Для чего необходима маркировка
При постановке судна на якорь, либо при иных манёврах, связанных с отдачей якоря, нужно знать длину вытравленной цепи. Как правило, пост управления брашпилем современных судов оборудуются счётным механизмом, который определяет длину вытравленной за борт якорь-цепи по количеству её звеньев. Однако, далеко не все малые суда имеют такой механизм. Но даже на тех из них, что оборудованы счётчиком, в обязательном порядке производится маркировка якорь-цепи. Это делается в целях дублирования работы счётного механизма, а там где он отсутствует — по прямому назначению, для отсчёта количества отданных за борт смычек. Это необходимо по нескольким причинам. Дело в том, что при работе с якорем необходимо учитывать глубину. При большой глубине, превышающей пятидесяти метров, не рекомендуется отдавать якорь сразу — иначе якорь и звенья первой (якорной) смычки могут получить повреждения при ударе о дно. Во избежание этого, вычислив размер вытравленной цепи, останавливают якорь на высоте приблизительно в половину смычки (12 — 15 м) над уровнем грунта и начинают медленно травить её дальше с применением стопора, пока якорь не ляжет. Конечно, данные меры предосторожности относятся в первую очередь к большим судам с многотонными якорями и массивными якорными цепями большого калибра. Но, морские правила одинаковы для всех — как для гигантских супертанкеров и авианосцев, так и для лёгких спортивных яхт. Поэтому необходимо маркировать якорь-цепь любого калибра, на любом судне.
Касаемо же конкретно яхты, необходимость в маркировке не менее важна. Согласно рекомендациям опытных яхтсменов, при постановке на якорь, во избежание дрейфа, следует вытравливать цепь на длину как минимум в четыре — шесть раз превышающую глубину. В этом случае можно быть более или менее уверенным в надёжной постановке на якорь. Однако же в случае надвигающегося шторма нужно всегда быть уверенным, что у вас имеется достаточный запас якорь-цепи. Всё дело в том, что при шторме яхта может начать дрейфовать. А при недостаточно стравленной якорь-цепи возникает опасность того, что лежащий внатяжку якорь будет сорван с места под напором шквала. Движение сорванного с места якоря может постепенно ускоряться, после чего он начнёт галопировать по дну под действием рывков натянутой цепи. В этом случае якорь просто не сможет хорошо забрать грунт, и остановить дрейф яхты.
Когда яхта стоит у причала, на групповой стоянке, профессионалы советую стравливать якорь-цепь не менее чем на две глубины. При этом гораздо меньше шансов, что ваша яхта в шторм будет сорвана с якоря. Кроме того, если соседняя с вами яхта вдруг лишится якоря и начнёт дрейфовать в вашем направлении, при наличии свободной цепи у вас будет возможность либо смягчить удар, либо совсем избежать его. Другой случай, когда необходимо знать длину вытравленной цепи — это движение в шторм. В данном случае достаточно просто отдать якорь в половину глубины, чтобы уменьшить скорость движения. Ещё этот приём помогает избежать рыскливости яхты, улучшить управление. Именно поэтому при работе с якорем на яхте необходимо знать, сколько цепи уже вытравлено и сколько ещё осталось в запасе. Иначе подобная неосведомлённость грозит серьёзными последствиями.
Способы маркировки цепи на яхте
В случае, если вы взяли яхту в чартер, необходимо осмотреть якорную цепь и убедиться в том, что на ней нанесена разметка. Бывает так, что цепь была когда-то маркирована, но окраска рабочей части цепи (обычно 50 — 80 м со стороны якоря) истёрлась. Это происходит в результате трения звеньев о песок при стоянке. В этом случае, если при отдаче якоря вы не хотите считать каждое звено, перевесившись за борт, будет нелишне заранее промаркировать цепь. Сделать это можно будет с помощью пластиковых цветных зажимов, что применяют электромонтёры, собирая провода в один пучок. С помощью этих приспособлений (так называемых «тай-рэпов»). Это весьма практичное приспособление отлично подойдёт для маркировки якорь-цепи. Во-первых, стоят они сущие копейки; во-вторых — достаточно заметны благодаря своим «хвостикам»; в-третьих, они довольно устойчивы к истиранию о бушприт или грунт. Технология маркировки цепи с помощью «тай-рэпов» достаточно проста — растягиваем якорь-цепь на палубе и крепим пластиковые зажимы через определённое расстояние: 10 м — один зажим, 20 м — два зажима и т.д. Можно метить длину и зажимами разных цветов, тут главное самому не запутаться в этих обозначениях. Также промаркировать цепь можно с помощью краски, при этом на частной яхте вполне можно сделать отступления от сводов морских правил и использовать для маркировки различные краски и условные обозначения.
Стандарты маркировки
В случае, если на якорной цепи всё-таки обнаруживаются некие остатки маркировки, то не лишне будет знать стандарты, по которым обычно маркируют цепи. С помощью этого вы, возможно, сможете разобраться в следах маркировки. Отраслевой стандарт, в котором сформулированы все требования к окраске и маркировке якорь-цепей был разработан и принят ещё во времена Советского Союза, но продолжает действовать до сих пор. В аннотации к этому официальному документу ясно сказано: «Данный стандарт распространяется на все типы и классы надводных судов. Несоблюдение стандарта маркировки преследуется по закону». Возможно, законы с тех пор стали немного мягче, но это не повод для их несоблюдения. Итак, что же гласит сей суровый документ относительно порядка маркировки якорь-цепи?
Маркировка цепи зависит в первую очередь от её калибра, а также от предназначения судна. Все якорные цепи разделяются на три класса:
Калибром менее 19 мм.
Калибром более 19 мм, установленные на кораблях Военно-морского флота.
Калибром более 19 мм, установленные на гражданских судах.
Для маркировки якорь-цепей гражданских судов и плавсредств применяется следующий порядок:
Используется только белая краска;
Окрашиваются смежные звенья в следующем порядке.
1 и 2 смычки — по одному звену.
2 и 3 смычки — по два смежных звена и т.д. до пяти звеньев.
При этом на контрфорсы окрашенных звеньев наносятся марки для более точного определения сегмента промаркированной цепи.