Принято считать, что Международные правила предупреждения столкновений судов в море – это некие правила дорожного движения для моряков. Отчасти это так и есть, но существует огромная разница в подходах, в идеологии, в «духе документа», — как говорят юристы.
Фото сайта http://loveopium.ru/
Сегодня утром на перекрестке второстепенной и главной дороги произошло дорожно-транспортное происшествие. Автомобиль «Жигули», двигавшийся по второстепенной дороге, въехал в правый борт «Мерседеса», находящегося на главной дороге. Не нужно быть экспертом правил дорожного движения, чтобы предсказать, что с большой долей вероятности виновным этого ДТП будет определен водитель жигулей, потому как, согласно правилам, он был обязан уступить дорогу.
В море похожая ситуация будет трактоваться совсем иначе. Ответственность за столкновение будут нести оба участника, ибо
«Ничто в настоящих Правилах не может освободить ни судно, ни его владельца, ни капитана, ни экипаж от ответственности за последствия, могущие произойти от невыполнения этих Правил, или от пренебрежения какой-либо предосторожностью, соблюдение которой требуется обычной морской практикой или особыми обстоятельствами данного случая.»
Правило 2 «Ответственность»
Фото сайта http://www.cargolaw.com/
Если столкновение произошло, значит, судно, которое обязано уступить дорогу, по тем или иным причинам не смогло выполнить требования Правила 16 «Действие судна, уступающего дорогу», требующие от судна, уступающего дорогу, заблаговременных и решительных действий с тем, чтобы «чисто» разойтись с другим судном.
Фото сайта http://seaman-sea.ru/
В то же время, судно, которому уступают дорогу не должно оставаться простым наблюдателем развития ситуации. Правила четко вменяют ему в обязанность сначала «сохранять курс и скорость» (п. а (i) Правило 17 «Действия судна, которому уступают дорогу»), а если
«…для него становится очевидным, что судно, обязанное уступить дорогу, не предпринимает соответствующего действия, требуемого этими Правилами, может предпринять действие, чтобы избежать столкновения только собственным маневром.»
п. а (ii) Правила 17 «Действия судна, которому уступают дорогу»
Фото сайта http://wwportal.com/
Иными словами, если судно, которое обязано уступить дорогу, не выполняет своих обязанностей, другое судно само обязано предпринять действия для предотвращения столкновения. Даже если в этом случае придется нарушить правила, в вину это поставлено не будет, если такое нарушение способствовало предотвращению столкновения. Такой подход закреплен пунктом b Правила 2:
«При толковании и применении этих Правил следует обращать должное внимание на всякого рода опасности плавания и столкновения и на все обстоятельства, включая особенности самих судов, которые могут вызвать необходимость отступить от этих Правил для избежания непосредственной опасности.»
Фото сайта http://www.phisicalpsience.com/
Чрезвычайно важная особенность МППСС – это взаимосвязь правил межу собой. Без четкого понимания этого бывает крайне сложно принять решение о действиях. Подробно о взаимосвязи правил хотелось бы подготовить отдельную статью.
В качестве примера, рассмотрим действия капитана парусной яхты при плавании по системам разделения движения (Правило 10).
Фото сайта http://www.tucabo.com/
Может ли парусная яхта длиной менее 20-ти метров использовать систему разделения движения? Да, может, правила это не запрещают. Может ли яхта пересекать систему разделения движения? Да, может. Пункт j правила 10 требует, чтобы парусно моторное судно длиной менее 20 м или парусное судно не затрудняло безопасное движение судна с механическим двигателем, идущего в полосе движения.
В то же время, если, при пересечении системы разделения движения между парусным судном и судном с механическим двигателем возникает опасность столкновения, то, согласно правилу 18 «Взаимные обязанности судов», судно с механическим двигателем обязано уступить дорогу парусному судну, несмотря на то, что это парусное судно вроде бы как должно не затруднять движение судна с механическим двигателем, следующим в полосе движения.
Фото сайта http://fotos.subefotos.com
Знать МППСС недостаточно. Чтобы их грамотно применять, необходимо глубокое понимание логики и взаимосвязи правил. В тексте нет лишних слов. Каждое имеет значение. Достаточно часто, при поверхностном изучении, некоторые слова упускаются из-за чего искажается смысл правил, что ведет к неверному их пониманию. Любой капитан должен знать МППСС, глубоко понимать их, следовать духу и букве этого закона.