Отдых под парусом

Эволюция индивидуальных спасательных средств

«Море не прощает ошибок» – избитое, но правдивое изречение. В то же время, всем известно, что человеку свойственно ошибаться. И в открытом море ошибки могут привести к тяжёлым последствиям, самые опасные из которых — опрокидывание яхты и выпадение человека за борт. Если кому-то доводилось оказаться в одежде в воде, он прекрасно знает, как намокшая одежда сковывает движения, отнимая все силы, а через некоторое время начинает буквально тянуть на дно.

Уже через десять минут человек, оказавшийся за бортом в намокшей одежде и без индивидуальных средств спасения, настолько ослабевает в борьбе с накатывающимися волнами, что бывает не в силах просто держаться на воде, не говоря уж о том, чтобы самостоятельно взобраться на борт яхты. И это без учёта того факта, что температура забортной воды может оказаться низкой и через несколько минут может привести к термическому шоку от переохлаждения и потере сознания. По статистике, более 90% летальных случаев на море происходят из-за пренебрежения средствами спасения на воде. Поэтому, согласно Морскому регистру, любое судно обязано иметь на своём борту средства индивидуального спасения в количестве, соответствующем числу членов экипажа и пассажиров. Не составляют исключения и малые суда, в частности яхты и катера всех классов. Сегодня существует большое количество всевозможных индивидуальных спасательных средств различных конструкций: спасательные круги, жилеты, нагрудники, лини. Попробуем разобраться в их многообразии.

Немного истории

Первым документальным упоминанием об индивидуальных плавсредствах является ассирийский барельеф, изображающий неких воинов, переправляющихся через реку при помощи надутых воздухом бурдюков из-под воды. Подтверждением применению надутых мешков из козьих шкур в качестве вспомогательного плавательного средства служит и клинописная подпись под барельефом, гласящая, что это вражеские солдаты, спасающиеся вплавь через реку от доблестных ассирийских солдат. И в дальнейшем нередко в истории античности упоминались надутые бурдюки, применяемые для переправы целых армий через широкие реки. По оценкам современных учёных, подобное индивидуальное средство могло иметь «грузоподъёмность» до 20-25 кг; этого вполне достаточно для того, чтобы удержать на плаву взрослого человека.

Однако о применении подобных надувных приспособлений на морских судах той эпохи ничего не написано. Если судить по древним эпосам и легендам, то единственным средством спасения мореплавателей античной, да и средневековой эпох становились деревянные доски и иные части корабля, оставшиеся на поверхности моря после кораблекрушения. Неудивительно: при довольно скромных габаритах судов того времени возить с собой на всякий случай надутые мешки из шкур по числу всех находившихся на борту людей было бы верхом непрактичности.

Спасательный линь

К сожалению, и в античные, и в гораздо более поздние времена основным средством индивидуального спасения служил спасательный линь. А если точнее — любой попавшийся под руки трос; исторические свидетельства говорят, что веревки издревле использовались для подъема человека из воды на борт. Собственно же спасательный линь появился только в начале ХХ века. В 1914 году матрос Василий Александров сконструировал его для спасения лиц, оказавшихся за бортом. В честь этого российского матроса спасательный линь получил наименование «конец Александрова». Вероятно, своим успехом данная конструкция обязана значительному опыту матроса: он служил в спасательной службе Выборга и лучше многих представлял, какой должна быть простейшая спасательная конструкция. Конец Александрова состоит из плавучего синтетического троса, который имеет на конце петлю диаметром около полуметра; на петлю надеваются два или три пробковых поплавка оранжевого или красного цвета. Конец дополнен утяжелителем в виде кожаного или брезентового мешочка с песком для большей дальности метания.

При оказании помощи тонущему конец Александрова нужно метать петлёй вперёд, чтобы человек смог надеть кольцо с поплавками на себя. В этом случае пробки будут играть роль спасательного жилета, а петля позволит подтянуть человека к спасателю. Интересный факт: вплоть до 80-х годов ХХ века конец Александрова оснащался вместо мягкого мешочка с песком полуфунтовым свинцовым шариком. Это требовало известной осторожности при метании линя, ведь чересчур «меткий» бросок мог значительно усугубить положение тонущего. Сегодня конец Александрова должен в обязательном порядке присутствовать в комплектации малых судов при их сертификации в Госинспекции по малым судам. Также подобными спасательными линями снабжаются и спасательные посты на пляжах, переправах, мостах. В советское время щиты с концами Александрова и шарами Суслова (см. ниже) располагались на мостах через Неву в Ленинграде.

На современном рынке снаряжения имеются спасательные лини и других конструкций, имеющие аналогичный способ применения. Также существут специальные ручные пушки, выстреливающие конец линя с грузиком с помощью пиротехнического заряда в сторону тонущего человека. Дальность действия таких приспособлений достигает сотен метров, что важно, если яхта движется с большой скоростью или человек за бортом был обнаружен не сразу. В сложной же ситуации на яхте спасательным линем может оказаться любой свободный конец, брошенный оказавшемуся за бортом человеку, если нет времени на поиск специализированных средств.

Спасательный круг

Время появления новинок в сфере индивидуальных средств спасения относится к эпохе Возрождения и связано с именем великого изобретателя Леонардо да Винчи. Итальянец, создавший проекты подводной лодки, танка, парашюта просто не мог обойти стороной такую тему, как средства спасения моряков. Именно ему приписывается изобретение самого известного средства спасения на воде — спасательного круга. Эскиз приспособления, точь-в-точь напоминающего современный спасательный круг, был создан им примерно в годы начала испанской колонизации Америки, известной также как конкиста. Правда, детального описания своего круга Леонардо не оставил, поэтому мы не знаем, из чего предполагалось изготовлять этот полезный предмет. Увы, об изобретении Леонардо приходится говорить в сослагательном наклонении, а ведь немало жизней моряков спасло бы оно вплоть до ХХ века, если бы было принято на вооружение в эпоху Ренессанса.

Признание спасательного круга действительно заняло немало времени: он был официально принят в качестве обязательного корабельного оснащения лишь в 1915 году, через год после начала Первой мировой войны с её широким применением подводных лодок. Одной из причин, заставивших британское адмиралтейство принять на вооружение спасательные круги, стала ужасная катастрофа у берегов Ирландии. В мае 1915 года немецкая подлодка отправила на дно британский пассажирский лайнер «Лузитания». Жертвами этой трагедии стали почти 1200 человек. Главной причиной катастрофы было то, что судно сразу же получило большой крен, и спуск спасательных шлюпок стал невозможен.

Современный спасательный круг, согласно ГОСТу, имеет внутренний диаметр 44 см, наружный — 68 — 76 см, массу — 4,5 — 7 кг. Изготавливается в виде тора («бублика») с оболочкой из поливинилхлорида и внутренним заполнением из пенополистирола, пробки, полиуретана и т.д. Главное — соответствие нормативам плавучести: он должен удержать на плаву груз массой 14 кг в течение суток. Согласно регистру, яхты длиной менее 30 м должны иметь минимум два спасательных круга, а длиной свыше 30 м — минимум четыре.  Окрас их может варьироваться, но, тем не менее, быть заметным на поверхности воды: красным, оранжевым, с двумя — тремя белами полосами. Зачастую круги снабжаются леерами, за которые могут держаться несколько человек. Для подъёма упавших за борт круг крепится к яхте с помощью прочного троса.

Спасательные жилеты и нагрудники

В современном водном спорте и туризме они являются самыми распространёнными индивидуальными спасательными средствами. Так было не всегда: еще в середине ХХ века спасательные жилеты почти не применялись яхтсменами. Как вспоминает знаменитый датский гонщик, 14-кратный чемпион мира и 4-кратный олимпийский чемпион Пауль Эльвстрём, в 50-60-е годы прошлого века почти никто из участников соревнований не носил спасательные жилеты. В те времена жилеты были неудобными и сковывали движения спортсменов.

Спасательные жилеты были запатентованы в 40-х годах XIX века, и к началу XX они уже стали широко распространенным атрибутом на американских судах. Особое постановление Конгресса обязало всех судовладельцев снабжать суда жилетами из расчёта один жилет на одного человека, находящегося на борту. С тех пор спасательный жилет претерпел значительные изменения, пережив большое количество различных модификаций, пока во второй половине 20 века не были приняты единые стандарты, продиктованные опытом его эксплуатации. В частности, среди основных требований, предъявляемых к спасательным жилетам, актуальны следующие:

* Должен давать возможность разворачивать человека, лишившегося сознания, лицом вверх.

* Должен давать возможность удерживать лицо человека на высоте не менее 12 см от уровня воды.

* Не должен сковывать движений.

* Должен исключить возможность неправильного надевания.

* Должен оснащаться проблесковыми сигнальными огнями и свистками.

Во избежание трагических случаев надо строго следовать инструкции при пользовании спасательным жилетом. Не раз потерпевшие гибли по причине неправильного использования спасательных жилетов. Наиболее известный случай — трагедия океанского лайнера «Титаник»: когда к месту катастрофы прибыли спасательные суда, был отмечен тот факт, что многие погибшие плавают в море вверх ногами. Это было следствием неправильно надетых жилетов: слишком низко, практически на поясе. После прыжка с борта корабля в воду люди не могли перевернуться вниз ногами из-за смещённого к голове центра тяжести и захлёбывались, оставаясь плавать вниз головой. Другой трагический пример — крушение эфиопского авиалайнера в открытом море в 60-е годы прошлого века. Погибло большинство пассажиров самолёта, и, по рассказам выживших, произошло это из-за того, что после падения в воду пассажиры надели на себя спасательные жилеты (как и требовалось по инструкции) и начали по чьёму-то дурному примеру в панике надувать их прямо в салоне (что было категорически запрещено инструкцией). Как итог, большинство пассажиров не смогли протиснуться в аварийные люки и навсегда остались в опустившемся на дно самолёте.

Действующие стандарты безопасности требуют, чтобы все яхты были оборудованы спасательными жилетами. Более того, ношение жилетов или спасательных нагрудников настоятельно рекомендуется опытными шкиперами. Достаточно вспомнить описание происшествия из книги того же Эльвстрёма «Искусство плавания под парусами»: шкипер одной из яхт во время соревнований получил удар гиком по голове и оказался в бессознательном положении за бортом. Спасло его только наличие на нём спасательного жилета, хотя в то время (конец 50-х годов) он был скорее исключением. К слову, сам Эльвстрём приложил массу усилий к модернизации и технологическим доработкам конструкции жилета, в результате чего мы и имеем современные надувные спасательные жилеты для яхтсменов, максимально удобные и функциональные.

Другие индивидуальные средства спасения

Среди прочих средств спасения на море, предназначенных для индивидуального использования, можно отметить термозащитный гидрокостюм. Этот комбинезон внешне напоминает облачение аквалангиста, с той лишь разницей, что окрашен он в яркие цвета. Он совмещает в себе две основные функции: удерживает человека на плаву и защищает от переохлаждения. Особенно актуально это средство в холодное время года или при плавании в высоких широтах, где вода порой имеет температуру немногим выше нуля — в этом случае могут оказаться бессильными даже спасательный круг и жилет.

Ещё одним оригинальным приспособлением являются так называемые «шары Суслова». Они представляют собой два пробковых или поливинилхлоридных шара, соединённых друг с другом капроновым или пеньковым тросом. Способ их применения, согласно инструкции, таков: «взять шары за соединяющий их трос, произвести над головой несколько круговых движений и бросить шары Суслова в направлении тонущего. При необходимости можно соединить их с концом Александрова». Вот таким образом эти два полезных изобретения — конец Александрова и шары Суслова — оказались на одном щите спасательного поста.


Нет комментариев

Оставить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии Войти