Weather forecast for shipping 040500 UTC. Western Gulf of Finland: South to southeast near gale 15 m/s. Strong wind advisory: Eastern Gulf of Finland: South to southeast wind 13 m/s.Forecast for next 24 hours: Gulf of Finland: Increasing south to southeast, before noon on western part 11-15 m/s, on eastern part 9-13. Later in the afternoon veering to mainly southwest and decreasing, from the evening on 7-11. Showers or rain or thunder locally.
Прогноз не предвещал ничего хорошего: фронт окклюзии со всеми сопутствующими атрибутами. Но откладывать выход по такому пустячному поводу не спортивно, поэтому ровно в 18-15 в четверг мы снялись со швартовых из яхт-клуба Крестовский. Яхта «Славия» держит курс на Выборг.
Обещанные синоптиками осадки не заставили себя долго ждать. Практически сразу после прохода строящегося моста и выхода на Петровский фарватер зарядил дождь, который только все усиливался. Идем под двигателем, ощущая на себе приближение фронта в виде усиливающегося ветра, дождя и волн.
Надвигающийся фронт
Нас четверо: капитан Слав Иваныч, его давний спутник и коллега Василь Владимирович – старая, в смысле, кому за 50, гвардия. А также молодая гвардия тех, кому еще нет 50-ти – я и Иван. Решили разделить вахты по способностям. Мы с Иваном будем рулить ночью, когда нужны будут более зоркие глаза и сильные руки, а Слав Иваныч с коллегой взялись вахтить до наступления темноты.
Я, Слав Иваныч, Василь Владимирович
Иду подремать под мерный рокот дизеля и неслышный шелест дождя по люку. Качает еще слабо, поэтому лежать в каюте вполне сухо и комфортно. Дремлем, пытаясь заставить организм поспать в неурочное время.
Иван
Радио на 6-й канал, вызываем пограничников:
Гранит, Гранит! Яхта «Славия», яхта «Славия»! Следуем из Петербурга в Выборг, на борту 4 человека, все граждане России.
Яхта «Славия», счастливого пути!
То ли спал, то ли нет, но три с небольшим часа пролетели незаметно в уюте каюты. Прошли защитные сооружения дамбы, решили ставить паруса. Ветер южный 6-8 м/с, дождь закончился. Ставим грот, сразу берем первый риф. Поехали. Скорость 5,5-6 узлов и это только на зарифленном гроте. Еще есть немного времени до вахты, чтобы подремать.
Аврал! Все наверх! Ветром сорвало крепление чехла стакселя. Хорошо, что это случилось здесь и сейчас, а не ночью в штормовом море. Втроем спускаем чехол, убираем в форпик до лучших времен.
На траверзе Толбухина сменяю Слав Иваныча за штурвалом. Ветер слегка заходит к западу и усиливается. Короткие крутые волны заставляют активно работать на руле. Темнеет. Незаметно наваливается тревожная беспокойная ночь.
Маяк Толбухин
Заранее заведены штормовые леера. Выход из кокпита запрещен!
Справа по курсу открылся Стирсудден. Ветер временами до 12,5 метров, толчея из двухметровых волн лупит в борт и скулу, накрывая релинг с ходовыми огнями и врываясь обильным потоком брызг в кокпит. Хорошо, что лето. Вода теплая, хотя, если не успеваешь спрятаться за козырек спрей-худа, и вода успевает накрыть, все же не очень приятно. Яхту валит из стороны в сторону, как неваляшку. Железная посуда в ящике камбуза грохочет при каждом ударе волны. Бумаги, что аккуратно лежали на штурманском столе, уже давно в беспорядке разлетелись по палубе. Василь Владимирович, вцепившись всеми конечностями в койку, борется с силой земного тяготения и делает вид, что спит. Пока ему это удается.
Маяк Стирсудден
Скорость 8 узлов! Круто! В рангоуте что-то жалобно воет, вызывая беспричинные приступы тоски. Через разрывы туч на черном небе временами прорываются звезды, проблесковый огонь Стирсуддена – как огонек надежды в ночной мгле не дает потерять ориентировку. Жалобный вой ветра и грохот посуды не дает уснуть Слав Иванычу. Он выползает на ступеньки трапа так, чтобы головой не заслонять приборы и не дает нам с Иваном заснуть своими занимательными байками и поучительными рассказами.
Рулим с Иваном по 20-30 минут. Потом приходится меняться, т.к. руки наливаются свинцом и немеют плечи от постоянной работы штурвалом. С трудом удерживаем яхту на курсе под ударами волн и завывания ветра. Темень и отсутствие ориентиров впереди не дают возможности зацепиться глазу, поэтому бывает сложно оперативно среагировать на рысканье лодки.
За кормой с шипением растворяется в темноте кильватерный след. В голову лезут нехорошие мысли: ведь если выпасть за борт, шансов, что найдут совсем мало.
Сзади нас нагоняет какое-то судно. Его огни периодически всплывают из-за гребней. Интересно, видят ли они нас в этой толчее из волн? А накат от юго-западного ветра крепчает. Здесь, на траверзе Стирсуддена ему есть где разогнаться.
Немного подворачиваем к северу, на вход в пролив Бъеркзунд. Обгоняющее нас судно прошло справа. Следуем за ним как ведомый за ведущим. Очередным порывом «складывает» спрейхуд. Старая просоленная ткань не выдерживает нагрузки и расползается по шву. Находим временное решение: подкладываем пластиковую пятилитровую бутылку с водой под стойки, чтобы спрейхуд встал на место. Разбираться с ним, естественно, будем завтра.
На горизонте показались огни. Это Приморск. Не город, а нефтяной терминал. Его огни – хороший ориентир. Обогнавшее нас судно, судя по всему, идет туда. Теперь начинаем высматривать в темноте приемный буй Приморска, красные и зеленые огни латеральных знаков, ограждающих фарватер. Еще немного, и мы войдем в пролив, где, надеюсь, под защитой острова Березовый изматывающая болтанка ослабеет. А пока ищем глазами проблесковый огонь осевого буя подходного фарватера.
Наконец, мимо нас проносится ослепительно яркий холодно-белый проблесковый огонь. Это осевой. Ого! Однако мы летим с бешеной скоростью. Я вначале подумал, что это топовый огонь встречного судна, который периодически скрывается за гребнями волн. Но нет, это – буй, а несется он нам навстречу с такой скоростью, потому, что наша скорость около 8-ми узлов! И это на одном зарифленном гроте без стакселя!
Вошли в Бъеркузунд. Огни нефтяного терминала Приморска заревом залили горизонт. Ветер – галфвинд, поэтому комфортно идем не снижая скорости по фарватеру без всякой лавировки. Выходить за фарватер здесь опасно, т.к. есть множество необозначенных знаками мелей и подводных камней. Год назад мне довелось здесь идти в лавировку, правда, днем. Только благодаря наличию надежных карт от Транзаса удалось это сделать безопасно. Сейчас такой возможности нет, поэтому за пределы фарватера ни ногой!
Наконец, остров Березовый прячет нас от зыби, ветер несколько стихает, уже нет душераздирающего завывания в рангоуте. Жизнь налаживается! Горизонт постепенно светлеет, уже становятся различимыми контуры берега и островов впереди. Скоро рассвет. Мы одни в проливе. Ни впереди, ни сзади нет никого. Только в эфире 68-го канала УКВ слышим переговоры невидимых буксиров, готовых принять очередной танкер, который подходит к Приморску с моря за черным золотом нашей страны.
На восходе проходим маяк Вепревский на северной оконечности острова Северный Березовый. Впереди ищу глазами кардинальные знаки, которые, судя по карте, должны ограждать мели к востоку и западу от фарватера. Но тщетно, знаков нет.
Взошло солнце. Ваня ушел спать. Я в кокпите со Слав Иванычем и Василь Владимировичем молча любуемся прекрасным утром. После беспокойной тревожной штормовой ночи как нельзя кстати ласковые лучи восходящего солнца на фоне практически безоблачного голубого неба. Очередной циклон еще только вырисовывается на западе, а пока есть возможность любоваться чудом природы.
Я рулю
Ветер несколько утих, скорость 5,5-6 узлов. Проходим маяк Поворотный, поворачиваем вправо и на курсе фордевинд идем в сторону Высоцка. Ветер зашел еще больше к западу. Это нас вполне устраивает. Можно было бы отдать риф, поднять стаксель, но нам некуда спешить. Мы и так приходим слишком рано, и нас еще никто не ждет. Поэтому не трогаем паруса, а идем себе полными курсами, как и раньше, под одним зарифленным гротом.
Маяк Поворотный
Наконец, на горизонте Выборг. На предпоследнем колене выборгского подходного фарватера, пускаем дизель, на свободной водной акватории становимся в левентик и неторопливо и обстоятельно убираем парус. А через двадцать минут мы уже у бонов Выборгского яхт-клуба, что под стенами замка, где нам приветливо машет руками его директор, старый приятель Слав Иваныча, указывая место для швартовки.
Становимся по-скандинавски: с кормы – якорь, носом к причалу.
Вид из каюты
Швартовы заведены, подано питание с берега. Переход завершен. За 14 часов пройдено 90 миль. Неплохая средняя скорость. Можно творчески позавтракать салатом и яичницей и в койку — спать. Ночь была трудной!