Одну из самых больших опасностей для судна, находящегося в открытом море, представляет забортная вода. В связи с этим, важно уметь вовремя обнаружить место течи и устранить аварию в максимально короткие сроки.
Вероятные причины течи
Причины течи на яхте могут быть самыми разными. Чаще всего это механические повреждения, полученные в ходе эксплуатации судна:
- Посадка судна на мель, столкновение с рифами и подводными камнями.
- Столкновение с другими судами, навалы яхт друг на друга или на пирсы во время стоянки в порту.
- Столкновение со льдиной или ледовое сжатие судна, оставленного зимовать на воде.
- Физические перегрузки вследствие ударов волн о борта во время шторма.
- Слеминг – гидроудары носовой части яхты о воду при встречном волнении.
Пробоина в борту является наиболее частой и самой опасной причиной поступления забортной воды внутрь судна. Кроме этого, результатом протечек может быть какая-либо техническая неисправность — например, протекающие уплотнительные сальники, выход из строя запорной арматуры патрубков, пронизывающих борт яхты ниже ватерлинии, выпавшие клёпки и разошедшиеся швы корпуса.
Согласно официальной техдокументации, все пробоины подразделяются на четыре категории:
Классификация | Размер |
Малая | Менее 0,05 кв.м |
Средняя | От 0,05 до 0,2 кв.м |
Большая | От 0,2 до 2 кв.м |
Очень большая | Свыше 2 кв.м |
Вполне понятно, что подобное подразделение весьма условно. Пробоина, считающаяся небольшой для судна водоизмещением в тысячи тонн, может стать фатальной для малой парусной лодки. Это становится понятно, если учесть тот факт, что через пробоину диаметром в 5 см внутрь судна может поступать от 50 до 100 л воды в минуту. Объём поступления зависит не только от размера, но и от расположения пробоины, (находится она на корме или в носовой части), а также на каком расстоянии от ватерлинии. Напор воды через носовую пробоину увеличивается за счёт поступательного движения яхты. Кроме этого, напор через пробоину, расположенную ближе к килю будет выше за счёт давления воды.
Обнаружение места аварии
В связи с тем, что любая течь представляет угрозу живучести небольшой яхты, экипажу при первых же признаках протечки нужно принять все меры по её устранению. Основная проблема в данном случае заключается в сложности обнаружения места течи, особенно если оно уже оказывается скрыто водой.
Если поступление воды небольшое и не угрожает плавучести судна, а сама яхта имеет малые размеры, то можно воспользоваться простым способом. По прибытии к причалу нанять автокран, не откачивая воду, приподнять лодку в воздух на полчаса. В результате можно легко обнаружить места протечки по ручейкам и каплям на корпусе: набравшаяся внутрь корпуса вода будет покидать его теми же путями, по которым попала внутрь. Кроме сквозных пробоин, в зависимости от типа и конструкции судна это могут быть:
- Потерявшая герметичность набивка сальников гребного винта, руля, забортных патрубков, датчиков и т.д.
- Выскочившие клёпки металлической обшивки, разошедшиеся швы.
- У стеклопластиковых моделей возможны микротрещины на корпусе, незаметные с первого взгляда.
- У швертботов – вышедший из строя уплотнитель выдвижного киля.
Если протечка имеет значительные масштабы, то создаётся реальная угроза сохранности яхты и жизни экипажа. Особенно велика эта угроза, когда судно находится вдали от берега, в открытом море.
В данном случае команда яхты должна действовать немедленно, согласно следующей инструкции.
- Самым первым шагом следует сбросить ход: остановить двигатель, убрать паруса. Это необходимо, чтобы по возможности уменьшить встречное давление набегающей волны.
- Одновременно с этим нужно приступить к удалению воды из трюма с использованием всех имеющихся на борту средств: механических и ручных помп, вёдер, черпаков, банок и т.д. К этой работе привлекаются все члены экипажа, свободные от других экстренных работ. Немедленная откачка воды позволит не только сохранить плавучесть судна, но и даст возможность быстрее обнаружить место течи.
- На предмет пробоины обследуется весь корпус, от носа до кормы. Найти относительно крупную пробоину можно по характерному журчащему звуку, а если она скрыта под слоем воды, то по фонтанирующим струям, водоворотам, расходящимся по поверхности течениям и т.д. При обследовании не стоит жалеть внутреннее убранство яхты – при малейшем подозрении на расположение места пробоины, вскрывайте полы, отдирайте обшивку кубриков, демонтируйте мебель и т.д.
- При поиске протечки особое внимание уделите тем местам ниже ватерлинии, где сквозь борт проходят различные детали и механизмы: патрубки водозабора, гребные винты, датчики. Осмотрите все запорные вентили и набивку сальников.
- Когда поступление воды значительно и создаёт потенциальную угрозу плавучести яхты, шкипер должен подать в эфир сигнал бедствия. В зависимости от тяжести положения, это может быть PAN PAN (потенциальная опасность гибели судна), либо May Day (непосредственная угроза жизни команды).
После обнаружения места течи предпринимается весь комплекс мер по скорейшей заделке пробоины или устранению прочих неисправностей, ставших причиной поступления в трюм забортной воды.
Лучшая защита – профилактика
Давно известно, что гораздо легче предотвратить происшествие, чем бороться с его последствиями. Если вы владелец собственной яхты, то имеете примерное представление о нахождении «слабых звеньев» в конструкции своей лодки. Перед каждым выходом в море следует производить внутренний осмотр судна на предмет обнаружения скопления воды под пайолами, герметичности набивки сальников, работы кранов патрубков. Если же вы берёте яхту в чарт, то не поленитесь при чек-ине хорошенько ознакомиться с расположением потенциально опасных мест, не стесняйтесь задавать вопросы представителю судовладельца относительно внутреннего устройства яхты.
Во время эксплуатации судна следует помнить, что каждый сильный удар о причальную стенку, о пришвартованные рядом яхты, о подводные камни, посадка на мель, чреваты образованием небольших течей. Причиной могут быть выскочившие клёпки, трещины в пластике корпуса, расхождение сварных швов и т.п. Поэтому, после каждого подобного происшествия, пусть на ваш взгляд и незначительного, не поленитесь обследовать место удара. Даже небольшое ослабление конструкции корпуса может сыграть плохую шутку при попадании яхты в серьёзный шторм.