Отдых под парусом

Немного о тонкостях МППСС-72

Совсем недавно, на сайте весьма раскрученной яхтенной школы я обнаружил онлайновый тест по МППСС-72. Недолго думая, решил проверить себя. В тесте 58 вопросов на огни и знаки. Пройдя задание, с удивлением обнаружил, на мой взгляд, недопустимые пробелы в своих знаниях, а также парадоксы и коллизии самих правил.

В данной публикации хотелось бы разобрать их подробно. Может быть, кому-нибудь это будет полезно.

Итак, вот один из вопросов:

Правильный ответ: «Имеет», т.к.: «Рыболовные суда, имеющие ход относительно воды, выставляют кормовой и бортовые огни. У этого судна горит красный бортовой огонь».

Действительно, правило 26 «Рыболовные суда», пункт (а) гласит буквально следующее:

Судно, занятое ловом рыбы, когда оно на ходу или на якоре должны выставлять только огни и знаки, предписанные этим правилом.

Вспомним, что термин «на ходу» означает, что судно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу и не стоит на мели. (п. (i) Правило 3 «Общие определения»).

Иными словами, требования 26-го правила действуют как для судов, имеющих ход относительно воды, так и для не имеющих, так как все эти суда — «на ходу».

Здесь же, в 26-м правиле читаем:

(b) Судно, занятое тралением, т.е. протаскиванием драги или другого орудия лова в воде должно выставлять:

(i) Два круговых огня, расположенные по вертикальной линии, верхний из которых должен быть зеленым, а нижний – белым…

(ii) Топовый огонь позади и выше зеленого кругового огня; судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь.

Таким образом, получается, что, если рыболовное судно, занятое тралением, имеет длину более 50-ти метров, то оно должно нести топовый огонь, независимо от того, имеет оно ход относительно воды или нет. Более того, и даже, если оно стоит на якоре, то, следуя букве правила, топовый огонь должен гореть! И только если оно имеет ход относительно воды, тогда

(iii) … в дополнение к огням, предписанным этим пунктом, — бортовые огни и кормовой огонь.

Пункт (c) этого же правила определяет огни, которые должно нести рыболовное судно не занятое тралением. Обратите внимание, что здесь нет упоминания топового огня вообще:

(c) Судно, занятое ловом рыбы, за исключением судов, занятых тралением, может выставлять:

(i) два круговых огня, расположенные по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красным, а нижний — белым…

(ii) если выметанные снасти простираются в море по горизонтали более чем на 150 м от судна, то в направлении этих снастей — белый круговой огонь или знак в виде конуса вершиной вверх;

(iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным этим пунктом, — бортовые огни и кормовой огонь.

Как видите, про топовый огонь – ни слова.

А вот еще вопрос про ход относительно воды для рыболовного судна не занятого тралением:

Итак, мы не видим ни кормового ни бортовых огней. Как вы помните, судно занятое ловом рыбы, но не тралением, не несет топовых огней в принципе. Следовательно, такое судно может либо стоять на якоре, либо не иметь ход относительно воды, но быть на ходу. В противном случае мы бы видели либо бортовые, либо кормовой огонь.

Еще один любопытный вопрос:

Иногда, обнаружив два вертикально расположенных красных огня, сразу напрашивается ответ, что это судно, лишенное возможности управляться. Но смущают зеленый и белый огни рыболовного судна, занятого тралением. Может ли судно, занятое ловом рыбы, лишиться управления? Конечно же может. Но! Если это произошло, тогда судно, лишенное возможности управляться должно нести только огни, предписанные Правилом 27:

(a) Судно, лишенное возможности управляться, должно выставлять:

(i) два красных круговых огня, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте;

(ii) два шара или подобных знака, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте;

(iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным этим пунктом, — бортовые огни и кормовой огонь.

Не должно быть никаких других огней! Следовательно, на рисунке — судно, занятое ловом рыбы тралением, а два вертикально расположенных красных огня – это дополнительные огни, определяемые Приложением II «Дополнительные сигналы для рыболовных судов, занятых ловом рыбы вблизи друг от друга»:

2. Сигналы для судов, занятых тралением

(a) Суда длиной 20 м и более (ИМ 174/95), занятые тралением, независимо от того, используют ли они донные или пелагичекие снасти, могут выставлять:

(i) Когда они выметывают снасти – два белых огня, расположенных по вертикальной линии;

(ii) Когда они выбирают снасти – белый огонь над красным, расположенные по вертикальной линии;

(iii) Когда снасть зацепилась за препятствие – два красных огня, расположенные по вертикальной линии.

Таким образом, на рисунке – рыболовное судно, занятое тралением, у которого зацепились снасти.

Еще один интересный, вопрос:

Согласно упомянутого выше Приложения II, правильные ответы «Снасти этого судна зацепились за препятствие» и «Длина судна более 20м».

В старой редакции МППСС-72 не было упоминания о длине судов, занятых тралением. Это уточнение появилось в 1995 году, поэтому моряки старой школы могут не знать о таком дополнении. Приведенный выше вопрос как раз на эту тему.

И еще один коварный вопрос на огни рыболовных судов:

Итак, мы видим красный и белый огни судна, занятого ловом рыбы, но не тралением, видим правый зеленый бортовой огонь, а также попеременно мигающие вертикально расположенные желтые огни и еще один белый огонь. Что же это за судно?

Согласно правила 26, — это

(c) Судно, занятое ловом рыбы, за исключением судов, занятых тралением, может выставлять:

(i) два круговых огня, расположенные по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красным, а нижний — белым, или знак состоящий из двух конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; судно длиной менее 20 м вместо этого знака может выставлять корзину;

(ii) если выметанные снасти простираются в море по горизонтали более чем на 150 м от судна, то в направлении этих снастей — белый круговой огонь или знак в виде конуса вершиной вверх;

(iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным этим пунктом, — бортовые огни и кормовой огонь.

Таким образом, белый огонь указывает, что выметанные снасти простираются в море по горизонтали более чем на 150 м от судна.

Попеременно мигающие желтые огни описаны в п. 3 Приложения II:

3. Сигналы для судов, производящих лов рыбы кошельковыми неводами

Суда, производящие лов рыбы кошельковыми неводами, могут выставлять два желтых огня, расположенных по вертикальной линии. Эти огни должны попеременно давать проблески каждую секунду, причем продолжительность света и затемнения должна быть одинаковой. Эти огни могут быть выставлены только тогда, когда движение судна затруднено его рыболовными снастями.

Интересная группа вопросов связана с огнями и знаками лоцманского судна:

Огни и знаки лоцманских судов определены Правилом 29:

(a) Судно, при исполнении лоцманских обязанностей, должно выставлять:

(i) на топе мачты или вблизи от него — два круговых огня, расположенные по вертикальной линии; верхний из этих огней должен быть белым, а нижний — красным;

(ii) если оно на ходу, то дополнительно — бортовые огни и кормовой огонь;

(iii) если оно стоит на якоре, то в дополнение к огням, предписанным подпунктом (i), — якорный огонь, огни или знак.

(b) Лоцманское судно, не занятое исполнением лоцманских обязанностей, должно огни или знаки, предписанные для подобного судна соответствующей длины.

Обратите внимание, что, как и в случае с судами, занятыми ловом рыбы, лоцманские суда не несут топовые огни ни при каких обстоятельствах. Однако, в отличие от рыбаков, бортовые огни и кормовой огонь лоцман должен нести как в случае если он имеет ход относительно воды, так и в том случае, когда он не имеет хода относительно воды: т.е. «на ходу».

Также следует обратить внимание, что белый и красный вертикальные огни лоцман несет и на якоре, совместно с якорными огнями, однако если такое судно оказалось на мели, то белый и красный огни должны быть выключены.

Судно, лишенное возможности управляться. Вопросы по огням и знакам таких судов не менее интересны. Разберем некоторые из них:

Огни и знаки судна, лишенного возможности управляться регламентированы Правилом 27:

(a) Судно, лишенное возможности управляться, должно выставлять:

(i) два красных круговых огня, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте;

(ii) два шара или подобных знака, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте;

(iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным этим пунктом, — бортовые огни и кормовой огонь.

Обратите внимание, что опять, как и в случае с рыболовным или лоцманским судами, судно, лишенное возможности управляться, ни при каких обстоятельствах не несет топовых огней. А также, несет бортовые и кормовой огни только в случае, если имеет ход относительно воды, как рыболовное судно, не занятое тралением.

Вопрос, почему судно на рисунке ниже может быть только на ходу и при этом иметь ход относительно воды?

Ответ дает Правило 27:

(b) Судно, ограниченное в возможности маневрировать, за исключением судна, занятого тралением мин, должно выставлять:

(i) три круговых огня, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний — белым;

(ii) три знака, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих знаков должны быть шарами, а средний — ромбом;

(iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным подпунктом (i), — топовые огни, бортовые огни и кормовой огонь;

(iv) если судно стоит на якоре, то в дополнение к огням или знакам, предписанными подпунктами (i) (ii), — огонь, огни или знак, предписанный Правилом 30.

Правило требует нести топовый, бортовые и кормовой огни только если судно, ограниченное в возможности маневрировать, имеет ход относительно воды. Обратите внимание, что эти требования не относятся к судну занятому устранением минной опасности, несмотря на то, что последнее также является судном, ограниченным в возможности маневрировать.

Также особое место среди судов, ограниченных в возможности маневрировать, занимает судно, занятое дноуглубительными работами, т.к. имеет особенности при выполнении своей работы на якоре:

(d) Судно, занятое дноуглубительными работами или подводными операциями, когда оно ограничено в возможности маневрировать, должно выставлять огни и знаки, предписанные пунктом (b) этого Правила, и, если существует препятствие для прохода другого, должно дополнительно выставлять:

(i) два красных круговых огня или два шара, расположенные по вертикальной линии, — для указания стороны, на которой существует препятствие;

(ii) два зеленых круговых огня или два ромба, расположенные по вертикальной линии, — для указания стороны, с которой может пройти другое судно;

(iii) если оно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням предписанным этим пунктом, — топовые огни, бортовые огни и кормовой огонь;

(iv) судно, на которое распространяются требования этого пункта, должно, когда оно стоит на якоре, выставлять огни или знаки, предписанные подпунктами (i) и (ii), вместо огней или знака, предписанных Правилом 30.

Согласно п (iv), в отличие от других судов, судно, занятое дноуглубительными работами, даже если оно это делает на якоре, якорные огни и знак не выставляет.

В одной из предыдущих статей «Дух и буква закона» я затрагивал некоторые тонкости и особенности МППСС. В следующей статье поговорим о «шероховатостях» правил.


Нет комментариев

Оставить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии Войти