Старейшая в России парусная гонка «Кубок 100-миль», или, как ее часто называют, «стомилька» не состоялась. Точнее, она состоялась без нашего участия. Мы на старт не вышли. Причина – очень плохой прогноз погоды.
Напомню, что гонка должна была стартовать в субботу 11 июня 2016 года, сразу за защитными сооружениями Кронштадта, далее — обогнуть левым бортом остров Нерва и вернуться к финишу. Общая протяженность гонки по генеральному курсу – ровно сто морских миль.
Схема маршрута гонки
Накануне гонки, за 1-2 суток до старта начался мониторинг погоды. Как известно, парусный спорт, и яхтинг как таковой, очень зависят от капризов погоды, а как говорит один известный телеведущий: «Погода – это стихия, и надо быть готовыми ко всему!». Поэтому, уверен, большинство капитанов яхт и не только капитанов, прильнули к экранам мониторов в поисках наиболее достоверного прогноза погоды.
Я тоже на время стал синоптиком. Первым делом, изучил ресурсы, дающие фронтальный анализ состояния атмосферы, чтобы понимать, какие основные факторы будут определять погоду в восточной части Финского залива по маршруту гонки. Прежде всего это была карта Британского Met Office с фронтальным анализом.
Прогностическая карта от 03.00 10.06.2016 с прогнозом на 48 часов
На синоптической карте отчетливо видно, что в ночь с субботы 11 июня на воскресенье 12 июня, т.е. в самый разгар гонки восточная часть Финского залива окажется в зоне фронта окклюзии.
Чуть позднее, похожую картинку выдал и наш Гидрометцентр России
Приземный прогноз на 24 часа от 00 всемирного времени 11.06.2016
Причиной возникновения фронта является обширный циклон с центром в Новгородской области.
Напомню, чем опасен для мореплавателей фронт окклюзии и вообще, что это такое.
В циклоне, обычно, холодная воздушная масса, следующая за холодным фронтом, перемещается несколько быстрее теплого фронта, и наступает такой момент, когда нагоняющий холодный воздух полностью вытесняет более теплый воздух вверх, смыкаясь с находящейся впереди теплого фронта холодной воздушной массой. Иными словами, фронт окклюзии – это линия сходимости холодных потоков перед теплым фронтом циклона и догнавшим его холодным фронтом этого же циклона.
В зависимости от соотношения температур воздушных масс догоняющего холодного фронта и догоняемой холодной воздушной массы, фронт окклюзии может быть двух типов: окклюзия характера холодного фронта, когда более холодный воздух догоняет менее холодный и окклюзия характера теплого фронта, возникающая, когда температура холодной воздушной массы, следующей за холодным фронтом выше температуры догоняемой холодной воздушной массы.
Окклюзия характера холодного фронта
На рисунке буквой «Т» обозначен теплый воздух, «б.х.» — более холодный, «м.х.» — менее холодный воздух.
Окклюзия характера теплого фронта
Фронт окклюзии, имеющий характер теплого фронта, как правило, несет погоду, что и теплый фронт, а вот окклюзия характера холодного фронта отличается ливневыми осадками, порывистым штормовым ветром, грозами в любое время суток. Именно это представляет опасность для мореплавания.
С характером погоды в районе более-менее ясно. Теперь проанализируем масштабы бедствия. Для первичного анализа воспользуемся анализом GRIB файлов.
Погодная модель NOAA-GFS на 00 UTC 12-06-2016 по данным от 12 UTC 10-06-2016
Из карты видно, что в ночь с субботы на воскресенье в восточной части Финского залива прогнозируется северо-восточный ветер, скоростью до 30 и более узлов. Даже этого прогноза уже достаточно, чтобы были основания не стартовать.
Вот как накладывается этот GRIB файл на карту маршрута
Напомню, что данные GRIB построены с помощью глобальной метеорологической модели GFS, и имеют шаг шкалы 0,25⁰ (примерно 27 километров). Чтобы проанализировать более детально характер погоды по маршруту гонки, целесообразно воспользоваться мезомасштабной метеорологической моделью. Хорошей мезомасштабной модели для восточной части Финского залива мне найти не удалось, но чуть более точную картину дает норвежская метеослужба. Свои прогнозы для этого района она строит на основе метеорологической модели HIRLAM с сеткой 10 километров.
Прогноз ветра на 16 часов московского времени 11-06-2016 – разгар гонки
Желтым цветом обозначены районы с силой ветра 13,9-17,2 м/с, или 28-34 узла.
К сожалению, популярный ресурс PredictWind, использующий 1 и 4-х километровую модели не охватывает восточную часть Финского залива. Ближайшей к маршруту гонки точкой, для которой есть прогноз с сеткой 8 км – это Klamila.
Прогноз PredictWind для Klamila
Ну и в завершении, точку в анализе должен поставить местный прогноз погоды. Такой прогноз, в частности, можно получить на сайте финской метеослужбы
Прогноз погоды на 00 UTC 12-06-2016, ветер в м/с
Ну а это текстовое сообщение с того же ресурса. Оно вообще крайне лаконично:
Основываясь на всей этой информации, я составил свой прогноз на гонку. Вот что у меня получилось:
Капитан тоже, вероятно, внимательно изучал прогноз погоды. Поэтому было принято решение не стартовать. И, я думаю, он абсолютно прав, т.к. семибальный шторм – не самое лучшее время для яхтинга.
А мы в понедельник, когда немного утихнет, еще потренируемся, чтобы выйти на старт готовыми побеждать.
Об истории появления Исторической гонки 100 миль наш яхтинг сайт писал ранее в статье «Кубок 100 миль»
В подготовке статьи использованы карты и данные сайтов следующих метеорологических служб и сервисов: Гидрометцентра РФ, Британского Met Office, Норвежской метеослужбы, Финского метеорологического института, Погодного сервиса PredictWind
Иллюстрации заимствованы из учебника Бенуа К.М. «Метеорология», ВоенМорИздат 1941.
PS. Когда я выкладывал эту запись на сайт, можно уже было сравнить прогноз с фактом. То, что наблюдалось из окна, совершенно не противоречило прогнозу, ну а гидрометцентр России давал вот такую картину:
Кольцевая карта от 11.06.2016 09 часов всемирного времени