Расчет элементов привно-отливного течения – это классическая навигационная задача. Если открыть любой приличный учебник по навигации, то алгоритм расчета не зависит от страны и года издания.
Если мы используем «приливные ромбы» — специальные значки с буковками, обозначающие на морских навигационных картах места для которых даны значения элементов течения в таблице у рамки карты, — решение задачи сводится к нескольким несложным шагам.
Приливной ромб на карте
Сначала необходимо определить «ромб», вблизи которого проходит путь судна, затем составить таблицу элементов течения опираясь на момент времени наступления полной воды в основном пункте, к которому привязаны все элементы течения в таблице.
Таблица течений с карты
Например, маршрут нашей яхты проходит вблизи ромба G. Следовательно, нас интересует столбец G приведенной таблицы. По горизонтали в таблице приведены данные о направлении и скорости течения относительно времени полной воды в основном пункте с дискретностью 1 час. В указанном примере основной пункт – порт Saint Helier.
Таблица приливов для Saint Helier
В таблице мы видим, что даны значения для каждого часа в течение шести часов до полной воды и в течение шести часов после этого события.
Допустим, мы выполняем расчет элементов приливного течения 05 сентября. Таблица приливов для Saint Helier на эту дату выглядит следующим образом:
Данные о приливе для Port St. Helier на 05 сентября. Время — GMT
Теперь, следуя инструкции, остается только составить таблицу, привязав ее к моменту полной воды. В нашем примере первая полная вода наступает в 08.34 по Гринвичу или в 09.34 местного времени. Предположим, что мы планируем проходить вблизи рома G примерно через шесть часов после первой полной воды. Шесть часов после 09.34 – это 15.34 (Т+6). В этот момент времени мы будем иметь следующие значения элементов течения:
Однако, если посмотреть с другой стороны, в этом районе мы будем за шесть часов до второй полной воды, которая наступит в 21.47 местного времени (Т-6). Если следовать тем же правилам, то, оперируя этими исходными данными, мы получим несколько другие значения для течения:
В результате для одного и того же места и одного и того же момента мы имеем два различных значения элементов течения. Мы получили разницу момента времени Т±6 почти в четверть часа и различные значения курса и скорости течения. Налицо коллизия!
Для начала, полезно было бы разобраться, почему возникает данное противоречие. Причины возникновения временной разницы в том, что периодичность наступления моментов полной воды привязаны к периоду обращения Луны (основному приливообразующему фактору) – к лунным суткам. Известно, что лунные сутки длиннее солнечных примерно на 50 минут – 24 часа 50 минут. Следовательно, лунный час длиннее солнечного примерно на 2 минуты. И, строго говоря, таблица моментов времени, основанная на лунном часе, должна была бы выглядеть следующим образом:
Однако, такой подход не разрешает другого методического противоречия: на один и тот же момент времени Т±6 имеют место различные значения курса и скорости приливного течения. Как же все-таки правильно?
К сожалению, единого мнения практиков на этот счет не существует. Так как «навигация – наука не точная…» (Х.Б. Врунгель), получаемые расхождения для практических целей пренебрежимо малы. Собственно этим можно объяснить отсутствие в классических навигационных учебниках анализа и разбора этой проблемы. Но, столкнувшись с необходимостью в так называемом «строгом решении задачи», рискну предложить наиболее академичный вариант.
Капитан Х.Б. Врунгель и яхта «Беда»
Для указанных исходных данных моменты времени с момента первой полной воды Т = 0 в 09.34 и до момента Т+6 определяются в целых «солнечных» часах, т.е. Т+1 = 10.34; Т+2 = 11.34 и так далее. Начиная с 15.34 (Т+6) и до 15.47 (Т-6) используются значения курса и скорости течения, данные в таблице для этого момента времени, – т.е. К — 237° V = 3,0-1,3 узла. Начиная с 15.47 (Т-6) к учету следует принять соответствующие значения К — 239° V = 3,1-1,4 узла. Таким образом, полная таблица элементов течения будет иметь вид:
Но, повторю, это все теория. Очень многие факторы, оказывающие влияние на фактическое значения элементов течения являются случайными, и учесть их невозможно. Поэтому, получаемые значения курса, скорости течения, моменты времени – величины весьма приблизительные, и методические погрешности методов расчета, о которых было рассказано в данной статье, вряд ли будут оказывать решающее значение.