До наших дней дошло не так много сведений о средствах и методах средневековой навигации. Главными инструментами мореплавателей той эпохи были отвага, чутье и доскональное знание особенностей поведения судна в любых погодных условиях, а также прочные навыки в управлении такелажем и парусами. Что касается навигации, то в условиях плавания вне пределов видимости наземных ориентиров, место судна определялось по счислению.
Для ведения счисления необходимо было определять и фиксировать жизненно важные параметры такие как направление движения – курс и скорость. Курс определялся по магнитному компасу, а скорость – с помощью примитивного лага. Зная исходную точку, направление, скорость и время несложно рассчитать текущее местоположение.
Проблема состояла в другом. Дело в том, что в XVI веке матросов, умеющих писать и считать, было не так уж много, поэтому записывать значения курса и скорости для ведения счисления было просто некому.
Для решения этой задачи средневековые моряки придумали оригинальное приспособление – галсовая доска (traverse board). В других публикациях ее иногда называют «траверзной доской», так как с английского слово «traverse» можно перевести и как «галс», и как «траверз». Еще мне встретился термин «вахтенная доска», очевидно названная так исходя из ее предназначения.
Верхняя круглая часть этой доски была разбита на 32 румба и имитировала компас. На каждом из этих румбов было высверлено по 8 отверстий, образующих восемь окружностей. Каждые полчаса вахтенный должен был замечать курс судна по магнитному компасу и «записывать» его на галсовой доске втыкая деревянный колышек в отверстие, соответствующее компасному румбу. Таким образом, за четырехчасовую вахту получалось восемь отметок о фактическом курсе.
Нижняя часть галсовой доски представляла собой прямоугольник с четырьмя рядами отверстий для фиксации значения скорости с помощью тех же колышков. В конце вахты шкипер переносил эти записи в навигационный журнал или сразу прокладывал на карте, получая счислимое место, а новая вахта начинала «записи» сначала.
Галсовые доски были широко распространены в Европе и Скандинавии с конца XV до середины XIX столетия. Таким образом, задолго до появления электронных карт и GPS, галсовой доски и других простых инструментов было достаточно, чтобы вести бесстрашных исследователей, таких как Христофор Колумб и Фернан Магеллан через неизведанные океаны.
Автор Susan Down
Оригинал статьи был опубликован на сайте www.hakaimagazine.com
Фотографии заимствованы с сайта www.ships-antiques.com