Мы находимся в плавании всего четыре месяца, но уже получили опыт использования разной яхтенной электроники. Вопрос даже не в том, работает ли устройство или нет, а в том, стоит ли покупка своих денег, какие функции будут полезны. Если бы мы знали раньше то, что знаем сейчас, то мы могли бы сэкономить много денег на ненужных покупках. Наши друзья Рон и Джеки, которые собираются идти по нашим стопам через несколько лет, как-то спросили, какое электронное оборудование для яхт стоит покупать на новую лодку. Мы купили много дорогого профессионального оборудования, что-то оказалось полезным, и мы можем это порекомендовать, а в чем-то нет нужды. Если наши знания будут полезны людям, которые собираются в круизное плавание, то мы будем рады поделиться нашим опытом и дать советы.
Не забывайте, что это только рекомендации и наше личное мнение. У каждого шкипера существуют свои представления о том, что нужно в плавании, и они могут отличаться от наших.
Что нам понравилось
Вот список электронного оборудования для катеров и яхт , покупкой которого мы довольны. Это приборы, без которых мы не смогли бы жить и настоятельно рекомендуем их остальным.
- Автопилот. Без сомнения, это наше лучшее приобретение. Мы используем его в каждом плавании. Мне сложно представить, как можно часами держать штурвал, устают и руки, и голова. Сейчас мы берем штурвал, когда проходим узкие места, или в сильный ветер (в заливах, реках, каналах). В больших водоемах мы всегда включаем автопилот и просто следим за обстановкой вокруг, а также показаниями картплоттера, при необходимости меняя курс на несколько или несколько десятков градусов. Без него нам бы не хватило терпения ходить под парусом. Мой низкий поклон всем тем, кто рулит вручную. (Наш автопилот включает в себя: компьютер Raymarine SX10, датчик угла поворота пера руля Raymarine, линейный привод Raymarine типа 1, головное устройство Raymarine st6002).
- УКВ радиостанция в кокпите. Не беспокойтесь, это не единственное радио на яхте, радиостанция Standard Horizon GX2100 стоит рядом со штурманским столиком. По моему опыту, стационарная рация в кокпите незаменима. У нас она установлена рядом со штурвалом и приборной панелью автопилота, мы включаем ее при каждом переходе. Обычно мы слушаем 16-й канал, но всякий раз, когда нужно поприветствовать оператора разводного моста, проходящую яхту, буксир или катер береговой охраны, рация приходит на нам помощь. Большое радио мы почти не используем, потому что я являюсь и рулевым, и радиооператором, а разорваться и быть одновременно и внизу, и в кокпите я не могу, поэтому рация незаменима. (У нас стоит Standard Horizon RAM 3).
- AIS. Автоматическая идентификационная система. Это маленькое удобное устройство используется для приема и передачи данных о положении судов. У нас установлен приемник, мы можем только принимать информацию о местоположении других кораблей. Для того чтобы они могли обнаружить нас, нужен передатчик, но его у нас нет. Очень удобно знать о приближении больших сухогрузов, буксиров и других судов, которые идут со скоростью 10-20 узлов и не будут менять курс, чтобы обойти нас. Иными словами, ночью в непогоду — такой корабль может переехать нас еще до того, как мы его заметим. Благодаря AIS мы видим на картплоттере местоположение, скорость, направление движения и место назначения судов. Картплоттер можно настроить так, чтобы он рассчитывал курс по GPS и предупреждал о возможном столкновении с другим судном с точностью до минуты. Жизнь становится намного легче, особенно на ночной вахте или при выходе из Чарлстонского канала в 5 утра, когда сложно сказать, на каком расстоянии от тебя огни судна – миля или 10 миль. (У нас установлен AIS Standard Horizon GX2100).
- Панель отображения информации о состоянии бортовых систем. Все эти показания можно получить и другим способом, но мне нравится наша панель. На одном экране (за штурманским столиком) отображается заряд батарей, ток солнечных панелей, число циклов запуска трюмного насоса за последние сутки, уровень в сточных баках, общее напряжение, ток, мощность, частота. Вы слышали? Отображается уровень в сточных баках! Мне не приходится лазать в трюм, откручивать крышку бака и заглядывать внутрь. (У нас стоит панель Blue Sea Systems 422).
- Светодиодное освещение. Мы заменили на светодиоды все лампы, которые только смогли. В кают-компании, на мачте, даже на навигационных огнях. Диоды очень экономичные, а мы можем рассчитывать только на ту энергию, которую сами получаем. Светодиоды потребляют в десять раз меньше, чем лампы, поэтому мы можем включить ночью весь свет и сиять, как рождественская елка. Кроме того, ближе к экватору темнеет раньше, поэтому нужно всегда иметь запас энергии для навигационных огней. У нас всегда светло в кокпите, поэтому мы не боимся темноты. (Сейчас у нас стоят диоды Sensibulb и IMTRA LED, но у Sensibulb есть проблемы с миганием).
Полезные приборы, без которых можно обойтись.
Это список приборов, которые работают хорошо и помогают нам, но нет особой нужды покупать их. Существуют либо более дешевые аналоги, либо другие способы снять те же показания. Но раз мы все уже купили, то пусть будут!
- Картплоттер. Внимательный читатель знает, что я обожаю наш картплоттер. Мне всегда интересно знать, где мы находимся, с какой скоростью идем, сколько сейчас времени, поэтому я постоянно смотрю на него (представьте, как я ною: «А скоро мы приедем?»). Я живу картплоттером. Но есть более дешевая альтернатива- iPad! Он полностью заменяет картплоттер. В iPad можно загрузить все карты, подключить к нему все приборы, взять его с собой. Есть хорошие водонепроницаемые чехлы, с которыми ему ничего не страшно, если вы его, конечно, не утопите. Наши друзья из Rode Trip используют iPad и очень довольны. (У нас картплоттер Raymarine C95).
- Приборы. Глубиномер, датчик скорости ветра, скорости яхты, оборудование и другие датчики. Это очень важные приборы, и я не говорю, что они не нужны, но они оказались в этом списке, потому что дублируют информацию на картплоттере. Приборы уже были установлены на яхте, но, честно говоря, я ими никогда не пользуюсь. Вы же помните, что я не отхожу от картплоттера? Мы не видим приборы в кокпите, потому что обычно они завалены подушками или проводами. (У нас стоят приборы Raymarine ST60).
- Радар. Я считаю, что он необходим. Но мы редко его используем. Возможно, потому что пока мы были только в Штатах, здесь все карты точные, поэтому не нужно сверяться с радаром. Я иногда использую радар ночью, но тогда приходится увеличивать масштаб на картплоттере (до одной-двух миль), а суда с AIS начинают пропадать за границами экрана. Уверена, что как только мы выйдем из Штатов, радар обязательно нам понадобится, но пока мы не пользуемся им так часто, как предполагали. (У нас радар Raymarine 418).
- Портативная УКВ рация. Да, у нас три радиоустройства на борту. Угадайте, каким мы почти не пользуемся? Я включила портативную рацию единственный раз, когда стояла на носу с багром в другой руке и общалась с оператором шлюза. Это можно было сделать из кокпита. Радиус действия портативной рации небольшой, она быстро разряжается и не так хорошо защищена от воды, как вы думаете. Не говоря уже о том, что очень сложно найти хорошую модель. Если вам это удастся, то регулярно заряжайте ее, не оставляйте под дождем, а она сможет стать хорошей заменой стационарной рации в кокпите. (У нас портативная рация Uniden Atlantis 250).
Мы подошли к концу списка, я удивлена, сколько вещей попали в категорию «необходимо» вместо «можно обойтись». Повторюсь, что мой опыт может отличаться от опыта других шкиперов. Примите во внимание все факторы: тип яхты, регион плавания, личные предпочтения, активность шкипера (думаю, что мы посередине). Лучший совет – «кто ищет, тот всегда найдет». Проведите несколько месяцев на яхте и решите, что вам нужно, а что нет. Если есть возможность, то начните с минимума и выберите то, что необходимо вам. Лучше сделать это еще в Штатах, потому что купить и установить приборы здесь проще.
Источник: Matt & Jessica Sailing Page