Отдых под парусом

Олег Субботин: по океанам и «Кабестанам»

Олег – опытный яхтсмен-любитель, неоднократно принимавший участие в популярной хорватской регате «Кабестан». Он расскажет нам о том, чем хороша эта гонка на яхтах и как она обычно проходит.

SailRoad: Расскажите, почему вы выбрали именно «Кабестан»?

Олег: «Кабестан» мы выбрали достаточно давно, когда это была еще маленькая любительская регата. Там было всего 9-10 яхт; это стало для нас пробой сил. Наша команда некоторое время в рамках обучения и тренировок ходила сама по себе, но как только появились какие-то навыки по управлению яхтой, захотелось их сравнить с кем-то еще, узнать какие-то нюансы, касающиеся конкретно гонок. А этот выбор, ко всему прочему, был удобен в плане навигации, сбора, цены места.

SailRoad: Какое количество гонок в «Кабестане», в общей сложности вы провели?

Олег: Я был, наверное, на пяти «Кабестанах». Количество гонок каждый год разное. Если правильно помню, у нас было от пяти до двенадцати гонок.

SailRoad: Расскажите нам о самом процессе участия. Вот прилетели мы в Хорватию. Что происходит дальше?

Олег: Нас ждет принимающая сторона; «Кабестан» в этом смысле очень хорошо организован. Организаторы с утра в день сбора находятся на причале, все яхты обычно к двум часам готовы к приемке. Если утром прийти пораньше, то можно увидеть, как их чистят, моют, меняют такелаж, который поврежден. Где-то с двух часов начинается передача яхт экипажам. В этом году я принимал яхту один, капитан делегировал мне это важное дело. Сейчас эта процедура изменилась. Раньше был список вещей для проверки на хорватском языке, но в этом году сделали распечатанный список для проверки на трех языках: хорватском, русском и английском. После получение списка надо пойти и по списку проверить наличие оборудования. Неленивым можно растравить паруса, чтобы убедиться, что на них нет повреждений, можно разложить спинакер на причале, проверить ручки, удостовериться, что все работает, крутится, блоки без повреждений, никаких трещин на подшипниках.

гонки на яхтах

SailRoad: А сколько времени уходит на приемку? Сутки?

Олег: Нет! От часа до двух.

SailRoad: А как за час можно проверить паруса, вы же идете в гонку? Может, они рваные?

Олег: Размотать-смотать парус – это 10 минут.

SailRoad: Но ведь одному это невозможно сделать?

Олег: Одному – невозможно. Но мы обычно этого и не делаем, потому что давно ходим на этих яхтах. Есть чартерная компания, которая их и проверяет на сдаче предыдущей команды.

SailRoad: А бывали ситуации, когда обнаруженный дефект мешал гонке?

Олег: Бывали, конечно. Поломки случаются: летят блоки, рвутся паруса, перетираются шкоты. В каких-то гонках можно зацепиться за мель и отломать руль, после чего на «ручке» заканчивается гонка. Однажды у нас парус порвало через 10 секунд после пересечения финиша. То есть, если бы это случилось раньше, мы бы гонку не закончили. А так мы смотали остатки паруса и пошли в бухту.

Конечно, поломки случаются, от них никто не застрахован. Но это естественно – тут же гонка, в которой работают круизные яхты, а не гоночные, но мы их заставляем работать на пределе своих возможностей.

SailRoad: Когда вы собрались вместе в самый первый раз, какие задачи в гонке себе ставили?

Олег: Первый раз – самый трудный. Первая задача — выйти и отшвартоваться обратно.

SailRoad: А в какой момент вы обычно обсуждаете цели на текущую гонку?

Олег: На брифинге у капитана.

SailRoad: И какими обычно бывают цели? Например: порвать всех, прийти десятыми, вообще — прийти?

Олег: Это зависит от имеющегося уровня, насколько хорошо мы сейчас управляем яхтой. На первых гонках цели были такие: прийти, никого не ударить, не разбить яхту, швартовка и отшвартовка. Даже в каких-то, казалось бы, простых ситуациях, есть свои нюансы. Может быть сильный ветер, который заваливает или отваливает. В Трогире, например, мы швартуемся в черте города, там под мостом очень сильное течение, которое может навалить яхту на мост; если ты об этом течении не знаешь, то будет неприятный сюрприз — его скорость сравнима с ходом яхты в 2-3 узла. Поэтому, цели ставятся в зависимости от уровня, и никак иначе.

SailRoad: А вы сами, какие цели преследовали, например, в последний раз?

Олег: В последний – удовольствие. Мы никогда не ставили себе целью убиваться, хоронить людей или жертвовать яхтами… В первую очередь нам важно получить удовольствие.

SailRoad: У гонки существует какая-либо вступительная часть , некая преамбула? Как это все происходит? Может быть, общая фотография или демо- проход перед яхтами?

Олег: Нет, на «Кабестане» этого нет. Официальная часть случается где-то на второй или на третий день, уже к приходу в конкретную марину. «Кабестан» – скорее камерная регата. Организаторы многих знают в лицо. Народ участвует там не первый раз, команды, которые были с нами 5 лет назад, до сих пор гоняются. Приходят и новые команды; гонка открыта для новичков, поэтому, пожалуйста, можно приезжать и идти знакомиться с единомышленниками. Никаких ограничений или формальностей в этом плане нет.

Когда идет открытая регата, на второй и на третий день там есть не то чтобы конкурс, а особая процедура представления команды. Команда представляет себя, свой гимн, свои цели. От года к году это меняется: раньше пели песни, а в этом году было видеопредставление, мы снимали ролик. А перед самими гонками проходит брифинг для капитанов, на котором рассказывается, где будет гонка, как это будет происходить, даются координаты основных точек, если это маршрутная гонка, а если это гонка по буям, то все двигаются за яхтой организаторов и видят, где и как расставляются буи.

SailRoad: Как выглядит старт гонки?

Олег: Стартовая процедура на регате идет в течение 5-10 минут. То есть, за 10 минут до начала судейская яхта объявляет, что вы на старте, и она готова принять старт. Судейская яхта стоит на якоре, моторная лодка, которая с другой стороны стартовой линии, тоже готова. У нее нет якоря, она бросает камень и тоже встает. И после этого начинается стартовая процедура. Идет первая отсечка за 5 минут до старта. Потом следующая — за 4 минуты. Все яхты выключают свои двигатели и начинают двигаться только на парусах. Затем за минуту до старта, и, собственно, старт. С момента старта яхта имеет право пересечь стартовую линию в определенном направлении. Она может пересекать ее раньше. Есть старты, когда яхта идет вдоль стартовой линии, делает выход и пересечение в нужную сторону. То есть, стратегий для старта есть много, но мы не стоим, мы не ждем старт, гудок. Гудок есть; если яхта пересекает раньше, это фальшстарт. Яхта должна либо выйти и стартовать опять, либо сделать два или три разворота, нюансов я не помню, мы никогда фальшстарт не делали.

SailRoad: Что движет участниками во время старта?

Олег: Это адреналин — всегда, а особенно в этот момент. В последний «Кабестан» было немало яхт: по 15 яхт в категории. Мы стартовали вторым классом за профессионалами. Всего на последнем «Кабестане» было 45 яхт. И эти 45 яхт одновременно находятся в акватории, в непосредственной близости. Другие классы просят отойти, но они отходят кто как, поэтому, хотя это не критично, иногда ты начинаешь бороться с яхтой не в своем классе уже на стартовой процедуре. Просто чтобы разойтись, не удариться, не создать помех другим. Но адреналин есть всегда, потому что все очень плотно и быстро. На старте много команд, идет активное маневрирование, выбор позиции, борьба за нее. Правила расхождения яхт на старте немного другие, чем во время самой гонки. Опять-таки, матросы об этом обычно не помнят, но всегда и все должен знать капитан, а мы выполняем приказы.

SailRoad: А какой номер у вашего судна?

Олег: Номер каждый год меняется, разыгрывается в лотерее.

SailRoad: Например, в последней гонке?

Олег: 15.

SailRoad: Какие мероприятия проводятся между гонками? Как вы отдыхаете?

Олег: После швартовки в марине всегда производится уборка яхты, после гонки – уборка всех концов в специальные отсеки, сматывание шкотов и всего другого бегучего такелажа; фиксация его на нужных местах. После этого мы идем на берег и расслабляемся, снимаем напряжение, кто-то выпивая чашку кофе, другие — бокал пива. Благо, Хорватия в этом плане комфортная страна, там всегда есть кафешки, прямо в 10 метрах от места швартовки. Но никаких специальных ритуалов у нас нет.

SailRoad: А специальные мероприятия от организаторов «Кабестана» какие-нибудь есть?

Олег: Да, «Кабестан» проводит различные мероприятия, у него достаточно большая культурная программа. Например, день открытия, про который я рассказывал. Там команды знакомятся, представляются, им рассказывают о формате гонок, о том, чего ждут от команд организаторы, и чего ждать участникам от «Кабестана». Проходит это обычно в ресторане. После представления и формальной части бывает дискотека, различные представления: шпагоглотатели, аниматоры…

Из промежуточных развлечений — проводится гонка на «тузиках». «Тузики» — это надувные лодки спасателей. Это костюмированная гонка, формат — произвольный. Она, понятное дело, шуточная, ничем не ограничена, кроме нанесения тяжелых физических повреждений другим участникам и «тузикам» других участников.

Однажды мы даже победили, но наш результат не был засчитан, потому что на лодке всегда присутствуют трое — два гребца и третий человек — балласт. Так вот, третий человек не выдержал стресса и опустил руку в воду, что было засчитано, как гребок, и нас дисквалифицировали. Мы гребли в этот день то ли сковородками, то ли крышками от сковородок, примотанными скотчем к рукам. У нас в команде было два спортсмена-пловца, поэтому мы были первыми.

SailRoad: А какой этап гонок в этом году запомнился больше всего?

Олег: Был крайне плотный старт: из пятнадцати яхт восемь стартовало в линию, с интервалом в 2-3 метра между лодками. Это было очень красиво! Страшно, с одной стороны, не было, потому что все понимали, что они делают, поэтому ощущения, если описывать – чистое наслаждение. Но где-то на задворках сознания была память о том, как примерно в такой же ситуации одна лодка воткнулась в другую висящим на носу якорем, проламывая перегородки и заставляя людей на впереди идущей яхте быстро-быстро бежать в сторону носа, чтобы не зацепиться за этот якорь. Но в этот раз все было очень профессионально, красиво: сильный ветер, крен, умелые маневры. Такие старты, конечно же, впечатляют.

SailRoad: А какие ситуации запомнились в прошлых гонках?

Олег: Классическая ситуация — когда идет разная трактовка правил расхождения между яхтами, кто кому должен уступить дорогу. И в этот момент происходит много громкого общения с бортов яхт. Одни кричат, что они правы, другие — что нет, это они правы. Опять-таки, в этот момент главное — адекватность капитана и команды. Потому что, это не та ситуация, когда можно сказать, что нет, я не буду сворачивать. Так что сильные впечатления только с этим связаны. Там не может ничего заглохнуть, двигатели выключены, паруса на старте обычно не рвутся. Стартовую линию все пересекают с растравленными парусами и только перед самым стартом ставят паруса, чтобы разогнаться, и уже входить в гонку. Бывает, что выдавливают за стартовый буй, чтоб ты не вписался в створ. Но это уже нюансы, которые зависят только от выбора позиции.

Ударные ситуации очень страшны. У нас конкретно была ситуация, когда мы стояли с растравленными парусами, с нулевой скоростью, яхта неуправляемая, и нам в борт влетела другая яхта, потому что они считали, что они правы. Просто в стоящую яхту.

SailRoad: И чем это закончилось?

Олег: Проломили нам борт. Это достаточно стандартные повреждения. Рвутся леера, выламываются леерные стойки, разламываются деревянные ограждения. Но это все чинится потом, по приходу в порт, при сдаче яхт. И команде это стоит невозвращенного депозита.

SailRoad: А какие экстремальные моменты были в последней гонке?

Олег: Наверное, самое бодрящее в любой гонке — это пролетающий над головами гик. И вот это ощущение, когда кто-то увидел это первым и крикнул: «Гик!», чтобы все остальные смогли пригнуться, и никто не вылетел за борт. У нас гик пролетал над четырьмя сидящими членами команды, но этот сигнал был, поэтому все успели пригнуться. Если бы его не было, или кто-то бы замешкался, то у нас бы четыре человека просто улетело бы за борт. Это была ошибка новичка, не рулевого, которому не объяснили действия на повороте. У нас были новички в команде, т.е. у нас команда очень неравномерная в этом плане, были члены команды с опытом от 10 ходок, до первого раза на борту вообще. И вот этого человека поставили управлять шкотом гика, но, к счастью, все прошло безболезненно. Но мы видели, как человека выбивает с борта, на другой гонке. Это техника безопасности. Это интересно смотреть, но неинтересно в этом участвовать, потому что капитан несет ответственность, человек попадает в травму.

SailRoad: Вот все этапы прошли, вы пришли к финишу, какой был окончательный результат в этом году?

Олег: Одиннадцатый. Из пятнадцати.

SailRoad: Хотели бы улучшить этот результат, или считаете его закономерным?

Олег: На этой регате, с учетом того, что уровень сильно вырос на «Кабестане», команды гоняются много, получают опыт, появляются люди, которые занимались яхтенным спортом и гонками, мы довольны этим результатом.

SailRoad: После окончания гонок капитан сделал какие-то выводы? Он собрал команду, чтобы похвалить ее за участие, или за то, что в порт дошли, как минимум?

Олег: Нет, мы уже не на том уровне, когда приход в порт является достижением. Основная наша задача – получать удовольствие. К сожалению, «Кабестан» проводится очень рано. Хорошая погода в Хорватии начинается через 1-2 недели после регаты. Поэтому на самой регате и избытком ветра, дождя и холода. Если ветер еще можно оставить в списке того, чего бы нам хотелось, то в остальных пунктах лучше бы видеть солнце и теплое море, в котором можно купаться, зайдя в дикие бухты и оставив одежду на борту. Увы, «Кабестан» не обеспечивает максимального удовольствия из-за времени года. Оно удобно всем остальным, это майские праздники, но погода становится хорошей чуть-чуть позже. В этом году это было очевидно, поэтому мы решили, что попробуем сместить время. Если «Кабестан» сместится с нами и решит, что это тоже немаловажная часть регаты, — то хорошо. Если нет – будет другая регата.

SailRoad: Регата прошла; чего сейчас хочется душе?

Олег: Как обычно, через неделю хочется обратно. Сразу после завершения регаты чувствуется усталость. Она и физическая, и моральная — успеваешь соскучиться по своим родным, детям, дому. Но, когда возвращаешься, через неделю хочется снова почувствовать этот адреналин и свист ветра в вантах. И всего этого хочется опять.

SailRoad: А как менялся «Кабестан» за эти 5 лет?

Олег: Я видел, как «Кабестан» менялся, с 10 до 40 яхт. Он менялся и организационно, хотя всегда организация была хороша. В этом году там были двое судей вместо одного, потому что с таким количеством яхт уже достаточно сложно справиться. Никаких претензий к выставлению стартовой линии, к адекватности гонки и судей, в общем, нет. Немного изменился формат в связи с тем, что количество народа стало колоссальным, чуть упал уровень вечеринок открытия и закрытия. Ну, может, это просто мое субъективное ощущение от толпы. Если раньше это был заполненный ресторан, то сейчас это толпа. Но, если абстрагироваться от этого, то нет, — все то же самое: все вкусно, все хорошо, все весело, атмосфера дружелюбная.

SailRoad: И, в завершении, какие рекомендации вы можете дать тому, кто хотел бы принять участие в «Кабестане»?

Олег: Поторопиться, потому что яхты выкупаются заранее, а «Кабестан» уже стал гонкой с именем. Он известен, он расширяется, но почему он, например, проводится в Хорватии? Только в Хорватии можно найти монофлоты таких размеров. Там можно собрать 15 одинаковых яхт, примерно одного года выпуска, и сделать из них флотилию и гоняться в этом классе, без всяких гандикапов. В Европе очень разношерстный флот, поэтому собрать флотилию такого размера достаточно сложно. Поэтому нужно заранее выбрать и забронировать яхту, иначе вы будете только читать репортажи с «Кабестана», а не участвовать в нем.

SailRoad: Большое спасибо, Олег! Надеемся услышать больше новых увлекательных историй из мира яхт!


  • Тематика Спорт
Нет комментариев

Оставить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии Войти