Автор: Светлана Васильева
Когда мы собирались на Гарду – озеро Италии, которое называют «фабрикой ветра», то думали походить спокойно на J80 под солнышком, голубым сентябрьским небом, искупаться в теплой водичке, а после тренировок и самой гонки вдоволь насладиться атмосферой итальянских фешенебельных городишек, рассыпанных друг за другом по берегу. И в этих мыслях совершенно не было намека на то, что на озере переменчивая погода, сильные ветра и бывают даже штормы.
Марины по берегам Гарды поражали спокойствием и фешенебельностью
И, в общем то, план сбывался в первые дни пребывания на озере. Мы обкатали лодочку в акватории одной марины, затем перегнали ее в другую и поставили на причале. Он был весь заставлен лодками, участвующими в гонке на следующий день. Лодки парковались буквально друг на друге, и вид этого места был такой романтический, так будто это «город затонувших кораблей».
В ночь перед стартом лодки были припаркованы фактически друг на друге
Надо сказать, что гонка, на которую мы приехали впервые, стоит в списке спортивных мероприятий олимпийского комитета Италии. В гонке участвуют разные типы лодок, результаты которых считаются отдельно: маленькие классические как наши, катамараны, либеро (это где экипаж кренит лодку на специальных платформах), ну и относительно большие лодки футов на 30-45. Катамараны так гоняют, буквально как метеоры (впрочем, как и либеро)! Это ясно понимаешь, когда выходишь своим галсом на поворот, в полной уверенности, что ты находишься в безопасном расстоянии от соседей и готовишься к повороту…, как вдруг неожиданно тебя догоняет и чуть не сносит катамаран, которого еще несколько секунд не было в доступной видимости (катамараны и стартовали позже других лодок, а потом обогнали буквально всех).
Потрясающей красоты виды Гарды и ее горных берегов
Гонка была рассчитана примерно на 50 миль (хотя обычно она сто-мильная, но в этот раз, видимо, из за штормового предупреждения организаторы решили сократить дистанцию). Гонка проходила при разных погодных условиях: было сильное волнение, полный штиль и абсолютный шторм (с градом, болтанкой, порывами, которые опрокидывали лодку). Сразу скажу, что для нас она длилась 12 часов, в шторме около 4 часов. От России было три экипажа. Составы интернациональные (ребята приехали из Украины, Германии, Франции), но все, так или иначе, связаны с Россией.
Суета перед стартом
После старта шли, более менее, ровно, пока не упали на обходе контрольного буя при шквалистом ветре: лодка перевернулась на 90 градусов, паруса в воде. Стоим на одном борту, по колено мокрые. Сняли парус и лодка поднялась, но сколько было потрачено времени, чтобы наладить намокшие, застрявшие и разболтавшиеся паруса и шкоты! И столько же времени, чтобы прийти в себя и продолжить гонку. На этом буе брочило почти все маленькие лодки. Все три российские лодки прошли это испытание. Перевернуло нас впервые в жизни, поэтому мы метались: никак не могли отцепить фал, не сделали предупредительных мер, которые возможно предотвратили падение (ну в частности, можно было бы в принципе загодя убрать генакер или всем одновременно попытаться хорошенько откренится, но…).
На нашей лодке после брочинга случилась маленькая забастовка. Шкипер Тарас сразу же после возращения лодки в рабочую позицию дал команду поднять генакер, но мы – четыре девчонки – никак не могли решиться это сделать, протестовали, просили разобрать ситуацию, хотелось понять, почему это произошло, чтобы не повторить такой же неудачный маневр. Тарас убедил нас аккуратно и вежливо (он вообще был довольно лоялен с нами, хотя местами можно было бы и поругаться…), что если мы не раскроем генакер, то для нас гонка неизвестно когда закончится и дело даже не в завоевании мест, а в том, чтобы поскорее добраться до финиша. А после брочинга поскорее причалить к берегу хотелось всем. Короче, уговаривал, уговаривал, уговаривал и….. уговорил!
Ураган, который надвигался, с гор. Последняя тихая вода, которую мы видели, перед входом в шторм
Паруса подняли, пошли быстрее, и на очередном контрольном повороте встали в полный штиль. Мы как то удачно вырулили, даже при отсутствии ветерка, на выгодную позицию: соперники были чуть сзади, но далеко справа или слева. А мы держались по центру и ждали ветра, потихоньку продвигаясь вперед: пели призывающие ветер песни, читали мантры, рассказывали страшные истории про грозы и шаровые молнии, как будто предсказывали то, что может ожидать нас дальше (и ведь интуиция, прорывавшаяся на подсознательном уровне, не подвела…). Некоторые наши матросы даже успели подремать, переодеться, накраситься.
И тут… задуло!!! Сначала тихонько, но мы продолжали призывать ветер, потом сильнее, пошли барашки, наши соседи стали отставать, а мы рвались вперед. И вошли в ураган, в эту темноту, которая шла с гор: полил дождь, потом град с горох, порывы ветра 50 узлов… Думали, что первый фронт пройдет и станет легче, но обманулись. Да, и Тарас приговаривал: Хорошо! Сейчас быстро домчим! Но не тут то было! Начало метать и рвать паруса, кидать лодку, наши соседи свернули к ближайшим маринам, пару лодок только осталось справа и слева и мы видели, как их кидает, не понимая поначалу, что также ведь кидает и нас. И обратно уже не вернешься – зальет сзади, и к берегу не пристанешь – разобьешься: поэтому только вперед. Паруса рвало ветром до неуправляемости, мокрые до нитки (вот просто полностью!), лодку кильнуло волной и человек за бортом (слава Богу, зацепился за леера и поднялся обратно с лодкой после этой волны)… Очень долго искали финиш. Видели, как впереди идет лодка побольше: ребята на ней сначала убрали паруса, а потом поднимали их. Мы прошли мимо, кричали: все ли у Вас в порядке? Видели их испуганные лица. Боже, но ведь такие же лица были и у нас!!! Эта лодка была для нас дальше ориентиром (на мачте у них крепился огонек, ведь, уже стемнело, а у нас фонарик был только на голове у Тараса – на спец приспособлении, которое крепится на голову): они также искали маяк на финише и не находили. Вот тут под усталостью и продолжающимся штормом нервы стали сдавать даже у самых стойких. Мы подходили в надежде к берегу и в глубоком разочаровании поворачивали к центру озера. И вот нам маякнула вдали надувная лодка организаторов. Дошли таки! И финиш пересекли! И дважды пытались чалить, не находя марину для участников гонки. А на берегу концерт в честь финиша: сцена, ужин на площади и все такое… Надо сказать, что организация гонки у итальянцев оставляет желать лучшего: ни раций, ни скорой помощи, ни береговой охраны (хотя один экипаж нашей лодки, как говорят, подбирала охрана, но это было скорее счастливой случайностью).
Кружение лодок вдоль стартовой черты
В итоге финишировали: встречали нас аплодисментами, другие экипажи, видя, что мы совсем обессиленные и продрогшие помогли парковаться. Много экипажей сходили с дистанции перед штормом или в его начале: такие бури на озере редкость, опытные яхтсмены вылетали из лодок пачками и дальше не решались. Ну а мы — ПЯТЫЕ — единственная российская лодочка! Мысли были разные: да, я больше никогда в жизни, пиши-пропало, придется до берега вплавь, есть ли надежда на береговую охрану… А зачем я подробно пишу все это? Хочу сказать, что лучше этого не надо. Мы еще пойдем, но постараемся в такое больше не попадать, ну а если попадем, то обязательно выплывем. Спасибо за поддержку, дорогие мои брат и сестрички!
До шторма на итальянской Гарде мы рассказывали друг другу на лодке разные морские истории. И поскольку самые суровые условия нам встречались до этого на Балтике, то мы и приговаривали: а вот на Балтике волны круче, а вот на Балтике холоднее, а вот на Балтике мы чуть не перевернулись… И вот когда задуло 50 узлов на Гарде и мы попали в воронку урагана и 4 часа болтались в ней, шкипер Тарас (который до этого на Балтике не был) удовлетворенно сказал: Вот Вам и Балтика!
Про Тараса можно написать отдельную повесть: он одной рукой вытаскивал уходящих под воду матросов, другой держал штурвал, третьей толкал гик… Он хотел победы и верил в нас – совсем неопытных девчонок. И все мы живые пришли с ним на берег!
Старт и начало гонки проходили в лавировке. Озеро волновалось с самого начала. Тарас напряжен!
Подвиг наш остался не замечен: ах ах ах! Награждали первую тройку в каждой категории. И вообще, на награждении за призами выходили одни и те же участники: то ли получали призы за кого то, то ли это были спонсоры. А мы договорились командой встречаться каждый год 5 сентября и отмечать второе рождение! Мы-то знаем, чего стоило дойти до финиша в последние четыре часа гонки! Утром встретили австрийцев, с которыми вместе выходили на старт: они жаловались, что сошли с дистанции во время шторма, паруса порвало, одного человека выкинуло за борт. Они не поверили, когда узнали, что мы дошли и даже немного обиделись, когда мы сравнили руки двух наших шкотовых, стонавших на лебедках в шторм, с рукой их шкотового… После нас несколько лодок еще пришло на финиш (примерно из 25 лодок в нашей категории финишировали 10, из них в шторме побывали все лодки, начиная с 4-ого номера). Виват им! Вот они – настоящие герои!!!