В воскресенье, 15 марта 2015 должен был стартовать очередной, пятый этап знаменитой кругосветной парусной гонки Volvo Ocean Race 2014-2015. Шесть оставшихся в гонке океанских яхт должны были начать свой переход от берегов Новой Зеландии через Тихий океан, вокруг мыса Горн к берегам Бразилии. Это самый длинный этап гонки. Его протяженность составляет 6776 морских миль. Но старт был отложен по меньшей мере до среды, 18 марта. Причина – мощнейший за последние 25 лет тропический циклон, получивший имя «Пэм» («Pam»). В начале недели, сразу после международного женского дня, из мощной единой облачной зоны, находящейся над экватором, сформировались 2 вихря: один в Северном полушарии, другой в Южном. Синоптики назвали их вихрями-близнецами. Дальше их пути разошлись: северный циклон неспешно двинулся на запад. Сейчас тропический шторм, получивший имя «Бави», находится в центре Тихого океана. Океан в Северном полушарии пока еще прохладный, так что подпитать шторм энергией ему будет трудно. Местные метеорологи выпустили предупреждение только на Марианских островах и острове Гуам, куда циклон доберется в начале следующей недели. Здесь пройдут дожди, поднимется штормовой ветер. Куда опаснее ситуация в Южном полушарии, куда ринулся южный циклон-близнец. Вихрь получил имя «Пэм». Циклон «Пэм» образовался 6 марта в 500 км к северо-востоку от Соломоновых островов. Когда ураган добрался до Вануату, крошечного островного государства в Меланезии, его сила оценивалась в максимально возможные пять баллов. Скорость ветра в радиусе действия циклона достигала 270 километров в час. Вихрь принес ураганный ветер и сильнейшие дожди. Сильно пострадала столица Порт-Вила, а в отдаленных районах страны стихия разрушила целые деревни. Оставив после себя груды мусора, кровельных листов и сломанных пальмовых ветвей, ураган «Пэн» от островов Вануату устремился на юг, в сторону Новой Зеландии. Точное число жертв до сих пор неизвестно. Власти сообщают о 6 погибших, в то время, как по данным представителей ООН речь идет, как минимум, о 50 убитых и пропавших без вести. В новозеландском отделении ЮНИСЕФ уже предупредили, что «Пэм» может оказаться одним из самых разрушительных стихийных бедствий в истории Тихоокеанского региона. Еще накануне этому тропическому циклону » была присвоена пятая, наивысшая категория мощности. Пока самым разрушительным циклоном считается вихрь «Ума», который ударил по Вануату в 1987 году и унес жизни 50 человек, общий ущерб тогда оценивался в 150 млн долларов. Ураган серьезно потрепал столицу Вануату, город Сан-Виле, с населением 45 000 человек. Полностью разрушено или серьезно повреждено 90% построек. Несущественно пострадали только самые прочные железобетонные здания. Многие СМИ сообщают, что «Пэн» стал самым мощным ураганом в истории Вануату. Однако точного подтверждения этой информации дать сложно — ввиду отсутствия количественных данных. Вихрь постепенно разрушается, уже вскоре пройдет недалеко от северо-восточной части новой Зеландии. На Северном острове ожидаются сильные дожди, ураганный ветер, высота волн у побережья может достигнуть 6-7 метров. Порывы ветра повсеместно достигнут 18 м/с, а на побережьях штормовой силы — 25 м/с. В штабе кругосветной гонки было проведено экстренное совещание. Организаторы и шкиперы экипажей единодушно решили повременить со стартом. Но все же внутрипортовую гонку провести решились. Погода позволила Это было красиво и захватывающе. Но что пришлось бы делать морякам, если бы циклон застал их в океане? Для начала, давайте выясним, что же такое тропический циклон. Прежде всего, циклон — атмосферный вихрь огромного (от сотен до нескольких тысяч километров) диаметра с пониженным давлением воздуха в центре. Вследствие нагрева, более теплый воздух поднимается, создавая зону пониженного давления, в которую устремляется более холодный воздух из окружающей зоны более высокого давления. А из-за вращения земли эти вихри закручиваются, причем в северном полушарии – против часовой стрелки, а в южном – наоборот, по часовой стрелке. Так образуется циклон. Тропический циклон — тип циклона, или погодной системы низкого давления, что возникает над теплой морской поверхностью и сопровождается мощными грозами, выпадением ливневых осадков и ветрами штормовой силы. Тропические циклоны получают энергию от поднятия влажного воздуха вверх, конденсации водяных паров в виде дождей и опускания более сухого воздуха, что получается в этом процессе, вниз. Этот механизм принципиально отличается от механизма внетропических и полярных циклонов, в отличие от которых тропические циклоны классифицируются как «циклоны с теплым ядром». Термин «тропический» означает как географический район, где в подавляющем большинстве случаев возникают подобные циклоны, то есть тропические широты, так и формирование этих циклонов в тропических воздушных массах. Тропические штормы впервые были названы ураганами в Карибском море, а затем это наименование распространили на все тропические циклоны в южной части Тихого и Индийского океанов и северной части Атлантического океана, если ветер в циклоне приобретал огромную силу. В Китайском море, обычно в западной части северной половины Тихого океана и в Индийском океане над Бенгальским заливом их называют «тайфунами». Термин «тайфун» укоренился еще с давних исторических времен (по-китайски иероглиф «тай» означает сильный ветер) в применении к тропическим циклонам западной части Тихого океана в Северном полушарии. Тайфуны западной части Тихого океана образуют наиболее мощный очаг тропических циклонов по сравнению с другими регионами. Более 30% их приходится именно на эту часть Мирового океана. Тропический циклон представляет существенную угрозу для мореплавания, т.к. в зоне циклона, как правило, присутствуют сильные ветры (до 100-120 м/с) и волнение (высотой до 20-25 м). Все учебники по навигации рекомендуют всеми доступными средствами избегать попадания в зону тропического циклона. Рецепт уклонения от тропического циклона предельно прост: необходимо определить свое местоположение относительно центра циклона, а затем выполнить маневр уклонения. Для уклонения от надвигающегося циклона парусные суда должны выбирать курс следующим образом: — определить, в какой его половине находится корабль (если направление ветра меняется по часовой стрелке, то корабль находится справа от пути циклона, если против часовой стрелки — слеза). Для определения, с какой стороны горизонта подходит циклон, существует хорошее правило если стать спиной к ветру, то центр циклона будет находиться впереди на 45° — 65° влево от направления ветра в северном полушарии и на столько же вправо — в южном. — в северном полушарии, если корабль находится в правой половине циклона, лечь на курс бейдевинд правого галса, приводя постепенно корабль к ветру, и идти этим курсом до тех пор, пока давление не начнет повышаться; если корабль находится в левой половине или на пути циклона, лечь бакштаг правого галса, сохраняя этот курс до тех пор, пока давление не начнет повышаться; находясь на самом пути центра циклона, лечь фордевинд и идти этим курсом до начала роста давления; — в южном полушарии в левой половине циклона идти бейдевинд левого галса до начала роста давления; в правой по¬ловине или на пути циклона лечь бакштаг левого галса и идти этим курсом до начала роста давления. Для судов с механическим двигателем схема для расчета маневра еще проще: В каком бы положении по отношению к тропическому циклону судно не находилось, важно избежать попадания в его центральную часть (50 миль от центра). Лучше всего следовать по периферии тропического циклона, на расстоянии 500 миль от его центра. Для этого рекомендуется применять маневр «отворачивай навстречу», что позволит пройти на безопасном расстоянии от центральной части тропического циклона. Ну а тем временем, яхтсмены Volvo Ocean Race готовятся к приходу циклона «Пэм» в Новую Зеландию. Самые сильные удары стихии ожидаются утром в понедельник, 16 марта. Как только ночь опустилась на Окленд, дождь забарабанил по тротуару как солдаты на марше. Это время для битвы со стихиями. It’s time to pray for the best — but prepare for the worst.