того, как они были надежно прикреплены, мы поспешили назад, чтобы забрать нашу шлюпку, за несколько минут до того, как фрахтователи вернулись, подняли якорь и отплыли в темноту.

Мы вернулись на Balvenie и следили за якорем до 5 утра, когда ситуация улучшилась, и жизнь вернулась в нормальное русло. Нам бы не хотелось повторить этот опыт, но, похоже, большинство сильных ветров здесь приходит ночью и, несмотря на то, что мы всегда бросаем наш якорь глубоко, не все делают то же самое, и некоторые держатся не очень хорошо. Хотя, в данном случае, чартерная лодка, возможно, спасла наше имущество от скал. А вообще, многие чартерные лодки бросают свои якоря, думая, что они уже коснулись дна, выключают двигатель, ставят все свои кранцы и сходят на берег.

От Цавтата мы прошли на моторе при слабом ветре до Дубровника. Мы проплыли мимо старой стены города, рыбного порта, доков для таможенных и круизных судов, а затем мы бросили якорь на ночь вверх по течению реки за пределами марины ACI. Марина кипела жизнью, было много лодок на входе. Ночью опять налетел ветер, все вроде бы держались нормально, но поутру большой катамаран, который стоял прочно всю ночь, начал оттаскивать за собой моторную лодку рядом с нами. К счастью, было уже светло, и экипаж был на борту, так что они бросили якорь повторно. Стать на якорь в Хорватии может быть проблемой. Когда ветер унялся в середине утра, мы сошли на берег и, наконец-то, смогли наполнить наши газовые баллоны, которые у нас не получилось наполнить в Греции. Когда мы вернулись к лодке, дул восточный ветер, поэтому мы решили оставить осмотр Дубровника до нашего возвращения, подняли якорь и поплыли на запад, в Хвар.

Обеспечив себя местом для стоянки в гавани города Хвар, мы сидели и с удивлением наблюдали, как прибывала армада второй половины дня. Вокруг нас была действительно большая суматоха, чтобы сойти на берег, поэтому мы открыли бар, сели и приготовились отгонять одну лодку, которая подошла слишком близко! Сказать, что эта гавань была суетливой и переполненной – это ничего не сказать, это было просто сумасшествие. Но примерно около 7:30 вечера оставалась только пара запоздавших лодок на горизонте, поэтому мы решили, что будет достаточно безопасно оставить Balvenie одну и направились на берег осмотреться. Каждый из этих старых городов индивидуален, и все они были удивительны, и Хвар, конечно, не стал исключением. Одна из самых больших городских площадей в Хорватии переполнена кафе под открытым небом и киосками, где продаётся всё от произведений местного искусства до высушенной лаванды, которой так славится остров. Это красивое место с гаванью в форме подковы, в которой крошечные местные рыболовные суда втиснуты с одной стороны, а несколько очень больших супер-яхт стоят бок о бок с другой стороны. Так, с размахом, здесь демонстрируется богатство.

Мы вернулись к Balvenie как раз перед тем, как легкий вечерний бриз подул с земли. Настало время новых прогулок для некоторых чартерных лодок и, к счастью для всех заинтересованных сторон, беспилотных лодок не было. Лодки забрасывали якоря повторно, и якоря ползли, поднимая якоря других лодок и запутываясь. Всё это происходило на ветру примерно в 12 узлов – не соскучишься. После того, как все расположились на своих местах, и когда вспомогательные судна супер-яхт закончили переправлять богатых и знаменитых туда-сюда, якорная стоянка успокоилась, и нам удалось хорошо выспаться. На следующее утро большая часть лодок ушла к 9 часам, осталось только несколько лодок, поэтому мы решили, что будет достаточно безопасным оставить Balvenie, не опасаясь, что кто-то потянет её якорь, в то время как нас не будет на борту. Мы сошли на берег и пошли по лабиринтам крошечных улиц к крепости Спаньола, расположенной высоко над городом. С неё открывался ошеломляющий вид на окружающие острова и на сверкающие воды Адриатического моря. Сохранившееся до сегодняшнего дня сооружение было построено, чтобы защитить город от турецкого вторжения, с тех пор крепость попеременно занимали то австрийцы, то венецианцы, наряду с некоторыми другими народами. За вход в крепость нужно заплатить 20 кун, чтобы прогуляться и насладиться видом. Мы спустились вниз на городскую площадь и, наслаждаясь кофе и глядя на проходящих людей, мы заметили вывеску о «Вечере оперы» в 9 вечера во францисканской цитадели. Мы проверили прогноз погоды: всё выглядело спокойным, поэтому мы решили воспользоваться этим шансом и остаться ещё на ночь.

К 7 вечера в гавани снова воцарился хаос, к 8 вечера поползли якоря у многих лодок, но на сей раз ветер был только 10 узлов. Мы не уверены, знают ли некоторые из фрахтователей, что якорь должен не просто коснуться дна, нужно спустить цепь ещё больше, убедиться, что якорь закопался, потом опустить цепь ещё, а затем, для пущей уверенности, опустить ещё чуть-чуть! Ну что ж, когда-нибудь я напишу об этом подробнее в специальном блоге «Проделки с якорной стоянкой». К 8:30 вечера всё было улажено и можно было спокойно сойти на берег, так что мы поставили все наши кранцы и сошли на берег. Если вы не можете победить их — присоединитесь к ним.

Опера была невероятна, мы не любители оперы, но ценим практически любую живую музыку, особенно сидя в замкнутом каменном внутреннем дворике, с виноградными лозами, спускающимися по обветренным каменным стенам. Исполняли оперу один хорват, 2 словенца и один канадец, все они были великолепны, и за 50 кун с каждого это был потрясающий вечер! Мы всегда с удовольствием сходим на берег в ночное время, особенно в таких старых городах, но это не всегда практично и безопасно, тем более, если обратно нужно долго возвращаться на шлюпке, так что мы всегда рады такой возможности. Нам повезло с некоторыми гаванями для яхтинга в Хорватии, поскольку они довольно замкнутые, и можно бросить якорь достаточно близко от берега. Как и в гавани Сплита, мы ожидали, что здесь тоже придется заплатить за якорную стоянку, но оба вечера мы были на лодке до темноты, и с нас ничего не взяли. Мы и не жалуемся, мы просто сбиты с толку тем, как это работает.

Пора найти покой и спокойное, ровное море. Мы поплыли на юг и, конечно же, ветер дул с юга, всё время с носа. По крайней мере, он был легким, и море выровнялось, как только мы отошли от накатанных моторными лодками волн. Мы плыли медленно весь день к юго-западному углу острова Корчула и встали на якорь на 2 часа ночи в красивой тихой бухте Три Луке. К нашему удивлению, там было только две лодки — наконец-то, покой. Так как мы запоздали с нашим техобслуживанием, то выделили на это один день. Грот был спущен, и я села и заменила 3 люверса, которые сломались уже пару недель назад. Спускать грот, чинить его и ставить назад – это всегда нелегкая работа, но мы успели сделать всё это, прежде чем поднялся слишком сильный ветер. Шкипер обслуживал подвесной двигатель, он уже давно урчал и звучал неправильно, и мы свалили вину на 14-месячное египетское топливо. Но недавно мы полностью высушили его и залили новое топливо, которое ему понравилось ещё меньше. Поэтому двигатель был разобран, как следует вычищен и после нескольких попыток он работает как новый и стал быстрее! Далее по списку была замена масла, но Марк проверил журнал и увидел, что мы проехали только 130 часов в этом сезоне, так что мы отложили замену масла на более поздний срок. Осталось только ещё одно дело: кнопка педали управления для подъема якоря на электрической лебедке барахлила, она то заедала, то не работала вообще. Так что мы её разобрали, всё очистили, провода отшлифовали и снова собрали её. Надеемся, что педаль будет вести себя нормально в оставшуюся часть сезона. Работа завершена, можно посвятить остаток дня отдыху!

Нам понравилась эта стоянка, после предыдущих загруженных стоянок, она казалась такой отдаленной и умиротворяющей. Мы даже не сошли на берег, но, похоже, там было всего несколько домов и ничего другого. Мы продолжили двигаться дальше, потому что хотели снова встретиться с друзьями, прежде чем все разойдутся и направятся к своим зимним домам. Мы очень спокойно шли под парусом при слабом ветре вдоль южного побережья острова Корчула к небольшой гавани города Брна. Мы встали на якорь в бухте и сошли на берег погулять по очень маленькому городку, пополнили кое-какие запасы и сели встречать закат, а больше там и нечего было делать. Уже затемно нас навестил «ужасный коллектор сборов за якорную стоянку» и попросил 10 кун за метр. Мы отказались платить, и минут через 20 он с отвращением к нам оставил свои попытки. Я думаю, что мы зарекомендовали себя как прижимистые люди, но, откровенно говоря, мне всё равно. Мы были единственной лодкой в гавани, это был невзрачный город без особых достоинств: нет банкоматов, один ресторан среднего уровня, дорогой супермаркет, и не особо хорошая якорная стоянка. Мы выехали рано утром следующего дня, прежде чем нас выставят из города, и прекрасно шли под парусом при ветре около 15 узлов с носа к городу Корчула.

Блог команды Balvenie


Нет комментариев

Оставить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии Войти