Любому яхтсмену, прежде чем выйти в море, необходимо с особым вниманием подойти к ревизии оснастки корабля. Особенно, если вы берёте яхту в bareboat charter (без шкипера). В этом случае с особым вниманием нужно подойти к осмотру швартовых. Дело в том, что при ходовых испытаниях яхт для швартовки применяются различные подручные тросы и концы, с расчётом в ближайшем будущем заменить их подобающей размерам яхты оснасткой, но… Как часто бывает, время идёт, а всё временное так и остаётся на борту. Отсюда так часто можно встретить на яхтах разношёрстные тросы, различного сечения и сделанные из различного материала, выполняющие роль швартовых концов.
Между тем, становясь у причальной стенки, нужно всегда быть готовым ко всяким неожиданностям — в первую очередь к внезапной непогоде. Как учат опытные шкиперы, подготовка к шторму должна начинаться задолго до того, как появятся его первые признаки. Очень часто бывает так, что оперативно среагировать на внезапно налетевший шквал не получается даже у достаточно опытных яхтсменов, что уж тут говорить о новичках, только что прошедших обучение управлению яхтой, взявших ее в чартер. Чтобы убедиться в небывалой самоуверенности, а точнее — халатности значительной части яхтсменов, достаточно прогуляться по пирсу: неубранные паруса, бьющиеся на ветру, в беспорядке лежащие на палубе концы, и самое главное — изношенные, растрёпанные швартовые. Причём подобную картину можно наблюдать практически в любом порту, будь то в России или Австралии.
Поэтому во время каждого значительного урагана так часто появляются одна-две яхты, сорвавшихся со швартовых и носящихся по акватории, зачастую тараня другие, надёжно пришвартованные суда. Поэтому при швартовке необходимо ощущать ответственность не только за свою яхту, но и за имущество своих соседей. Кстати, если вы заметили, что рядом с вами находится небрежно пришвартованное судно, не пытайтесь сами поправить халатность её владельца. Постарайтесь связаться с ним, а если это не удалось, то обратитесь к портовой администрации — капитану порта или, в малых портах и гаванях — harbor-мастеру. Именно они отвечают за безопасность судов в вверенном им порту, и только они имеют право совершать какие-либо действия с пришвартованной яхтой в отсутствие её хозяина.
Швартовые концы классифицируются по нескольким признакам: устойчивости к разрыву, сопротивлению к другим физическим нагрузкам и другим внешним факторам (трению, гниению, коррозии), их диаметру и т.д.
Прочность на разрыв
Один из самых главных показателей, характеризующий рабочие качества швартового. Измеряется в кило паскалях. Прочность зависит от материала, из которого он выделан и типа свивки каната. Определить необходимую прочность троса на разрыв можно используя специальные формулы.
- Стального жёсткого троса — диаметр троса в квадрате помноженный на 66.
- Стального гибкого — диаметр в квадрате помноженный на 50
- Капронового — окружность троса помноженная на 1,5
- Из манильского абака — окружность помноженная на 0,65
- Из пеньки — окружность помноженная на 0,5
- Из сизаля — окружность помноженная на 0,45
С помощью этих формул можно определить и рабочую нагрузку — регулярно в течение прилагаемую нагрузку, без риска повредить конец. Для этого нужно число, полученное в результате расчётов по приведённым выше формулам, разделить на шесть. Как видно из этого, наибольшим сопротивлением разрыву обладают стальные тросы, однако из-за других своих отрицательных показателей (жёсткость и большой вес) распространения на яхтах в качестве швартовых они не имеют.
Диаметр и окружность троса
От этого показателя зависит прочность троса, а также удобство его использования. Удобство особенно важно для швартовых: выбирать их порой приходится под большой нагрузкой. Поэтому через чур тонким, хотя и прочным концом вы рискуете порезать руки. При этом лучше воспользоваться тросом, взятым с запасом, лишь бы он удобно ложился в руку. Трос, с окружностью менее 2,5 см называется линь; от 2,5 до 10 см специального названия на море не имеет; от 10 до 15 см именуются перлинем, от 15 до 35 см — кабельтовым, более 35 см в окружности — канатом. Впрочем, последний тип троса вам вряд ли пригодится даже на океанской яхте. Для сравнения: карандаш имеет окружность примерно 2 см, а гранёный стакан — 20 см в нижней части.
Конструкция
По типу выделки тросы могут иметь бесчисленное количество вариантов. От способа плетения также во многом зависит прочность троса. Например, растительные витые тросы могут быть трёхпрядными (свитыми из трёх прядей каболки) или четырёхпрядным, при этом четырёхпрядный слабее трёхпрядного с аналогичной окружностью на 15 — 20%. Другая разновидность — плетёные тросы. Выделываются они из растительного или синтетического сырья в виде плетёной вокруг сердечника оболочки, впрочем, сердечник может и отсутствовать. Плетёные тросы гораздо мягче витых, поэтому они чаще всего используются для бегущего такелажа. Стальные тросы, в отличие от растительных или синтетических, плетутся из семи и более прядей, свитых вокруг пеньковой основы, которая даёт стальным тросам гибкость и сохраняет в себе смазку.
Коэффициент трения
Этот показатель характеризует трос, со стороны способности держать петлю узла при натяжении. Многие тросы, в частности синтетические весьма скользкие, что создаёт проблемы при попытке завязать прочный узел. Это зависит не только от материала, но и от жёсткости троса. Чем жёстче трос, тем менее крепкий узел можно на нём затянуть.
Материал изготовления
В настоящее время швартовые концы в большинстве своём изготовляются из различных синтетических материалов — полипропилена, капрона, акрила и т.д. Хотя ещё не совсем канули в небытие и растительные тросы. Это связано не столько с данью морским традициям, сколько с удобством их использования. Они более мягкие, обладают лучшим коэффициентом трения, но в то же время более тяжёлые из-за свойства впитывать воду, и малоустойчивы к гниению. А также примерно в 2 — 3,5 раза уступают капроновым аналогам по показателю прочности на разрыв. Так, капроновый трос на 10 — 15% легче пенькового, в 3 раза крепче, в 2 раза эластичнее.
Растяжимость
В зависимости от предназначения и применения, этот показатель может играть как положительные, так и отрицательные качества. Например, излишняя эластичность для бегучего такелажа очень большой минус, ухудшающий управление яхтой. А вот для швартовых — совсем наоборот. Эластичность троса способствует погашению энергии рывков яхты, что делает такие швартовые более надёжными. Наилучшими показателями в этом плане обладают синтетические тросы. Например, капроновый трос способен под нагрузкой растянуться на 40%, при этом практически без потерь для своих технических характеристик.
Удельный вес
Здесь также первенство остаётся за синтетическими тросами. Как уже говорилось, капроновый трос несколько легче пенькового, при этом нужно учесть, что растительные волокна очень гигроскопичны — имеют свойство впитывать влагу. О весе стальных тросов можно даже не говорить.
Стоимость
Цена на тросы порой не поддаётся аналитическому осмыслению: тросы, сделанные из одного и того же материала, того же сечения, но в разных странах или на разных фабриках могут различаться в разы. Совет тут можно дать только один: не нужно переплачивать за какие-то побочные, порой мифические качества троса. Обращайте внимание именно на то, что понадобиться вам на яхте — его прочность, удобство и т.д.
Чтобы швартовые как можно дольше служили за ними нужен соответствующий уход.
* Защита от износа. На те места швартовых, которые часто трутся, скажем о край пирса или полуклюз, необходимо надеть пластиковую трубку или бутылку из под газировки.
* После работы тросы нужно высушить и свернуть в бухточки. Хотя это в большей мере относиться к растительным тросам, но надлежащий уход совсем не лишний и для капроновых швартовых.
И главное помните, что за выбор швартовых и возможные происшествия по их вине отвечаете только вы сами. Именно поэтому, в качестве швартовых нужно использовать только качественные тросы. Старый трос может подвести в самую ответственную минуту, и в результате вы можете стать участником происшествия, в котором пострадает не только ваша, но и соседние яхты. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.