Отдых под парусом

Кубок 100 миль

Предыстория

История развития российского парусного спорта неразрывно связана с именем Петра Великого. Именно по его высочайшему указанию в 1713 году был образован гражданский «Невский флот». На Партикулярной верфи началось строительство малых судов — прообразов современных яхт. Особенно интересен тот факт, что данные суда предназначались для бесплатной раздачи жителям Северной столицы в вечное пользование. Условия получения были просты: владелец полученного судна должен был содержать его в надлежащем порядке и ремонтировать по мере необходимости. А по приходу судна в негодность владельцу было необходимо за свой счёт построить такое же или большее по размерам.

Целью этого начинания была популяризация морского дела среди жителей Санкт-Петербурга. «Невский флот» имел свой собственный устав, флаг и даже парадную форму. Поэтому некоторые морские историки считают его прообразом современных яхтенных клубов. Так, «Морской сборник» писал, что петровский «Невский флот» является самым старинным яхт-клубом во всей Европе. К сожалению, с Петром ушёл в небытие и малый гражданский флот, возродившийся более века спустя по ходатайству видных профессиональных мореплавателей. В 1846 г. в Петербурге был учреждён Императорский яхт-клуб. По уставу его членами могли являться исключительно дворяне, имеющие в собственности яхту водоизмещением свыше 10 тонн.

История кубка

Впервые парусная гонка Петербургского яхт-клуба прошла в июле 1847 года. Дистанция гонки была лишь  12 миль, и проходила она близ западной оконечности Котлина, у маяка Толбухин. В ней участвовали семь судов из яхт-клуба Петербурга; призом являлась серебряная ваза. Чемпионом в первой в российской истории гонки под парусами стал тендер «Варяг».

А вот «Кубок 100 миль» впервые состоялся в Финском заливе под личным руководством государя Николая Первого с 18 по 19 июня 1852 г. Маршрут гонки начинался на кронштадтском Большом рейде, огибал остров Нерва (в 20 км от финского берега) и заканчивался на острове Котлин, на том же Большом рейде. Участие в первой 100-мильной гонке приняли представители Санкт-Петербургского и нескольких английских яхт-клубов. Всего в первой гонке вокруг острова Нерва участвовали 11 судов — 8 шхун и 3 тендера, из них 6 представляли «владычицу морей». Победителем в тех исторических соревнованиях стала британская шхуна «Клеймор», прошедшая 100-мильный путь менее чем за 15 часов. И, что самое удивительное, этот рекорд полуторавековой давности до сих пор остаётся недосягаемым даже для современных яхт!

Целью проведения этих соревнований была, как и во времена Петра Великого, популяризация морского дела среди подданных его Императорского величества. Первая половина 19 века была временем бурного расцвета Российского флота. Российские парусники в эти годы бороздили все моря мирового океана: посещали ледяные моря Арктики и Антарктики, бросали якорь у тропических островов Тихого океана, навещали побережья Южной и Северной Америки. Русские мореплаватели исследовали неизвестные побережья и совершали географические открытия. Только за первые 50 лет 19 века Россия снарядила свыше сорока дальних, в том числе кругосветных, плаваний. В связи с этим Российский флот нуждался в большом количестве матросов и морских офицеров, и подобные соревнования, по задумке организаторов, должны были «заразить» морем тысячи их зрителей, привести новых моряков в российский флот. Поэтому и призы для победителей были воистину «царскими». В первых гонках призовая сумма составляла 1 200 золотых рублей — гигантская сумма для тех времён.

Следует упомянуть, что гонка «Кубок 100 миль» стала второй регулярной гонкой в мире, после британского «Кубка 100 гиней», стартовавшего в 1851 году. Начиная с 1852 года, балтийский «Кубок 100 миль» стал проводиться минимум раз в два года. А с 1878 года, в честь знаменательной победы России над Османской империей в войне 1877 — 78 гг., этот кубок стал ежегодным. Российское Адмиралтейство в то время приступило к возрождению Черноморского флота, ликвидированного за 15 лет до этого, после поражения в Крымской войне.

В конце 19 века «Кубок 100 миль» стал традиционным для яхтсменов Санкт-Петербурга и не только: постоянными гостями Кронштадта были иностранные яхтсмены, а также любители парусного спорта из других регионов Империи. Известно, что специально для участия в гонках прибывали любители парусного спорта с Черноморского побережья: из Одессы, Николаева и Севастополя. Для участия в двухдневном соревновании отважным спортсменам приходилось преодолевать путь вокруг Европы, через Босфор, Гибралтар, Датские проливы, а потом тем же путём возвращаться назад. Призы для победителей оставались неизменно ценными, ведь Адмиралтейство понимало всю важность кубка для развития русского флота. К примеру, одним из призов в гонке 1880 года являлась новенькая яхта с названием «Награда». Соревнования проводились регулярно, вплоть до начала Первой мировой войны, когда значительная часть участников гонок ушла на войну, сменив лёгкие парусные суда на бронированных паровых гигантов Российского императорского флота. Как считали многие из любителей гонок под парусами — временно. Но, как оказалось, в тот момент «Кубок 100 миль» исчез из истории яхт спорта почти на целый век.

Вновь возрождён он был лишь в 2001 г. благодаря усилиям яхтсменов-любителей из Ассоциации яхт Л-6 и спортклуба ВМБ Балтфлота. Современная стомильная гонка проходит ежегодно под патронажем Морского совета (г. С-Петербург), мэрии города Кронштадта, командующего ВМБ БФ и Федерации парусного спорта. В 2001 соревнование по старинной традиции было открыто в Петровском парке, а старт яхтам дан у маяка Толбухина. Спустя 10 лет, в 2010 г., соревнования стали международными: в них приняли участие спортсмены из Финляндии.

Цели гонки

Возрождая старейшие в России морские соревнования, их учредители преследовали следовали тем же задумкам, что и Адмиралтейство в 1852 году, когда впервые были проведены 100-мильные гонки. Как говорится в «Положении» соревнований, главные их цели:

* Возрождение морских традиций российского флота.
* Популяризация яхтенного спорта среди молодёжи.
* Повышения мастерства и приобретение опыта участниками соревнований.
* Выявление сильнейших в своей зачётной группе.

яхт спорт

Правила гонки

Гонки проходят с соблюдением правил Международной и Российской федераций парусного спорта и инструкции гонки.

Участники разбиты, в зависимости от класса яхты, на семь групп. Группы включают в себя все классы современных спортивных крейсерских яхт размерами от 7 до 13 м и более. В отдельные группы выделены крейсерские гоночные яхты класса Л-6 (группа №3) и многокорпусные яхты (группа №7). Ранее все участники разделялись на три дивизиона: деревянные яхты, современные яхты и катамараны.

Согласно правилам, маршрут гонки в точности повторяет маршрут соревнований 19 века: старт с Кронштадтского рейда, огибание левым бортом острова Нерва и возвращение в исходную точку в Кронштадте. Протяжённость пути составляет ровно сто морских миль.

Определение победителя производится по фактическому времени нахождения в пути. С 2001 года призами были «Кубок 100 миль», кубок «Быстрейшая яхта». С 2005 года гонка проводится на призы МС при правительстве Петербурга. В классе Л-6 пришедшее первым судно награждается «Кубком 100 миль» и алым вымпелом Ассоциации Л-6. Кубок «Быстрейшая яхта» вручается экипажу, пришедшему первым, вне зависимости от того, к какой зачётной группе он принадлежит. В группах награды вручаются трём первым командам. Если в группе участвует всего три яхты (минимально разрешённое по регламенту соревнований количество), то приз вручается только первой из них.

Популярность и будущее

С каждым годом стомильная гонка в Финском заливе продолжает набирать популярность. В 2010 году в соревнованиях приняла финская яхта «Сайлори», занявшая третье место. В планах организаторов — привлечение к участию в Кубке максимального количества любителей яхтинга из всех регионов нашей страны и мира. Растущей популярности соревнований помогает большое внимание, которое уделяют им городские власти Санкт-Петербурга и Кронштадта, командование Балтийского флота и негосударственные фонды содействия флоту. Большую роль в популяризации Кубка также играют усилия энтузиастов из спортивных сообществ и ассоциаций Санкт-Петербурга. Огромный вклад в возрождение и развитие данных соревнований сделали члены Ассоциации гоночных яхт Л-6.

И, конечно, одна из главных причин общественного интереса — растущий с каждым годом среди граждан России интерес к истории своей страны, в том числе и истории её флота. Сегодня наши морские силы, как и во времена Петра Великого, требуют большого количества опытных моряков. А большой путь, как известно, всегда начинается с малого. Недаром и сам Пётр когда-то плавал на небольшом парусном ботике, прежде чем стать командором одного из сильнейших флотов мира.


  • Тематика Спорт
Нет комментариев

Оставить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии Войти